Что изменилось в поиске «Яндекса»: быстрые ответы, коллекции и новый алгоритм

Рассказ руководителя «Поиска» Андрея Стыскина об обновлении «Андромеда».

19 ноября «Яндекс» представил новую версию поиска «Андромеда» с улучшенными быстрыми ответами, отзывами, алгоритмом ранжирования, учитывающим качество сайта, и встроенными сервисами «Яндекс.Знатоки» и «Яндекс.Коллекции».

Обозреватель vc.ru поговорил с руководителем «Поиска» Андреем Стыскиным о том, что изменилось в поиске с момента выхода обновления «Королёв» и как изменения повлияют на пользователей.

Что изменилось в поиске «Яндекса»: быстрые ответы, коллекции и новый алгоритм

Прошлое обновление поиска «Яндекса» — «Королёв» — вышло 22 августа 2017 года. Оно было посвящено нейросетям и людям, которые помогают нейросетям обучаться для улучшения качества поиска. По словам Стыскина, с момента выхода «Королёва» в «Поиске» появилось 1008 изменений.

Команда разработчиков сгруппировала основную часть улучшений в «Андромеде» в три направления.

Быстрые ответы

Первое направление — улучшение «быстрых ответов», которые пользователь получает в выдаче, без перехода на сайт.

Если раньше «Яндекс» в основном отвечал на энциклопедические запросы, то в «Андромеде» ещё появились быстрые ответы для поиска заведений, новостей, фильмов, рецептов, результатов спортивных событий. Поисковик может подсказать, как выглядит определенный цвет, сколько минут варить яйцо и так далее.

Что изменилось в поиске «Яндекса»: быстрые ответы, коллекции и новый алгоритм

По данным «Яндекса», сейчас факты показываются 13 млн раз в день, они отвечают на 7 млн вопросов.

Быстрые ответы бывают нескольких типов.

Односложный ответ, не требующий пояснений

Ответ формируется из объектной базы «Яндекса». Объектная база агрегирует все открытые источники, которые проверяются внутри «Поиска». К примеру, для объекта «планета Меркурий» в карточке есть несколько фактов: средняя температура планеты, её размер и так далее. Поисковой движок «забирает» информацию из карточки объекта и даёт ответ.

Быстрый ответ с карточкой

Ответ из объектной базы или открытого источника. Похож на односложный ответ, только ниже него приводится ссылка на подробную статью.

Ответ из «Яндекс.Знатоков»

«Яндекс.Знатоки» — новый сервис компании, который официально выходит из стадии бета-тестирования вместе с запуском «Андромеды». В нём пользователи могут задать интересующий их вопрос, на который ответят другие пользователи и эксперты.

Информация в вопросах индексируется поисковиком и карточка ответа эксперта в «Знатоках» может отображаться как быстрый ответ на запрос. Также «Яндекс» сотрудничает с научными сотрудниками и академиками, чтобы информация в выдаче была экспертной и точной. Их ответы также показываются прямо в поиске.

Быстрые ответы применяются для тех запросов, где пользователи точно знают, что хотят получить, и ждут информацию прямо на «Яндексе», чтобы не тратить время на изучение источников.

Андрей Стыскин

Улучшенная интеграция с другими сервисами «Яндекса»

В быстрые ответы интегрированы «Колдунщики» — это представление сервисов компании внутри поисковой системы. Они ранжируются и отображаются в выдаче, когда наиболее полно отвечают на запрос пользователя.

«Колдунщики» тоже получили обновление, например, в картинках появились теги, а если пользователь ищет фильм, то активируется «Колдунщик» «Яндекс.Видео», и в результатах выдачи появится карточка с плеером.

В сервисе представлены все плееры из открытых источников. По словам Стыскина, «Яндекс» не акцентирует внимание на собственном онлайн-кинотеатре в «Кинопоиске» — правила ранжирования едины для всех.

Нужно разделять интеграцию в поиск и ранжирование «Яндекс.Видео». Он не даёт преимущества тем или иным сервисам. Ранжирование учитывает наличие качественного плеера, глубину просмотра и другие метрики. У нас равные принципы для всех.

Если «Кинопоиск» будет работать над качеством проигрывания, то будет подниматься выше по соответствующим запросам.

Андрей Стыскин

Значки сайтов и новый алгоритм поиска Proxima

Вторая часть «Андромеды» — обновление поисковой выдачи.

