Меньше пробок, выше безопасность: как в России внедряется V2X

Решить проблему пробок в городах, особенно в миллионниках, можно с помощью системы управления трафиком, взаимодействия автомобилей с другими участниками движения и с дорожной инфраструктурой — V2X. Работы по внедрению технологии в России стартовали еще в 2019 году. Рассказываем, какие успехи в данном направлении достигнуты к настоящему времени.

Артем Ганжа, Платформа НТИ
Артем Ганжа, Платформа НТИ

Внедрением V2X в России занимаются компании-участницы рынка Национальной технологической инициативы Автонет (AutoNet). Среди них ООО “Среда”, ООО “Форт-Телеком” и компания Auto-Talks, а также некоммерческое партнерство “ГЛОНАСС”.

В конце 2020 года компании провели первые в России испытания совместимости оборудования и программного обеспечения V2X, поддерживающего стандарты ETSI ITS-G5. Стандарты ETSI ITS-G5 обеспечивают реализацию приложений и сервисов, использующих режимы передачи данных машина-машина и машина-инфраструктура и определяют требования к оборудованию и программному обеспечению, предназначенным для обеспечения безопасности дорожного движения, повышения эффективности организации дорожного движения и обеспечения движения высокоавтоматизированных транспортных средств.

В течение двух недель инженеры компаний находились в непрерывном контакте и смогли в кратчайшие сроки проверить множество сценариев работы.

Результаты испытаний доказали готовность российских производителей оборудования и программного обеспечения V2X к интеграции технологии в автомобильное бортовое оборудование и в элементы телекоммуникационной инфраструктуры системы для использования в пилотных проектах.

V2X – технология, обеспечивающая безопасность дорожного движения и повышающая эффективность движения транспортных средств за счет коммуникации транспортных средств между собой, всеми участниками движения и дорожной инфраструктурой. Каждое транспортное средство, подключенное к системе V2X, в режиме реального времени обменивается информацией с Интеллектуальной Транспортной Системой (ИТС) города и другими оснащенными транспортными средствами.

Что сегодня

Летом 2022 года в Санкт-Петербурге началась реализация первого в России коммерческого проекта по развертыванию сетей V2X на общественном транспорте. Первые 35 перекрестков в городе оснастили оборудованием RSU (Road Side Unit или Устройства дорожной инфраструктуры) TEDIX-R1 в сентябре, до конца года планируется доведение количества перекрёстков до 70. Проект является первым коммерческим и самым массовым примером внедрения V2X оборудования в стране.

До конца года город планирует закупить 138 трамваев, на которых с конвейера будут предустановлены устройства V2X, обеспечивающие связь с дорожной инфраструктурой. Также в планах дальнейшее оснащение троллейбусов. Основная задача — обеспечивать приоритетный проезд общественного транспорта там, где он опаздывает, изменяя фазу светофоров. С помощью технологии V2X это возможно осуществить в режиме реального времени (задержки не превышают 30 мс), а точность определения местоположения транспорта в 10 см достигается за счёт RTK-навигации.

Ярослав Домарацкий, эксперт НТИ Автонет, технический директор компании “Среда”

За счёт приоритетного проезда планируется не только нивелировать опоздания, но и увеличить пассажиропоток и сократить минимальное необходимое количество транспорта на линии. Первые RSU установлены в Калининском, Кировском, Красносельском и Приморском районах.

Разработчики системы подчёркивают, что “приоритетный проезд” — только одна из десятков задач, которые можно решать с помощью развёрнутой сети V2X.

Каждый автомобиль, который установит на борт устройство V2X сможет получать рекомендуемую скорость для проезда на зелёный свет, предупреждение о пешеходах на проезжей части (при интеграции V2X с подсистемой видеонаблюдения), предупреждения об опасности проезда на красный свет (если скорость приближения к перекрестку слишком высокая) и многое другое.

Кроме того, одно только V2X приложение GLOSA (движение с рекомендуемой скоростью) позволит экономить до 15% расхода топлива и до 40% расхода энергии на электрическом транспорте.

Эффекты от внедрения V2X оборудования в городскую систему Санкт-Петербурга:

  • оснащение перекрестков и трамваев оборудованием V2X приводит в среднем к экономии 5 минут на каждые 10 км маршрута за счет приоритетного проезда перекрестков общественным транспортом. Это эквивалентно экономии около 120 млн рублей за счет покупки городом меньшего числа трамваев на маршруте длиной от 20 км;
  • при оснащении оборудованием автобусов и троллейбусов достигается отставание от маршрута не более, чем на 5 мин в 90% случаев при движении в потоке транспорта.

Технологическим партнером и поставщиком RSU оборудования TEDIX выступил Fort Telecom (Пермь), поставщиком V2X-стека стала компания “Среда” (Спб), а генеральным подрядчиком и поставщиком автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУДД) стала компания “РИПАС СПБ”.

Нюансы V2X

“По нашему мнению ИТС с целом и сервисы V2X в частности имеют хорошую перспективу внедрения в России в крупных городах и на крупных автомагистралях т.к. при внедрении этих сервисов обеспечиваются существенные положительные эффекты информация о которых приведена выше. В менее крупных городах и на региональных автотрассах ИТС.V2X может внедряться во вторую очередь. Тормозящим фактором для внедрения может являться низкий объем выпуска новых ТС на территории России и упрощение конструкции и требований к ТС в том числе отказ или снижение требований к электронным системам ТС”, — рассказал Домарацкий.

Он отметил, что широкое внедрение ИТС и сервисов V2X будет способствовать предотвращение до 80% ДТП, сокращению пробок на 20%, сокращению выбросов CO2 на 19–51%.

“Поэтому целесообразно ввести поэтапную обязательность оснащения транспортных средств бортовым оборудованием V2X и подключения всех новых ТС, выпускаемых в обращение на территории России, к дорожной инфраструктуре ИТС/V2X начиная с общественного транспорта, экстренных оперативных служб, большегрузных автомобилей и далее всех новых автомобилей”, — заключил Домарацкий.

1313
11 комментариев

Скоро проблема пробок решится другим образом.

5

нет людей, нет машин, нет пробок

1

Прикольно! А когда интересно вся инфраструктура будет в этом?
И подорожают ли машины за счет внедрения этой штуки?

Пока про обязательность оснащения автомобилей речи нет. А вот оснащение общественного транспорта вряд ли приведет у подорожанию - инфраструктура окупается за год

1

а чипы откуда будут для v2x ?

Разрабатываются не только устройства российские (они сделаны), но и чипы, не только V2X, но и для RTK-навигации, например

А что на счет конфиденциальности?