Нам нужно импортозамещение, а для импортозамещения нужна армия квалифицированных инженеров. Но средний балл ЕГЭ по профильной математике в России в 2021 году – 55.1, в 2022-м – 56.8. На этом можно было бы остановиться – этих данных достаточно, чтобы констатировать смерть массового математического образования в стране, и, как следствие, невозможност…
Я так смеюсь с этих поцев... :) Какие баллы, какое ЕГЭ... :) Не, ну я понимаю совсем молодых, но те кто постарше должны все же что-то помнить, не?
Те кто не помнят, попросите старшее поколение вместе пройтись по улицам любого большого города и расспросите, что и где было. И каждый раз, когда вы будете проходить мимо нового жилого квартала, построенного на месте старой промзоны вам будут говорить "Тут был громадный электронный завод на целый квартал, а здесь НИИ такой-то, а здесь опытное производство такое-то...". Современная система ЕГЭ и образования вообще - всего лишь отражает реальные потребности в образованных специалистах экономики и общества.
А ее практически нет, отсюда и уровень зарплат ИТР.
Конечно, остатки советской системы образования генерят еще много "специалистов", которые сразу после получения диплома инженера начинают работать официантами, парикмахерами и прочими работами в сфере услуг, где и ПТУ будет многовато. Но родителям упорно хочется, чтобы их чада получили "корочки", хотя даже гос-во не устает напоминать, что такое количество специалистов с высшим образованием экономике РФ давно не нужно.
А когда потребуется, то и уровень зарплат резко поднимется и с ЕГЭ или без него в эту область хлынет поток энергичных и умных людей. Стоило, к примеру, российскому теннису или хоккею стать трамплином к блестящим и высокооплачиваемым карьерам и мгновенно нарисовалась масса оснащенных школ, дорогих тренеров, магазинов экипировки и т.д.. Потому что есть потребность. В квалифицированных же специалистах экономика РФ в данный момент (а точнее последние лет 30) испытывает куда меньшую потребность, чем обеспечивают сохранившиеся до сих пор остатки советской системы образования.
Просто если адаптировать систему образования к ее реальным потребностям, то потребуется в разы сократить не только число ВУЗов, но и настолько же сократить 9-10 классы, оставив основной массе учащихся возможность после 8 класс пойти работать, в ПТУ или в лучшем случае в техникум. Но вот беда, нынешней экономике в РФ, даже такое количество рабочих рук без квалификации или с малой квалификацией не нужно.
Поэтому, как говорится "Что имеем, то и имеем! :)". Не стоит пенять на систему образования, она просто не требует в нынешнем виде громадных затрат и позволяет при этом искусно поддерживать у масс населения ощущение большой и развитой экономики. Если же привести ее в соответствие реальным потребностям общества, то слишком многие начнут подозревать что-то неладное.
Ну а если реального запроса на такое количество образованных специалистов в экономике нет, то и уровень их зарплат и их востребованность будут соответствовать именно тому, что мы сейчас и видим. Что делать - а ничего! Расслабиться и получить удовольствие. Потому что все, что нужно было делать - было делать не в области образования, а в в области экономики и не сейчас, а еще лет двадцать назад.
Была такая детская песенка в 70-80-х, начиналась со слов "Понедельник трудный день", а вот припев у нее был что надо, как раз для нынешней ситуации в экономике РФ -
"Это невозможно,
Это невозможно,
Это невозможно не понять,
Что бывает поздно,
Даже очень поздно,
Просто слишком поздно
Догонять!"
"А когда потребуется, то и уровень зарплат резко поднимется и с ЕГЭ или без него в эту область хлынет поток энергичных и умных людей."
Не очень понятно, как повышение уровня зарплат ИТР само по себе улучшит качество школьного образования. Вы намекаете, что такое увеличение зарплат магическим образом увеличит количество сознательных детей и родителей, которые захотят хорошо учиться? Нет, так это не работает - например, у нас до сих пор дефицит ИТ-специалистов в стране, хотя с зарплатами у них всё ок.
нужно было делать - в области экономикиВот они и (на)делали в области экономики)
А потом самый басманный суд в мире сказал, что продавать то, чего ты еще не купил - это четыре-пять лет лишения свободы. (простите за вражескую ссылку https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BE_%C2%AB%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0%C2%BB )
что продавать то, чего ты еще не купилВнезапно это оказалось основой предпринимательской деятельности. А сама предпринимательская деятельность оказалась основой экономики.
Вы вот тоже решили, что "надо было делать экономику", так что они не такие уж и плохие. Просто когда каждая кухарка начинает управлять государством, то имеем то, что имеем.
Тут был громадный электронный завод на целый квартал, а здесь НИИ такой-то, а здесь опытное производство такое-то...
Справедливости ради стоит отметить, что "громадный электронный завод на целый квартал" и "опытное производство" часто вполне себе живы и работают. Просто их вывели из центра за пределы города. Примеров тому у нас в городе знаю массу.
Крупные компании уже имеют свои учебные заведения для подготовки кадров для себя. Например https://tu-ugmk.com/ Вполне себе живет и работает уже давно.
Есть предприятия, которые открывают собственные программы по подготовке кадров для себя. Пример - https://uwca1.ru/ И тоже началось это не вчера.
Тут все зависит от конкретной востребованности и успешности на рынке.
Советское образование (в т.ч. и высшее) тоже было сильно небезупречно. Туда шли, в том числе, и чтобы в армию не ходить (статистки не найти о том, сколько человека поступали в ВУЗ после школы и сколько после армии - по моим личным наблюдениям после армии в вуз шли единицы). Как результат - кризис перепроизводства инженеров - система распределения работала, но загрузка инженера на производстве была "вполсилы". Могли ставить на должности, где достаточно среднеспециального образования, лишь бы трудоустроить. Или сидели по всяким отраслевым НИИ, большую часть времени гоняя чаи до самой пенсии без какого-либо стремления к профессиональному росту.