В «Яндексе» считают, что пользователям поисковых сервисов часто хотят знать, является ли сайт официальным, государственным, насколько хорошая у него поддержка пользователей. Для этого в «Поиске» появились пометки рядом с ссылкой на сайт, которые должны пояснять, является ли сайт посредником с качественным контентом или официальным, на котором можно получить документы, услуги и подтверждение информации.

Что изменилось в поиске «Яндекса»: быстрые ответы, коллекции и новый алгоритм

В этом обновлении «Яндекс» добавил в выдачу три значка:

  • «Официальный сайт». Он помогает понять, что сайт является официальным источником информации, который можно использовать для подтверждения данных, но в нём может быть неудобная навигация.
  • «Популярный сайт». Сайт определённой тематики с высокой посещаемостью. Значок призван подсказать пользователям популярный сайт по тематике, в которой они не разбираются.
  • «Выбор пользователей». Кроме популярных, существуют нишевые сайты, в которых можно получить более подробный ответ на вопрос. К примеру, если на сайте есть старое сообщество — аудитория таких сайтов может быть небольшой, но лояльные пользователи возвращаются и обновляют информацию на сайте. Андрей считает, что таким сайтам нужно уделять внимание во время поиска информации.

К примеру, по запросу «скалолазание» «Википедия» будет популярным сайтом, а блог «Декатлон» получил «выбор пользователей». Больше деталей можно получить по ссылке рядом со значком.

Официальный сайт
Официальный сайт

Сайты могут получить несколько значков, например, у «Википедии» есть пометка «выбор пользователей» и «популярный ресурс». Андрей объяснил, что поисковый алгоритм подстраивается под контекст запроса и отображает наиболее подходящий значок.

Популярный сайт
Популярный сайт

Также Стыскин добавил, что большинство запросов — сложные и редкие. К примеру, более 30% запросов задаются один раз, больше никто их не задает. Чтобы улучшить качество выдачи по таким вопросам, в «Андромеду» входит новый алгоритм поиска с метрикой Proxima. Он должен показывать пользователям «Яндекса» качественные сайты с «правильным балансом интересного контента и рекламных блоков».

Выбор пользователей
Выбор пользователей

По словам Стыскина, после обновления «Поиска» владельцам сайтов нужно уделить внимание не только рекомендациям «Яндекса» про качество материалов, удобство сайта и баланс контента и рекламы, но и возвращаемости на сайт. Возвращаемость — это показатель того, что пользователи регулярно приходят на сайт самостоятельно: из закладок, коллекций, а также находят его в поисковиках по названию.

Отзывы

Теперь пользователям доступны отзывы на фильмы, игры, рестораны и другие заведения и услуги. Если у пользователя установлено мобильное приложение «Яндекса», то ему может прийти push-уведомление с просьбой оставить отзыв месту, которое он посетил.

На основе отзывов формируются рейтинг объектов и список заведений в выдаче. К примеру, по запросу «кафе рядом» поиск отобразит мини-карту и список популярных заведений.

Что изменилось в поиске «Яндекса»: быстрые ответы, коллекции и новый алгоритм

Содержимое отзыва анализируется, и на их основе формируются короткие популярные теги заведения — «89 из 200 посетивших хвалят кофе» и так далее. Владельцы заведений могут отвечать на отзывы посетителей и строить с ними дальнейшее взаимодействие, улучшая репутацию заведения.

Рейтинг заведения общий с «Яндекс.Картами» — все сервисы «Яндекса» используют общую базу из «Яндекс.Справочника».

Отзывы персонализированные: в каждый профиль пользователя можно зайти и посмотреть, на что он оставлял отзывы, чтобы определить, похожи ли вкусы, стоит ли доверять такому отзыву. Есть элементы геймификации: пользователь получает рейтинг и «достижения», а также в карточке профиля можно увидеть, что в ближайшем времени появятся задания, связанные с отзывами.

Какие push-уведомления и задания отправляет «Яндекс»

Есть разнообразные push-уведомления, самый массовый — человек посетил заведение и его просят оставить оценку. После этого его отзыв будет опубликован, он может начать помогать другим пользователям сделать выбор.

Если отзыв помогает, то это уже ценность, мы присылаем push-уведомления вида «Ваш отзыв очень полезен — его посмотрело 10 тысяч человек, вы помогли им сделать выбор. Не хотите оставить ещё отзыв на другие заведения?»

