«1С» для интернет-магазина: блеск золота для франчайзи и нищета функциональности для пользователя

Статья рассказывает о том, что ожидать от использования системы «1С» для интернет-магазина. Все знакомы с картинкой-мемом «ожидание-реальность». Автор работает в давно функционирующем интернет-магазине без единой товаро-учётной системы (Excel, макросы и прочий хардкор).

Поэтому автор имеет представление нормальной схемы работы интернет-торговли и хорошо сформированное «ожидание» от внедрения нового ПО, а в статье рассказывается, как неприглядна «реальность» при внедрении «1С» даже для небольшого интернет-магазина.

Взгляд на рынок и догадка, почему нет аналогов «1С»

Если спросить у обычных людей, даже не айтишников, какая есть товаро-учётная система, то большинство ответит «1С». Граждане с особо расширенным кругозором назовут еще Ultima ERP. Даже если как следует поискать в интернете, выходит, что конкурентов у «1С» и нет.

Как такое могло произойти? Наверно, «1С» настолько хорошая система, что переиграла всех конкурентов в борьбе и осталась в гордом одиночестве, предположит наивный читатель. У меня, человека знакомого с термином «ошибка выжившего» и наукой «маркетинг», более реалистичное и циничное объяснение этому факту.

Думаю, успех «1С» связан с успехом маркетинга.

Позвоните в небольшую компанию, занимающуюся внедрением «1С». Скажите, что вам надо внедрить «1С» и ничего из программ не куплено, — вы почувствуете, как на той стороне телефона разгорится желание с вами работать.

Повторите эксперимент и скажите, что все лицензии уже куплены, и большинство мелких компаний и частников попробуют «слиться». Кто-то скажет прямо, кто-то витиевато. Ведь секрета никого нет, внедренцы «1С» зарабатывают 50% от стоимости всех проданных вам лицензий. Доходы от продажи лицензий составляют немалую часть денег, которую может заработать франчайзи при работе с маленькой компанией, с которой много не возьмёшь.

Подозреваю, что успех в распространении «1С» связан не с офигенностью программы, а с построением умелой сети продаж. Поставьте себя на место софтверной фирмы. При наличии двух программ, что вам выгоднее использовать в работе: программу, которая пусть даже будет удобнее и лучше, или программу, на которой вы сразу заработаете половину?

«1С» — это дорого

Капля вводной информации, которая сэкономит вам время: «1С» восьмой версии — это своего рода среда, нечто вроде операционной системы, в которой в дальнейшем можно запускать конфигурации, своего рода программы. Конфигурации делает как сама «1С», так и её крупные партнёры, их может делать вообще кто угодно.

Сейчас самой продвинутой системой для торговли от «1С» является «Управление Торговлей 11», для сайта — «Битрикс» в самой полной-неурезанной версии «Бизнес». У вас есть прайс-лист по ссылке выше, легко можно прикинуть, во сколько выйдет внедрить «1С» для интернет-магазина.

Итак, нужна система товароучёта и сайт, а также возможность подключаться к системе для десяти человек. Десять человек много для начала? Любое подключение к системе — пользователь. Два менеджера, закупки-приёмка, менеджер, директор или владелец, бухгалтер, контент-менеджер или товаровед, касса в точке самовывоза — уже больше пяти, пусть будет ещё запас.

Считаем.

«1С: Предприятие 8. Управление Торговлей» (USB) + «1С Битрикс: Управление сайтом. Бизнес» + «1С: Предприятие 8. Клиентская лицензия» на пять рабочих мест (USB).

79 815 + 28 100 х 2 = около 136 тысяч рублей.

Нормальная цена. А что сейчас дёшево стоит? Идём далее, все франчайзи вам расскажут, что в файловом режиме базы данных «1С» работает плохо, медленно, и рано или поздно база поломается. Работа встанет, оно вам надо? Нужно, чтобы всё работало на сервере.

«1С: Предприятие 8.3. Лицензия на сервер» (x86-64) (USB) за 103 700 рублей всяко дешевле пары дней простоя.

Промежуточный итог: на лицензии от «1С» для небольшого интернет-магазина требуется 240 тысяч рублей. Немало? Ахаха, это только начало!

Файловый режим работы — это когда база данных в виде файла на жёстком диске, а серверный режим предполагает наличие системы управления базой данных (СУБД). В теории есть платная Microsoft SQL и бесплатная PostgreSQL. На практике большинство компаний не хочет возиться с PostgreSQL, не умеют или невыгодно (наверняка неплохой процент от продажи даёт и Microsoft) — не знаю, но такова суровая действительность.

Поэтому покупаем СУБД: Лицензия на сервер MS SQL Server 2014 Standard Runtime для пользователей «1С: Предприятие 8» + Клиентский доступ на пять рабочих мест к MS SQL Server 2014 Runtime для «1С: Предприятие 8».

