Как устроиться на работу менеджером продукта

Какими качествами обладать, что знать и уметь, как пройти интервью на позицию менеджера по продукту.

Меня, как и многих моих друзей и знакомых продактов, часто спрашивают в той или иной форме о том, как войти в эту профессию. Самый эффективный способ — это устроиться на работу и научиться под руководством более сильных продактов всему необходимому. Проблема в том, что устроиться на свою первую работу менеджером продукта очень сложно. Требования и конкуренция очень высокие.

В своей статье я собрал выжимки из своего личный опыта прихода в профессию и найма менеджеров по продукту к себе команду, ключевые идеи из публичных докладов на эту тему, из докладов на различных конференций ProductCamp, а также из неформального общения с коллегами по цеху, которые участвуют в собеседованиях и отборе менеджеров по продукту.

С чего начать

Предположим, что вы разработчик, аналитик, дизайнер, проджект менеджер, маркетолог или просто менеджер в какой-то компании, возможно даже не в ИТ. Вы поняли, что готовы и хотите стать продактом, так как это значит больше отвественности, возможности влияния на продукт и просто очень клёвая профессия.

Разберём по пунктам, что же нужно, чтобы попасть в профессию:

  • вам нужно обладать определёнными качествами;
  • вам нужно обладать определёнными знаниями;
  • вам нужно обладать нужными навыками;
  • имея все вышеперечисленное, вам нужно пройти интервью.

Качества менеджера по продуктам

Проверьте себя на наличие следующих качеств:

  • Энергичность. Работы у продакта много и она разная. Зачастую она требует большого количества различных усилий для получения результата.
  • Самостоятельность. Профессия менеджера продукта подразумевает ответственность за продукт или за какую-то часть продукта, а также большую самостоятельность в работе.
  • Нацеленность на результат. От продакта ожидают достижения конкретных бизнес-результатов.
  • Коммуникабельность. Огромная часть работы заключается в общении: с командой продукта, топ-менеджерами, внешними партнерами и с пользователями продукта.
  • Лидерство. Это самое важное. Вам необходимо иметь хотя бы задатки лидера, ведь вам нужно будет формировать видение продукта, защищать его перед менеджментом и командой продукта.
Менеджер продукта Tutu.ru Артур Евстефеев в своём выступлении на Product Camp в Москве рассказал про эти качества

Увидели в себе все эти качества? Отлично. У вас появились определённые шансы попасть в эту профессию.

Какие знания понадобятся

Каждый продукт специфичен. Но есть необходимый, на мой взгляд, набор знаний, который нужно усвоить. Хотя бы на начальном уровне. Без них вам будет сложно устроиться на работу.

  • Как устроены продукты в интернете (сайты и мобильные приложения). Если вы из ИТ, то вы это, скорее всего, и так знаете. Если нет, то начните с книги "INSPIRED: How to Create Tech Products Customers Love".
  • Знаете ключевые понятия из unit-экономики. Про них можно прочитать в статье Степана Зинина, а лучше посмотреть выступление Ильи Красинского в школе менеджеров «Яндекса».
  • Понимание процессов разработки. Базовое понимание отличий между Waterfall, Agile, Scrum, Kanban подходами. «Книга Scrum. Революционный метод управления проектами» даст отличное погружение в эту тему.
  • Основы UX-дизайна и проектирования интерфейсов. Книга «Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия» даёт очень хорошее погружение в эту тему.
  • Как работает интернет-маркетинг, какие есть каналы, как они устроены. Как минимум на уровне понимания чем отличается контекстная реклама от SEO и рекламы в соцсетях, что такое ретаргетинг и CPA-сети.
  • Основы веб-аналитики. Что позволяют делать системы аналитики и зачем они нужны. В работе вы, скорее всего, будете работать с одной из следующих системы аналитики: Google Analytics или «Яндекс.Метрика» для сайтов, Adjust, Amplitude или AppMetrika для мобильных приложений.
  • Понимание принципов А/Б-тестирования. Вам нужно понимать, что это такое, зачем они нужны, какие бывают основные ошибки при работе с ними.

Большую часть этих знаний можно получить из книг, записей выступлений с различных конференций и статей. Ссылки на некоторые из них я дал, другую информацию можно легко найти самостоятельно в интернете.

Другим хорошим источником знаний может быть специализированные курсы и образовательные программы. Посмотрите обзор большинства существующих программ на сегодняшнем рынке.

Какие навыки понадобятся в работе

Скорее всего, на вашей первой работе в качестве первой позиции менеджера по продукту у вас будет руководитель, который будет помогать с продуктом. Это может быть как старший менеджер продукта или директор по продукту, так и один из руководителей компании.

