Особенности дизайна первых телефонов: поворотный экран, складная антенна и отсутствие сенсоров

Основатель лаборатории инженерного дизайна Karfidov Lab Алексей Карфидов комментирует популярные модели от Nokia, Sony Ericsson, Siemens, Samsung, Motorola.

В конце материала эксперты в сфере дизайна рассуждают об эволюции устройств.

Период с 1990 до 2007 года называют золотым веком дизайна мобильных устройств. Из-за долгого цикла разработки дизайнеры имели достаточно времени на создание оригинальных решений.

Например, с момента объявления компанией Motorola о создании линейки устройств в форм-факторе триплетов до начала продаж прошло около двух лет.

Смартфоны Nokia

Nokia 9000 Communicator

Особенности дизайна первых телефонов: поворотный экран, складная антенна и отсутствие сенсоров

Первым смартфоном Nokia считается появившийся в 1996 году Nokia 9000 Communicator. В закрытом виде устройство выглядело как обычный телефон, а в раскрытом виде — как КПК. Устройство обладало QWERTY-клавиатурой и монохромным экраном с диагональю 4,5 дюйма и разрешением 640 x 200 пикселей.

Операционная система была закрыта и установку сторонних приложений не поддерживала. Размер доступной для пользователя памяти составлял всего 2 МБ, разъёмов для карт памяти у устройства не было.

Источник фото: «Википедия»
Источник фото: «Википедия»

Смартфон Nokia 9000 Communicator стал первым в линейке устройств Nokia Communicator 9xxx, просуществовавшей вплоть до 2010 года. Все устройства этой линейки выполнены в форм-факторе Handheld PC — в сложенном виде представляли обычный телефон, а в разложенном — миниатюрный ноутбук с QWERTY-клавиатурой.

Из удачного в части компоновки — складная антенна, которая занимает малый габаритный размер, при этом может разворачиваться. Из сомнительного — цвет кнопок с алфавитом: белый текст на сером выглядит менее заметно, чем чёрный на белом (для кнопок вокруг алфавита). При некоторых вариантах освещения, с учётом того, что вслепую тогда печатали не так активно, как сейчас, это могло создать лёгкий дискомфорт.

Также по форме можно предположить, что при нажатии кнопок, расположенных возле экрана, телефон приходилось держать двумя руками, что не очень удобно. Но это соответствует требованиям компоновки, когда под размеры внутренней начинки управляющие элементы (кнопки) распределяют достаточно просторно.

Лишними выглядят вдавленные окружности у экрана (видимо, технологический момент). Не очень приятно смотрится щель-колодец под клавиатурой, собирающая пыль.

Элементная база не позволяла создавать компактные и лёгкие устройства, поэтому предполагаю, что дизайнеры решали скорее обратную задачу — равномерно разместить элементы по поверхности. Экран меньше габаритов, поэтому элементы управления вынесены и на него.

Чувствуется противоречие — два экрана и набора кнопок: малый снаружи и большой внутри. Одновременно человек может пользоваться только одним набором кнопок и экрана. Значит, одна из зон всегда не задействована. Этакий YotaPhone из прошлого, который, несмотря на противоречия, вызывает приятную улыбку, ностальгию и уважение к марке.

Алексей Карфидов, основатель и генеральный конструктор лаборатории инженерного дизайна Karfidov Lab

Nokia 7710

Источник фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fitc.ua%2Farticles%2Fnokia_7710_-_telefon_ili_kpk_19518%2F&postId=51488" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Itc.ua</a>
Источник фото: Itc.ua

В конце 2003 года компания Nokia представила свой первый смартфон с сенсорным экраном, работающий на платформе Symbian 90. Но до коммерческой реализации дело не дошло из-за затянувшейся доработки сенсорного экрана.

В результате компания решила выпустить похожую модель с несколько изменённым дизайном и улучшенными техническими характеристиками. Такой моделью стал смартфон Nokia 7710, поступивший в розничную продажу.

