Статья рассказывает о том, что ожидать от использования системы «1С» для интернет-магазина. Все знакомы с картинкой-мемом «ожидание-реальность». Автор работает в давно функционирующем интернет-магазине без единой товаро-учётной системы (Excel, макросы и прочий хардкор).
Я попробую ответить со стороны разработчика 1С на пункты этой статьи. Сказать есть много чего (может надо даже отдельную статью писать, если у людей интерес будет).
Во-первых, альтернативы есть.
Если вы маленький новый интернет магазин, который пока не собирается вести торговлю оффлайн (вам, кстати, уже с такой моделью бизнеса будет очень тяжело сейчас, так как новичков в этом деле очень много и большинство из них загибается в первое полугодие, т.к. оказывается, что просто запустить сайт (а часто го..носайт) недостаточно, чтобы на тебя потоком пошли заказы),
то помимо своего интернет-магазина лучше всего использовать retailCRM. Она отлично работает и как CRM система и есть задатки учетной системы (простейший складской учет есть, счета выставить можете, обработка входящих заказов просто отличная).
Если вы чуть-чуть крупнее и более сложная система у вас, подключите к этой связке МойСклад (порог входа в эту систему очень низок и она сделана действительно хорошо).
И когда вы наконец разовьётесь до более сложной организации и наконец захотите считать себестоимость товаров (с учетом разных накладных и т.п.), то тут уже будет необходима 1С.
Кроме того, не забывайте, ни одна из вышеперечисленных систем не дает вам такой простой возможности править функционал работы программы под себя. Это будет сделать намного проще, чем найти какого-нибудь специалиста, который вам сможет внести коррективы в retailCRM (и то, это очень ограниченные изменения, а 1С полностью свой код открывает).
Автор статьи говорил, что "Стоит также понимать, единожды ступив на дорожку доработки 1С ваша конфигурация становится специфичной, отличающейся от базовой. Про обновления «программы» можно забыть, вы навсегда обязаны нанимать программиста, чтобы параллельно в своей конфигурации реализовывать все нововведения, которые выпускает 1С".
Прошу прощения, но это бред:
1) доработки можно внедрять аккуратно: внешними обработками и отчетами, подписками на события (например, при "разноске" поступивших в банк денег система будет уведомлять контрагентов по почте, смс или в telegram о том, что их счет оплачен), расширениями (относительно новая методика, когда можно любую форму, процедуру переопределить (или дополнить), вообще не снимая конфигурацию с поддержки)
2) Даже если вы изменили что-то кардинально в системе, то все обновления тоже нормально ставятся. Система сама показывает, что вот в этот модуль уже были внесены изменения и 1С в обновлениях тоже его поменяла. И как в какой-нибудь svn просто вручную разрешаешь этот конфликт. У меня на поддержке есть целый набор баз, которые кардинально переписаны и постоянно обновляются на свежие релизы. Да, это может делать только программист 1С, но "дописывать весь новый функционал 1С" ему точно не требуется, только корректно его состыковать
Теперь про тезис про то, что 1С это дорого.
Если в процессе своей деятельности вы решили купить MS SQL, сервер 1С и лицензию на 5 рабочих мест, то у меня для вас плохие новости, вас где-то нае..ли. MS SQL стоит использовать только если ваша база уже высоконагруженная, огромна и т.п. Если при этом у вас 5 рабочих мест, то этого точно быть не может (если вы не магазин автозапчастей на иномарки - вот там действительно боль, боль и еще раз боль с объемом номенклатуры и ошибками проектирования, когда люди пытаются загрузить в базу 1С все возможные запчасти которые были выпущены когда-либо на любой автомобиль, а это сотни миллионов товаров (ведите вы лучше их в своем Excel....)). Начинайте базу 1С всегда с файловой и покупайте сервер только если это действительно необходимо. Файловая база нормально может общаться и с сайтом, и в нее спокойно есть доступ через веб-интерфейс, на нее можно вешать http сервисы (чтобы допустим бот telegram мог соединяться с базой и выполнять какие-то в ней действия пользователя). Для доработок версия 1С должна быть обязательно Проф (возьмем цену около 20 тыс руб в среднем)+ 5 рабочих мест - это еще около 30 тыс. Итого 50-60 тыс на запуск на своем железе.
Но если вы только начинаете, можете спокойно взять 1С в аренду в облаке. Стоимость будет 3-8 тыс для небольшой фирмы. А через год, если у вас бизнес пойдет, сможете свою базу оттуда перевести уже на свой сервер. Зато на старте вложений будет значительно меньше, хоть вы и переплатите по итогу. (продолжение ниже)
Константин, спасибо за ваши развернутые комментарии. Если вам еще есть что добавить и оформить в виде статьи, то было бы просто прекрасно. Вопрос очень насущный для многих малых ИМ.
Ну и конечно же, используйте Postgres вместо MS SQL. Это, конечно, менее удобно. Но в этом году вышла новая версия Postgres для 1С, которая должна решить наконец проблему блокировок при одновременном обращении к данным (ms sql проблем таких не имела никогда, но цена ее на самом деле намного выше, чем пишет автор).
Про отдельную операционную систему именно для 1С у меня просто нет слов. Нет такого. Если вы ставите в вину 1С то, что на компьютере должна быть хоть какая-то операционная система (да, желательно windows), то у меня есть подозрение в предвзятости.