26 116 + 61 375 х 2 +149 тысяч = 389 тысяч рублей.

Кстати, для «1С» нужна специальная операционная система:

Microsoft Windows Server Standard 2016 64-bit Russian 1pk DSP OEI DVD 16 Core с RDP стоит 44 374 рубля.

389 тысяч + 44 тысячи = 433 тысячи рублей.

И вообще, к «1С» мы хотим иметь возможность подключаться удалённо, а не только в офисе, поэтому покупаем доступ к удалённому рабочему столу RDP:

(Microsoft Windows Server CAL 2016 Single Open No Level User CAL + Microsoft Windows Remote Desktop Services CAL 2016 Single Open No Level User CAL) х10.

(1975 + 6871) x 10 = около 88 тысяч рублей.

389 тысяч + 88 тысяч = 521 тысяча рублей.

Полмиллиона на лицензии для простого интернет-магазина. Охренеть! И это без установки. На установку накидываем ещё 100 тысяч рублей сверху.

Естественно, для работы программ требуется компьютер-сервер, в умеренно-разумном виде этого ещё 100 тысяч рублей.

Более 700 тысяч рублей уплачено, ну теперь-то у меня всё будет по красоте, думаете вы, и жестоко обламываетесь!

Импорт базы товаров в «1С», точнее его отсутствие

Работа по внедрению «1С» для уже работающего магазина начинается с импорта всего, что можно. Для максимального упрощения это может быть только каталог товаров. Думаете, потратили на софт от «1С» около 240 тысяч рублей, выгрузили всю базу товаров в табличном виде в CSV-v или XLS-файл — и сейчас быстренько всё импортируете?

Нет, в «Управление Торговлей 11» нет импорта каталога товаров. Есть на просторах форумов какие-то обработки (подпрограммы) для этой цели, но все они одинаково ограниченны и ущербны. Каждый программист каждый раз пишет новую обработку для импорта каталога товаров. Как вы понимаете, это деньги, минимально 30 тысяч рублей.

Ведение каталога товаров и услуг в «1С»

Наберите в лёгкие воздуха и лучше сядьте, сейчас будет явление карточки товара в лучшем программном продукте от «1С». Лидер рынка, десятки тысяч работающих магазинов, интернет-магазинов и гигантов торговли в СНГ.

Карточка товара в «1С» УТ11. Не надо быть Безосом, чтобы понять, что перед нами функциональный инвалид.
Карточка товара в «1С» УТ11. Не надо быть Безосом, чтобы понять, что перед нами функциональный инвалид.

Это не фотомонтаж, и я не прикалываюсь — всё выглядит действительно так.

Фатальные недостатки каталога товаров в «1С Управление Торговлей 11»

  1. Картинка для товара добавляется только одна. Как надо: сколько угодно фотографий.
  2. Картинка без водяного знака. Как надо: в БД должно быть оригинальное фото, на сайте с водяным знаком.
  3. Картинка модификации товара (цвет, размер) не добавляется. Как надо: как везде — фотографии для всех цветов и размеров.
  4. Описание товара просто текстом без HTML-оформления. Как надо: с красивым оформлением.
  5. Вес товара указывается только один. Поясню важность. Стоимость доставки, как мы все знаем, считается по весу. Банка краски 1 л и бочка 50 л, ботинки 30 размера и 46 размера, лестница 2 метра и 4 метра — эти и прочие товары по логике ведения каталога должны быть выполнены как разные модификации одного товара и присутствовать в интернете на одной странице (с переключателями). Логика работы УТ11 делает это невозможным в принципе, вес товаров и стоимость доставки не будут иметь общего с реальностью.
  6. Не записывается дата добавления товара, дата начала продаж и прочее. Как надо: служебная информация должна быть, она облегчает работу.

Я и представить себе не мог, что всё настолько плохо. «1С Управление Торговлей 11» в 2018 году — это уровень 2003 года. В программе для торговли начисто отсутствует жизненно важная функциональность, без которой просто нельзя работать в современном мире.

Кто-то может возразить, что всё это есть в «Битриксе». Действительно, пункты с первого по четвёртый есть. Давайте по-серьёзному, вся функциональность и информация должны быть не раскиданы как мусор по разным местам, порождая хаос синхронизаций и недопонимание у сотрудников, а находиться в одной базе — в УТ11. Это единственный возможный вариант.

При размазывании каталога товаров по «1С» и по «Битриксу»:

  • Невозможно сделать нормальный единый бэкап. База и товародвижения в «1С», картинки и описания в «Битриксе».
  • Приемщик на складе или продавец в пункте самовывоза тупо не может посмотреть, как должен выглядеть товар. На сайте ему что ли рыться?
  • Закупщик имеет дело с безликими строками.
  • Контент-менеджер должен наполнять две базы и следить, чтобы всё совпадало.
  • И сотня других возможных косяков, которые просто лень придумывать. Кстати, такой единственно верный подход «всё в одной базе» реализовала Ultima ERP (ulmart, например, на ней работал) — самое позднее ещё в 2010 году (отсюда это очевидно).
Моя боль в виде картинки-мема
Моя боль в виде картинки-мема

Малозначительная придурь в работе «1С»

Мало того, что в «1С» используется русский язык для программирования, они используют свой русский язык для обозначения всей функциональности и терминологии.

