Яндекс полностью обновил свою Академию

Как компания перестроила бренд Академии и объединила свои бесплатные образовательные проекты для новичков в IT.

Яндекс полностью обновил свою Академию

Яндекс провел ребрендинг своей Академии. Изменилось не только оформление — речь идет о полном перестроении бренда. На платформе Яндекс объединил свои некоммерческие образовательные проекты для IT-специалистов. Цель Академии — не просто обучить студентов, но создать IT-комьюнити, в основе которого лежит идея life-long learning.

Цели редизайна и новые ценности

Академия Яндекса — это бесплатный образовательный проект для школьников, студентов и начинающих IT-специалистов. Он концентрируется на четырех направлениях: разработка, анализ данных, менеджмент и дизайн.

В 2022 году Яндекс решил собрать на одной площадке все свои некоммерческие образовательные проекты для начинающих IT-специалистов: Лицей, сезонные школы, партнерские программы с вузами, Школу анализа данных (ШАД), курсы и интенсивы. Цель — создать комьюнити людей, которые искренне увлечены информационными технологиями, — обучение здесь идет не только в традиционных форматах, но и во время общения и обмена идеями.

У каждого образовательного проекта «под зонтиком» Академии своя история, целевая аудитория и способы коммуникации. Перед командой стояла задача объединить их на уровне бренда, сохранив индивидуальность. Помимо этого нужно было собрать на одной площадке совершенно разные целевые аудитории, отличающиеся друг от друга по возрасту и уровню знаний. За помощью с определением визуального языка Яндекс обратился к дизайнерскому бюро «Щука», одному из самых известных брендинговых агентств. При этом за формулирование общего видения образовательных проектов, а также курирование ребрендинга с точки зрения корпоративного tone of voice отвечала команда дизайна Академии Яндекса.

То, что каждый проект самостоятелен, не было главной проблемой. Задача была в том, чтобы выстроить их в единую линейку

Станислава Галкина, менеджер группы маркетинга Академии Яндекса

По ее словам, в Академии они дают студенту возможность формировать свою цепочку развития, в пределах которой он может переходить из одного проекта в другой: «Школьники понимают, что после Лицея или какого-либо другого проекта они смогут выстраивать свой дальнейший путь в большой образовательной системе Академии».

Мы выбрали «Щуку», потому что в агентстве очень сильная креативная команда, которая предлагает смелые и необычные решения. Работать над проектами совместно с различными дизайн-студиями всегда интересно: такой диалог приносит свежий взгляд, неожиданные приёмы и тренды, а также помогает избежать самокопирования

Екатерина Лехавичус, руководитель группы дизайна и креативного продюсирования

Одна из основных концепций современного образования — это life-long learning, или обучение на протяжении всей жизни. Ребрендинг Академии нацелен на то, чтобы сделать эту идею реальностью для каждого пользователя, — во вселенной проекта человек может учиться на протяжении значительной части жизни. В этом смысле единая концепция бренда играет важную роль — она помогает сделать опыт студентов целостным.

«Разговор на одном языке» — предназначение и характер бренда

Команда, отвечающая за ребрендинг, и агентство «Щука» сформулировали четыре фактора, которые выделяли бы Академию среди других образовательных систем: предназначение бренда, ценности, характер и креативные метафоры.

Предназначение Академии в том, чтобы дать талантливым школьникам, студентам и начинающим специалистам возможность освоить актуальные IT-профессии

Предназначение выражается в следующем:

  • Ответственность и экспертиза. Будучи одним из лидеров нового цифрового мира, Яндекс ответствен за то, как технологии меняют жизнь человека. Поэтому компания считает доступное и качественное образование ключом к тому, чтобы люди могли адаптироваться к меняющимся реалиям и найти свое место в современном мире. В Академии студенты получают прямой доступ к ведущим IT-профессионалам, здесь они могут рассчитывать на менторскую поддержку.
  • Увлеченность IT. В Академии Яндекса уверены: возможности человеческого разума безграничны. Здесь люди любят свое дело — они не только стремятся к результату, но и увлечены поиском решения.
  • Культура и комьюнити. В Академии студенты могут найти единомышленников, получить поддержку, обмениваться идеями и опытом. Они погружаются в атмосферу здоровой мотивирующей конкуренции, приобретают навыки командной работы и встречают людей, которые в будущем могут стать их коллегами или даже друзьями.
  • Открытость и перспектива. Академия открыта многообразию культур и способов самовыражения и ценит право каждого сохранять свою индивидуальность. Здесь поддерживают конструктивные идеи, поощряя критическое мышление. Академия дает возможность применять теоретические знания на практике — студенты могут поработать над реальными проектами и в будущем получить билет в ведущие IT-компании.
  • Уверенность. В процессе обучения человек становится увереннее в собственных силах — чувство востребованности и развитие дают студенту дополнительный толчок к достижению новых высот.

Перед тем как определиться с двумя вариантами креативных метафор, мы провели со «Щукой» воркшоп «Аура бренда». Мы собрали разных участников наших команд (от маркетинга до продукта), но сомневались, что из этого можно сформировать что-то единое, потому что у каждого было свое понимание аудитории и работы проектов

Елена Торопина, руководитель маркетинга Академии Яндекса

В процессе стало понятно, что совершенно не важно, в каком классе учится человек, на каком он курсе, где он стажируется или работает, рассказывает она: «Суть в том, что если он действительно увлечен темой IT, то вполне может стать студентом Академии Яндекса. Со всеми нашими возрастными группами мы можем говорить на одном языке».