Смартфон Nokia 7710 представлял собой бесклавиатурный моноблок с сенсорным экраном (поддерживалось управление стилусом) и рассчитан на работу в альбомной ориентации и управление двумя руками. Габариты устройства — 128 x 69,5 x 19 мм, экран выполнен по технологии TFT и отображал 65 536 цветов.

Смартфон оснащён 1-мегапиксельной камерой (разрешение видео – 176 х 144), плеер устройства проигрывал MP3-файлы, а также видео в форматах MPEG4, H.263 и Real Video. Объём встроенной памяти — 90 МБ, расширить его можно было картой MMC ёмкостью до 2 ГБ. Интерфейсы устройства — USB и Bluetooth.

Смартфон Nokia 7710 стал единственным коммерческим устройством компании, работающем на Symbian 90. Эта операционная система не поддерживала установку приложений от сторонних производителей, её особенностью было отсутствие так называемого стартового экрана — в режиме ожидания система находилась в том состоянии, в котором её оставил пользователь.

Основные стандартные приложения системы — «Контакты», «Будильник», «Календарь», «Списки вызовов», «Менеджер файлов», офисные приложения, «Калькулятор», «Электронная почта», звукозапись, музыкальный плеер, FM-радио, видеоплеер, браузер Opera, программа для чтения электронных книг, просмотрщик PDF-файлов, игра Lemonade tycoon.

Интересно обыграна серая рамка, плавно переходящая в маркировку кнопок. Правда, цветовой оттенок серого на кнопках сильно расходится с оттенком линии корпуса, видимо, для большей контрастности простых символов. Экран занимает малую часть объёма. По виду интуитивно непонятно и кажется, что кнопки справа вверху дублируются с перекрестием слева вверху.

Визуально форм-фактор, состоящий из одной прямой в основании и трёх дуг, особенно дуги сверху, выглядит достаточно необычно. Можно предположить, что верхняя дуга могла бы быть заменена на прямую, и это решение точно появилось от дизайнеров, не от конструкторов, которым проще всё скомпоновать в прямоугольниках — это видно даже по разводке печатной платы этого телефона.

В целом форма получилась добрая, дружелюбная, смотришь — и хочется взять и покрутить в руках, потрогать, провести пальцем по торцам. Сейчас такого форм-фактора нет, и вряд ли кто решится на такие же смелые эксперименты, как эта потрясающая компания в свои лучшие годы.

Может быть, просто сейчас мы уже пришли к устоявшемуся виду, когда телефон — это стремящийся к ста процентам лицевой площади экран и больше ничего. А значит, и экспериментов с формой мы вряд ли увидим.

Алексей Карфидов, основатель и генеральный конструктор лаборатории инженерного дизайна Karfidov Lab

Nokia N90

Источник фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.mobimag.ru%2FCatalog%2FPhones%2F223%2FNokia%2BN90.htm&postId=51488" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">mobimag.ru</a>
Источник фото: mobimag.ru

Смартфон Nokia N90 выпущен в 2005 году и вместе с моделями Nokia N71 и Nokia N91 открыл линейку смартфонов Nseries, особенностью которой были поддержка 3G-сетей и WLAN. Устройство выполнено в форм-факторе «раскладушка с поворотным экраном». Встроенная фотокамера расположена в шарнире раскладушки.

Устройство работало на операционной системе Symbian 60, внешний (128 x 128) и внутренний (352 х 416) экраны выполнены по технологии TFT, камера обладала разрешением 2 мегапикселя и была оснащена вспышкой. Объём встроенной памяти, доступной пользователю, — 27 МБ, её можно расширить картой памяти MMC ёмкостью до 1 ГБ. Интерфейсы устройства — USB и Bluetooth. На смартфон можно установить приложения от сторонних производителей.