Андрей Стыскин

По словам представителей «Яндекса», пользователи оставляют более 150 тысяч отзывов и оценок в день.

Как «Яндекс» борется с накрутками и спамом в отзывах

У нас есть специальные алгоритмы, которые умеют определять такие случаи. Так они понимают, можно ли публиковать отзыв или учитывать оценку в рейтинге.

Такая же система работает на «Кинопоиске». Есть примеры, когда появляется обзор фильма, люди его ещё не смотрели, но бегут ставить оценки. Мы умеем определять такие флешмобы и учитывать их при выставлении рейтинга.

Андрей Стыскин

Коллекции

Третье изменение в поиске — расширенный сервис «Яндекс.Коллекции». Раньше в нём можно было делать подборки картинок, но, по словам Стыскина, людям интересно добавлять страницы сайтов, посещённые места, фильмы в разные подборки.

Теперь добавить контент в «Яндекс.Коллекцию» можно из десктопной версии поиска и из мобильного приложения «Яндекса». Сохранённые коллекции доступны на любом устройстве, где пользователь залогинен в «Яндексе».

«Яндекс» представляет «Коллекции» как универсальное хранилище избранного контента. Если раньше люди добавляли в закладки ссылки, на которые хотят вернуться, то «Яндекс.Коллекции» призван помочь организовать материалы по определённым сценариям.

Например, готовлюсь я к путешествию. Мне нужно выбрать, куда я еду, прочитать и сохранить интересные статьи, чтобы понимать, что там делать, подобрать красивые места из других коллекций, кто уже ездил и делился результатами своей поездки, подобрать отели. И это всё сделать в одном месте в рамках коллекции, посвященной моему будущему отпуску.

Андрей Стыскин

Коллекции делятся на персональные и публичные: ими можно поделиться с друзьями или другими пользователями «Яндекса». Например, опубликовать маршрут путешествия с фотографиями и видео каждого посещённого города, подборку любимых фильмов и так далее.

В «Коллекции» интегрирована рекомендательная система: «Яндекс» может предлагать похожие материалы по тематике коллекции. Также можно подписываться на авторов коллекций и тематики, оценивать их и получать больше рекомендованного контента.

«Коллекциями» пользуются и владельцы бизнесов. Интернет-магазины могут создавать коллекции новых товаров, разделённых по сезонам или категориям, а дизайн-студии выкладывать портфолио готовых работ со ссылками на сайт. Открытые коллекции индексируются поиском и отображаются в выдаче.

Руководитель «Яндекс.Поиска» Андрей Стыскин считает, что пользователям становится важно, кто им даёт ответ на заданный вопрос: источник данных или автор, насколько этому автору можно доверять, как относиться к сервисам и полученной информации.

Наши запуски направлены на то, чтобы люди, которые разбираются в чём-то, могли предоставить информацию, сервис или ответ той огромной аудитории, которая ежедневно приходит на «Яндекс» с целью найти информацию или решение своей проблемы.

Быстрые ответы, маркировка результатов выдачи, появление «Коллекций» и «Знатоков» дают возможность людям с помощью технологий помогать другим решать задачи.

Появление отзывов — это понятный запрос пользователей при выборе организаций, фильмов или других объектов. Такие возможности мы предоставляем прямо в поиске «Яндекса».

Андрей Стыскин

Раньше из сигналов качества использовалась информация от асессоров — удаленных специалистов «Яндекса», которые оценивают качество сайта, «толокеров» и пользователей, которые взаимодействуют с результатами поиска и ежедневно обучают алгоритм ранжирования.

Теперь, по словам Стыскина, «Яндекс» начинает активно использовать явные знания людей, которые могут с помощью сервисов и алгоритмов компании помогать другим людям совершать выбор или получать информацию в «Поиске».

4747
55 комментариев

Не знаю, Андромеда это или где, но сниппеты повылезали прикольные

17

Комментарий недоступен

17

Вот когда Яндекс на вопрос «Как объяснить коту, что он не прав?» ответит «Никак», вместо той простыни текста, тогда заживем)

21

Спасибо за старания, но все же лучше гуглить.

11

Комментарий недоступен

2

Золотые слова!

1
Раскрывать всегда
«Газпром» на фоне убытков ждёт реструктуризация, её возглавляет местная «Серсея Ланнистер» Елена Илюхина — FT

Её план как замгендиректора должен «расшевелить болото».