Кроме того, Битрикс абсолютно не обязателен. Существует масса разных площадок по предоставлению интернет-магазинов, у которых есть интеграция с 1С. Проблема в том, что у них часто интеграция написана кем-то когда-то, а у человека есть "особые просьбы" по выгрузке и эти площадки не могут уже их реализовать. Решение есть, но о нем в самом конце.
Итого могу сказать, что можно запустить интернет магазин (затраты по 5 тыс. руб в месяц) + система на базе 1С (тоже около 5 тыс руб в месяц). За эти цифры я ручаюсь.
Про загрузку каталогов в 1С. Да, часто такое необходимо. Из просто файла xls или yml или еще чего-нибудь подобного стоимость загрузки каталога у нас стоит около 6 тыс. руб. (но готов сделать это за 30, хотя совесть будет немного грызть все-таки). Проблема в том, что часто этих каталогов (самых разных форматов) дают целую пачку. И на вопрос, можете ли вы дать это в каком-то одном формате и у вас будет инструмент навсегда для этого формата получаешь ответ, что я в excel (и вообще компах) не очень, поэтому давайте вы сами. Ты начинаешь анализировать каталог, оказывается, что у поставщика и артикулы повторяются (хотя клиент заверял, что такое невозможно) и пачка разных проблем еще. Тогда да, цена может расти. Но если клиент - не новичок в бизнесе и еще не в маразме, то он уже для себя отстроил систему из хаоса и сам понимает важность всех этих моментов и легко и быстро на все реагирует. Для таких да, цена на загрузку составляет около 6 тыс руб.
Но чаще приходится из 1С выгружать на сайт. И вот тут есть шанс сделать это вообще бесплатно (об этом опять же ниже).
Карточка товара в 1С Управление торговлей 11
1) Представьте, но в этой конфигурации есть встроенный механизм, когда пользователь сам может добавлять новые поля и реквизиты и добавлять их на форму и даже расставлять это в нужном месте (даже без входа в конфигуратор это делается). Вот вам пример формы Заказа покупателя. Там выделены поля, которые добавлены к документу без входа в конфигуратор и которые спокойно используются нами для выгрузки на сайт и т.п. (через внешние обработки, поэтому база остается на поддержке)
https://leonardo.osnova.io/f73fccdd-6278-29fd-4c0f-7537130645c7/-/preview/160x160/center/
2) Картинок можете загружать сколько угодно практически к любому объекту в базе (хоть товар, хоть сканы документов к договорам, заказам, счетам-фактурам).
На форме товара будет отображаться только одна картинка, но там есть под ней ссылка, чтобы увидеть все присоединенные файлы. Вот вам пруф:
https://leonardo.osnova.io/af120b35-c63b-38bc-0edc-6ade07494cae/-/preview/160x160/center/
3) HTML описание. Раньше это поле было прямо на форме товара, но достаточно давно его убрали (я не очень в курсе причин этого). Сейчас есть какой-то механизм подключения файла с html описанием для товара, но я с этим не работал, поэтому не буду придумывать. Но ничего не мешает, в случае необходимости, добавить это поле на форму самостоятельно (как и говорил, без входа в конфигуратор).
Взглянул на комментарий и вижу, что это уже чересчур))
Но практически на каждый тезис есть, что возразить. Кроме использования русского языка в программировании. В нашей IT компании и так ржут надо мной, так что я привык, просто поднимаю ставку за свои услуги ))))
Один из тезисов, с которым крайне согласен, это проблемы с тем, что пользователю необходимо разбираться в версии программы (7.7, 8.2, 8.3 действительно очень отличаются).
Но развивается постепенно все. И, почему-то вопрос, а какая у вас система: xp, семерка или десятка, не вызывает у пользователя такого ступора, а ведь под них приходится подстраиваться в своей работе.
В итоге, специалисты 1С должны быть грамотные. Решить вашу проблему скорее всего сможет даже стажер. А вот решить ее так, чтобы это в будущем не породило новые проблемы, сможет намного меньшее количество людей. Но ведь это везде так?
Не хочу, чтобы считали, что этот комментарий был для рекламы, т.к. тема меня эта очень задела.
Но именно для решения подобных проблем мы и запускали платформу uniSiter, где интеграция с 1С бесплатна под ключ.
А вот скажите, мне интересно, я перешёл с файловой 1с на клиент серверную, в файловом режиме 1с сама выполняет роль СУБД, и у нас был распределённая база данных, так вот 1с постоянно теряла какие то регистры накоплений, то есть остатки в главной базе отличались от остатков в подчинённой, исправлялись это полным перепроведением документов и то не полностью. Периодически подчинённые базы ложились, приходилось делать заново, в основном это меня вынудило перейти на клиент серверный вариант, потому что я понял что дело в слабости 1с как СУБД.
Встречались ли вы с таким?
Ритейл срм и мой склад- никому не порекомендую. Ритейлсрм - это Гугл таблицы , будете пользоваться сортировками и фильтрами, у них на главной очень красивые картинки изображающие статистику - но это только картинки, вы можете сами их сете нарисовать и любоваться, в ритейлсрм статистики у вас не будет