Тем не менее в вашей каждодневной работе вам потребуется иметь определённый набор навыков. Это те вещи, про которые вы должны не просто знать, а уметь применять на практике. Подтверждение наличия этих навыков у вас обязательно будут спрашивать.

Если крупным планом описать работу менеджера по продукту, то все навыки группируются всего в два набора умений:

  • Умение выдвигать и проверять гипотезы. Эту часть работы менеджера по продукту ещё называют Product Discovery.
  • Навыки реализации подтвержденных гипотез. Эту часть работы ещё называют Product Delivery.

Давайте разберёмся с гипотезами. В продакт-менеджменте чаще всего говорят о трёх типах гипотез:

  • Гипотезы ценности. Насколько идея продукта или новой функциональности (фичи) действительно решает реальную проблему потенциальных пользователей.
  • Гипотезы решения. Когда вы подтвердили гипотезу ценности, вам нужно проверить, насколько ваша реализация действительно понятна для пользователей, каким образом решает их проблему.
  • Гипотезы роста. Насколько много пользователей вы сможете привлечь в свой продукт по приемлемой для вас цене.

Вот основные источники, в которых вы будете находить идеи для развития продукта: обратная связь от пользователей, анализ рынка и конкурентов, предложения от команды, руководства и коллег, анализ данных о поведении пользователей в продукте, опросы и общение с текущими и потенциальными пользователям.

Идей всегда будет очень много и перед их реализацией вам нужно будет проверить их валидность Иными словами — проверить гипотезу ценности вашей идеи. И главный инструмент для этого — специально структурированные глубинные интервью с пользователями. Среди менеджеров по продукту их ещё называют Customer Development или сокращенно CustDev.

Этот навык нарабатывается только практикой, но книга «Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?» даст хорошее понимание того, как подступиться к этой задаче.

Убедившись, что проблема есть, вам ещё нужно будет проверить то, что придуманное вами решение действительно решает проблему клиентов. Иными словами вам нужно проверить гипотезу вашего решения.

Это реализуется с помощью быстрого прототипирования и коридорных тестов, когда вы показываете дизайн вашего продукта потенциальным и текущим пользователям. Если вы работаете над продуктом с большой пользовательской базой, эффективным инструментом оценки вашего решения станут А/Б-тесты.

Для новых продуктов зачастую используется подход разработки минимально жизнеспособной версии продукта (MVP, Minimal Viable Product). Уметь проверять конкретные реализации решения крайне важно, так как даже при подтверждённой гипотезе ценности вашего продукта далеко не с первого раза получится реализовать вашу идею в продукте.

Если в качестве свеже нанятого менеджера по продукту вы будете отвечать за новое направление или новый продукт, то в какой-то момент вам придётся столкнуться с задачей оценки потенциала роста продукта — с необходимостью проверить гипотезу роста продукта.

Чаще всего это означает проверку возможности достучаться до значимого объёма целевой аудитории через доступные маркетинговые каналы. Под значимым объёмом подразумевается достаточное количество клиентов, чтобы разработка нового продукта было экономически целесообразной.

Часто речь идет о тестировании возможности привлекать за разумные деньги достаточное количество покупателей вашего продукта через контекстную рекламу и рекламу в соцсетях.

Для проверки гипотезы роста вам нужно уметь самостоятельно или с помощью коллег из маркетинга настраивать и запускать рекламные кампании, а также создавать и оптимизировать посадочные страницы.

Любой менеджер по продукту ещё немного и проджект

Вам понадобится навыки планирования, контроля и формирования отчётности. Но если вы чувствуете в себе лидерские качества, то наверняка в той или иной форме эти навыки у вас уже есть.

Тем не менее с чем вам придется столкнуться — это с подготовкой ТЗ или PRD (Product Requirements Document) для передачи задачи в разработку. Чем конкретнее вы сформулируете задачу команде разработки, тем быстрее, качественнее и с меньшим вашим вовлечением новая функциональность будет реализована. Конечно, не все задачи требуют подробного PRD, но новая большая функциональность или новый продукт — почти всегда.

Умение считать и понимать метрики — один из ключевых навыков менеджера продукта

Это интегральный навык, который в той или иной форме пронизывает всю работу продакта. Благодаря этому навыку менеджер продукта определяет:

  • Приоритеты исследования и реализации идей, исходя из их потенциального эффекта на метрики и стоимости разработки. Тут очень помогает использование ICE (Impact Confidence Easy) фреймоворка.
  • Точки роста для продукта, или на чем стоит фокусироваться в краткосрочной перспективе для получения максимального эффекта для бизнеса. Главный инструмент для этого — умение рассчитывать и моделировать unit-экономику продукта.
  • Влияние новой функциональности на метрики продукта. В первую очередь через корректное проведение и интерпретацию A/B-тестов.