Источник фото: РБК
3333
44
22
11
11
Сделать убыточным Газпром надо постараться конечно...
Как я превратила личную драму в миллионный бизнес: Секрет "невидимой" платформы, где женщины плачут и покупают

«Два года назад я была мамой в декрете с долгами и нулём на счету. Сегодня мой закрытый «островок доверия» собирает тысячи женских историй, а рекламодатели платят за доступ к аудитории. Расскажу, как стартовала с бюджетом 500К и окупила вложения за полгода»

Как я превратила личную драму в миллионный бизнес: Секрет "невидимой" платформы, где женщины плачут и покупают
99
11
11
11
Вложили 1,5 млн рублей в кондитерский отдел — закрылись через 4 месяца с долгом в 350 000

Хочу поделиться с вами своим отрицательным опытом в бизнесе. Рассказать про ошибки, которые мы совершили с мужем, когда открывали кондитерский отдел: как мы подходили к запуску бизнеса, выбору помещения и о других нюансах работы в этой нише.

Важное примечание: эту картинку нам сгенерил чат ДжиПиТи-шка — в этой статье это единственная бурная фантазия нашего редактора
22
Проект same.new выпустил генератор сайтов по текстовому описанию — его ИИ-агент может скопировать существующий интерфейс по ссылке

Сервис поддерживает русский язык.

1111
44
11
11
11
Еще один кол в джунов, которые хотят упасть на 400к после двухнедельных курсов скиллбокса
Илон Маск подтвердил запуск чат-бота Grok в Telegram

Ранее на релиз намекал основатель мессенджера Павел Дуров.

Источник фото: Bloomberg
3030
1515
33
33
22
11
11
11
"доступен бесплатно владельцам платной подписки" я так ржал
Обложки для YouTube, постеры на русском и макеты сайтов — для чего используют новый генератор изображений в ChatGPT

Собрали первые примеры пользователей.

3131
44
11
11
Сертификация сумок: цена, сроки оформления, нюансы

Сумки — это не только модный аксессуар, но и товар, подлежащий обязательной или добровольной оценке соответствия. Чтобы продукция могла свободно поставляться в торговые сети и реализовываться на маркетплейсах, производителям и поставщикам необходима сертификация сумок. Центр сертификации «СерТраст» поможет оформить все документы в установленные сро…

Минцифры обсудит ответственность УК за невыполнение норм доступа провайдеров в дома после DDoS-атаки на Lovit

В конце марта 2025 года жители домов от застройщика ПИК остались без интернета из-за DDoS-атаки на компанию — единственного провайдера.

1919
66
22
11
Роскомнадзор сообщил, что атаку продолжаем... ой атака продолжается четвёртый день.
День 1127: дилеры начали предлагать скидки до 1 млн рублей на китайские машины из-за затоваривания складов

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Фото ТАСС
6565
66
11
11
Какая скидка... В здравом уме это г@вно никто не возьмет. Если б ввели акцию "миллион тому, кто заберет машину со склада", тогда еще можно было бы подумать.
Российские производители электроники попросили ограничить параллельный импорт ноутбуков, смартфонов и планшетов

А ещё предоставить ритейлерам льготные кредиты на закупку отечественных устройств, субсидировать рекламу и ввести дополнительный утильсбор.

Фото ТАСС
6565
3434
33
22
11
11
11
11
Надеюсь, Светлана Легостаева и прочие лица, задействованные в данном предложении, пользуются ноутбуками, смартфонами и планшетами исключительно отечественного производства?
Хотел купить готовый бизнес для пассивного дохода, но в итоге потерял 8 млн рублей за 5 месяцев

Первые две недели после покупки шли хорошо, но потом поступил первый звоночек от управляющего с просьбой приехать на объект и поговорить с субарендаторами. На разговор пришли — сырник, колбасник и овощник. Я понял, будут бить...

Хотел купить готовый бизнес для пассивного дохода, но в итоге потерял 8 млн рублей за 5 месяцев
1212
11
11
11
Сбой у Системы быстрых платежей — СБП-переводы не работают у крупнейших банков

Среди них «Яндекс», «Т-Банк», «Альфа-банк», ВТБ и другие.

Сбой у Системы быстрых платежей — СБП-переводы не работают у крупнейших банков
200
2222
1515
11
11
11
Вот так чуть не пришлось натурой за такси сейчас оплачивать. Хорошо, что наличка нашлась.
[]