Все привыкли, что «хедер» и «футер» обозначают верх и низ страницы, ну или «шапка» и «подвал». В «1С» это называется «пролог» и «эпилог».

А «Каталог товаров и услуг» — номенклатура.

Товарное предложение или SKU — характеристика.

Использование русского языка в программировании «1С» несёт неудобства не самим фактом использования кириллицы, а нестандартностью и непохожестью на все другие языки программирования. Как говорил преподаватель в институте, стоявший у истоков «1С», изначально предполагалось, что бухгалтер (фирма и программа «1С» начиналась с бухгалтерии) сам может дописать нужные ему функции в программе.

Как мы знаем, бухгалтерский и налоговый учёт с 90 годов сделали большой шаг вперёд в сторону мордора (шутка ли, 30 отчётов в год для упрощённой системы налогообложения), и сейчас такие вещи никому в голову не придут.

Русский язык в программном коде «1С» остался просто как рудимент.

Наличие же своего куриного языка (на птичий язык не тянет) в терминологии я объяснить ничем не могу.

Что делать

Это не рекламная статья, не троллинг, это личный опыт. У меня есть купленные сервера, лицензии «1С» и понимание, как должен работать наш небольшой интернет-магазин. Но нет никакого понимания, как всё реализовать в «1С» или хотя бы как найти грамотного специалиста.

Перейти на другую систему? Разработчики системы Ultima ERP, упоминаемой в статье, не заинтересованы в работе с малым бизнесом. У них есть бесплатная система Ultima 2C, но она поставляется в виде «качайте и разбирайтесь сами», и сторонних разработчиков под неё нет.

Что делать? «1С» монополист, все модули от сторонних сервисов (например, служб доставки), подпрограммы и драйверы пишутся под неё и только под неё. На ней работают все. Как им удаётся? Множество нормальных интернет-магазинов работают на «1С», и у них на сайтах вся современная функциональность.

По всей видимости единственный выход — дорабатывать систему. Много дорабатывать. Да, даже если вы хотите открыть свой даже небольшой интернет-магазин, то при выборе систем «1С Управление Торговлей 11» и «Битрикс» вам потребуется потратить многие сотни тысяч рублей на доработку программ до базовой функциональности.

Не каких-то специфичных функций, а самой стандартной функциональности, без которой в наше время невозможно нормально работать. Ну, попытаться работать можно, но продавать не получится.

— Ты же не можешь ответить «потому что гладиолус»?

— Могу!

Тариф на доработки в среднем 2500 рублей в час, крепитесь.

Стоит также понимать, единожды ступив на дорожку доработки «1С», ваша конфигурация становится специфичной, отличающейся от базовой. Про обновления «программы» можно забыть, вы навсегда обязаны нанимать программиста, чтобы параллельно в своей конфигурации реализовывать все нововведения, которые выпускает «1С». Другими словами, ваш программист будет постоянно заново изобретать велосипед, который делает «1С».

Статья рассматривает только маленький участок работы интернет-магазина, а именно работу с каталогом. Дальше ада будет много больше.

Возможно, в комментариях появятся люди, зарабатывающие на «1С». Давайте так: статья написана с использованием фактов, примеров, пруфов и скриншотов, поэтому ответы могут быть только такими же.

Апеллирование в стиле «все работают, и никто не жалуется», «компании с миллиардными оборотами работают, один ты ноешь» и прочее в том же духе только укрепляет утверждения, написанные в статье. Если есть какие-то советы, которые могут мне помочь в сложившейся ситуации, с радостью почитаю.

8787
225 комментариев

Работаю в 1с как пользователь уже 5 лет. Ненавижу эту программу настолько, насколько это вообще возможно. Поражаюсь отсутствию альтернатив. Пора основывать народно-программистское движение «хватит терпеть 1с-унижение торговли» и создавать собственный продукт. И вообще с открытым исходным кодом.

44
Ответить

Я думаю вам не нравится ваша работа, а 1с тут уже вторична.

17
Ответить

У 1С код открыт. Можете править под свои нужды после покупки лицензии

5
Ответить

Ну идея для стартапа же. Берите и делайте.

1
Ответить

Нельзя ненавидеть то, что кормит, это не позиция мудреца. И вредно для ментального и физического здоровья. Альтернативы, конечно есть. Но они хорошо спрятались и не кричат о себе со всей мощью, которой обладает 1с. Поэтому найдет тот, кто ищет.

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

Ну так основывайте, вам никто не мешает.

Ответить