Хорошие новости. Зачатки этих навыков при должном старании можно сформировать не только на практике, но и с помощью правильных курсов и даже анализа публичных кейсов.

Как пройти собеседование на менеджера по продукту

Теперь о том, что вас будут спрашивать на собеседованиях на вашу первую позицию менеджера продукта.

  • Вас проверят на предмет того, что вы знаете про базовые темы, связанные с управлением продуктом. Про них написано в первой части статьи.
  • Будут оценивать ваше умение логично мыслить, а также аналитический подход к решениям задач. Вам будут предлагать задачи формата «Что бы вы изменили на главной Amazon». Главное, на что будут смотреть, — на умение сначала подумать и оценить идеи, прежде чем бросаться что-то сразу делать. Иными словами, на навыки выдвижения и проверки гипотез.
  • Будут спрашивать про ваш прошлый опыт и ваши достижения. Отлично, если у вас есть опыт в ИТ, еще лучше — если у вас опыт в той же отрасли, куда вы хотите устроиться работать продактом. Например, если вы устраиваетесь работать в компанию, занимающиеся рекламными продуктами, опыт работы в рекламе будет большим плюсом.
  • Будут проверять ваши лидерские качества и умение справляться со стрессовыми ситуациями. Чаще всего в формате вопросов о случаях из прошлого опыта, но также могут быть симуляции различных ситуаций на собеседованиях.
  • Будут оценивать ваше стремление стать менеджером по продукту. Вам нужно будет показать, что вы читаете релевантную литературу, ходите на встречи и конференции менеджеров продуктов, получаете релевантное образование и знаете необходимую базу.
Управляющий директор Rambler.ru Леонид Чёрный в своём выступлении на ProductCamp детально рассказывает, какие вопросы вам будут задавать на собеседовании и дает рекомендации о том, как на них отвечать

Как максимизировать свои шансы попасть в профессию

  • Начните читать книги про различные аспекты управления продуктом. Книги, которые я рекомендовал в статье: "Inspired" Мартина Кагана, "Scrum" Джеффа Сазерленда, «Об интерфейсе» Алана Купера, «Спроси маму» Роберта Фитцпатрика.
  • Посещайте конференции и встречи менеджеров по продукту.
  • Получите образование на одном из курсов. Бесплатная альтернатива курсов — все записи видеолекций с курса «Школы Менеджеров Яндекса».
  • Подавайтесь на продукты, где у вас экспертиза в предметной области. Если вы работали в банке, то попасть в FinTech компанию на роль продакта будет проще, чем в компанию в сфере образования.
  • Возьмите на себя часть обязанностей менеджера по продукту в своей текущей компании. Возьмите ответственность за небольшую часть функциональности или за небольшой новый проект. Постарайтесь опробовать продуктовый подход на этом проекте. Если у вас в компании нет такой возможности, то запустите небольшой pet-проект самостоятельно. Наличие такого опыта позволит выделиться на фоне других претендентов и лучшим образом проиллюстрирует наличие нужных качества, знаний и навыков.
2828
28 комментариев

Вот объясните мне дураку - если продакт крутой, то что он в найме делает? Почему не запустил свой мегауспешный проект?

4
Ответить

Потому что одно дело, когда ты сидишь в тёплой уютной компании, получаешь годовые бонусы и платишь ипотеку, а совсем другое - открывать свой проект и нырять в море конкуренции, где ты нахер никому не нужен. Это не для всех.

25
Ответить

Что плохого в работе по найму?

4
Ответить

Текст для новичков. А на свой проект деньги нужны и немного другие, дополнительные компетенции.

2
Ответить

Не всегда есть идея и силы развивать что-то для себя

Ответить

Ну, во-первых, крутых продактов не бывает. Потому что крутой - это не конкретно. Но в целом согласен, если человек обладает всеми скиллами, что в статье + отвечает за бабло и весь из себя такой стартапер, то такой человек не будет работать по найму. Смысл зарабатывать 180К если можно поднимать миллионы долларов?

5
Ответить

Поэтому на продактов всегда есть спрос, чем больше компетенций - тем больше вероятность, что он пойдет дальше.

Ну и наверное вопрос масштаба, ты можешь все бросить и уйти делать свой продукт, где высоки риски и много работы, а можешь не бросать и через N лет пойти развивать какой-нибудь Google Photo, которым пользуются миллионы.

А еще есть те, кто свой проект делал, но не взлетело, это тоже нормально и отбивает желание что-то делать "для себя" на какое-то время

9
Ответить