«Мысль, анализ, компетентность» — структура и визуальное оформление

После этих обсуждений «Щука» предложила несколько вариантов концепции, которые помогли сформулировать характер новой Академии. В основу бренда легла стратегия экспертизы: пользователи Академии — это люди, которые стремятся к непрерывному саморазвитию и ищут пути к знанию. Сомнения, поиск, размышления о мире и своем месте в нем, желание быть личностью и выстраивать собственный путь — все это свойственно образовательной вселенной Академии Яндекса.

Структурно Академия делится на три больших блока:

1. Программы для взрослых.

2. Программы для школьников.

3. Олимпиады.

Ключевым архетипом, общим для всех трех направлений, стал образ мудреца. Его дополняют другие архетипы, свойственные каждому блоку.
Ключевым архетипом, общим для всех трех направлений, стал образ мудреца. Его дополняют другие архетипы, свойственные каждому блоку.

Мы определили, что мы — мудрецы, мыслящие, анализирующие, компетентные. Это основополагающий архетип, наряду с которым в рамках Академии проявляются дополнительные: увлеченный и вдохновляющий маг, чьи черты соотносятся со Школой анализа данных, совместными программами с ведущими вузами и другими проектами для студентов и начинающих специалистов

Елена Торопина, руководитель маркетинга Академии Яндекса

Еще есть искатель, который жаждет новых впечатлений, чьи качества находят отклик у участников программ для школьников; смелый и соревнующийся герой, отражающий характер олимпиадников. На основе этих архетипов «Щука» предложила несколько вариантов креативных метафор.

Первая идея получила название «IT вне пределов Земли». Она заключалась в том, чтобы вписать Академию в космическое пространство со свойственными ему элементами: планетами, космическими кораблями и космонавтами. Изначально эта концепция нашла у команды Яндекса отклик — студенты, как и космические путешественники, не только заинтересованы в том, чтобы достичь итогового результата, но и увлечены процессом. Однако позже стало понятно, что концепция не в полной мере отвечает цели Академии создать классное комьюнити, где люди могли бы общаться друг с другом, — космос в этом плане холоден и далек.

Яндекс полностью обновил свою Академию

В итоге выбор был сделан в пользу другой, более теплой и земной, метафоры: «Жизнь как хакатон». Команды решили создать пространство, которое по своей сути будет напоминать вечеринку, где разработчики сообща решают различные IT-задачи на время.

Мы думали, что же объединяет всех наших студентов и абитуриентов, и поняли: они одержимы решением сложных IT-головоломок и готовы делать это днями напролет

Станислава Галкина, менеджер группы маркетинга Академии Яндекса

«Где этим можно заниматься, как не на хакатонах?» — задается вопросом она. Галкина уверена, что для ребят важен не только результат — они получают удовольствие от процесса: «Ведь участвовать в хакатонах только ради призов никто не будет, потому что есть куда более простые способы получить награду».

Тем не менее космос символически присутствует и в новом брендинге. Яндекс предлагает своим студентам не просто обучение, но образ жизни и мечты о том, кем они могут стать в будущем.

В XX веке пространством мечты, в некотором смысле недостижимой, был космос — он требовал запредельных концентрации, напряжения, воли и силы. Век XXI сделал космос более реальным, и на смену ему пришли информационные технологии. Если раньше дети хотели стать космонавтами, то теперь они стремятся к тому, чтобы научиться программированию.

Мечты есть общие — человечество думает о более технологичном будущем — и индивидуальные, присущие каждому отдельному человеку; в этом смысле образование — это всегда пространство мечты о том, кем человек может стать в будущем.

Наше IT-образование — это такая мечта в квадрате. Академия — продукт бесплатный и социально ориентированный, и это не случайно

Светлана Бочавер, руководитель продукта Академии Яндекса

Цель Академии — взрастить сотни тысяч айтишников, увлеченных своей работой и вдохновленных красивым образом технологичного будущего, которые превратят его для всех нас в реальность, заключает она.

2020
20 комментариев

И ни одной ссылки на статью. Ну кам он — я что сам гуглить должен? :(

12
Ответить

Карина Поюсова (PR образования в Яндексе) - https://www.facebook.com/karina.pausova - Вы думаете, что реально так компанию поддерживаете?

Дорогие мои, я люблю и уважаю Яндекс (в отличие от многих здесь), активно пользуюсь его ресурсами и знаком со многими людьми оттуда (кофаундер моего первого стартапа, к примеру, работает там). Тем более обидно, когда за небольшой, на мой взгляд, полезный (и слегка ироничный) комментарий меня минусят его представители.

7
Ответить

Про какую ссылку на статью речь?

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Дизайн от зумеров для зумеров. Наверно хорошо, но не надолго

13
Ответить

Какой же ужасный дизайн

5
Ответить

мб я слишком старый, нооо дизайн не зашел. Зашел на сайт, глазам не очень комфортно

4
Ответить