Основная особенность устройства N90 — он рассчитан на работу с изображениями и фотокамерой. В момент выпуска, по оценкам некоторых изданий, у смартфона была одна из лучших камер и лучший дисплей.

Интересная раскладушка, этакий 3D-телефон, существующий не в одной плоскости, а сразу в двух одновременно. Очень красиво выглядит кнопка и её обечайка на торцевой поверхности.

Основные задачи, которые, вероятно, тут решались:

— удобное размещение и фиксация поворотного экрана;

— определение усилий, чтобы его было удобно поворачивать, но чтобы он не мог повернуться сам (усилие страгивания);

фиксация в конечных положениях, защита от поломки при резком рывке экрана при развороте.

Уверен, дизайнеры и инженеры с этим основательно помучились. Все эти поворотные механизмы выглядят легко только для обывателя, а на самом деле имеют сотни нюансов, которые нужно испытывать, проверять:

— размещение проводов через поворотный механизм;

— подшипники, чтобы звука не было или был приятный, чтобы фиксировалось крепко и надёжно, но в меру, чтобы не сломать при излишнем усилии.

Алексей Карфидов, основатель и генеральный конструктор лаборатории инженерного дизайна Karfidov Lab

Смартфоны Ericsson и Sony Ericsson

Ericsson R380s

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmcgrp.ru%2Fmanual%2Fericsson%2Fr380s&postId=51488" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">mcgrp.ru</a>
Источник: mcgrp.ru

Устройство Ericsson R380s выпустили в 2000 году, оно первым получило официальное название «смартфон». Аппарат обладал чёрно-белым сенсорным дисплеем (со стилусным управлением), часть которого прикрывалась откидывающейся клавиатурой.

Смартфон работал на операционной системе Symbian OS v5.1, которая не поддерживала установку приложений от сторонних производителей. На стартовом экране было шесть вкладок — Phone (Телефон), Contacts (Контакты), Messaging (Сообщения), Calendar (Дневник), WAP Services (Услуги WAP), Extras (Прочие — блокнот, часы, калькулятор, игры).

Аппарат поддерживал синхронизацию данных с компьютером. С закрытой крышкой аппарат позволял пользоваться базовыми функциями телефона — звонками, отправкой и чтением SMS. Внутренняя память устройства — всего 1,5 МБ.

Главным недостатком модели пользователи называли небольшое время работы от батареи и отсутствие оригинальных батарей высокой ёмкости.

Гораздо более рациональное решение в сравнении с моделью Nokia 9000 Communicator в части экрана. Экран один, и при закрывании показывается только его сегмент — красивое и рациональное решение. Поворотная клавиатура — тоже значительная рационализация.

Вопросы только к удобству работы с вводом в сенсорный экран при откинутой клавиатуре. Видимость обратной стороны кнопок при переходе на полный экран — выглядит сомнительно. Этакое заглядывание во внутренность устройства без необходимости, да и выглядит странно.

Уж очень рационально подошли с этим решением с рычажками, зато клавиатура как бы пустышка получилась — вообще без печатной платы. Интересно, но красивым назвать язык не поворачивается.

Алексей Карфидов, основатель и генеральный конструктор лаборатории инженерного дизайна Karfidov Lab

Sony Ericsson P800

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmobile-review.com%2Fphonemodels%2Fsonyericsson%2Fsonyericsson-p800.shtml&postId=51488" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Mobile-review.com</a>
Источник: Mobile-review.com

Смартфон Sony Ericsson P800 выпустили в четвёртом квартале 2002 года, он представлял собой моноблок с откидывающейся клавиатурой, по принципу первого смартфона Ericsson — модели R380. Аппарат обладал сенсорным (управление стилусом) цветным экраном разрешением 320 x 208, встроенной цифровой камерой, внутренней антенной и работал на операционной системе Symbian OS 7.

Откидная клавиатура представляла собой полупрозрачный флип. Электрических соединений у кнопок не было, при нажатии с обратно стороны флипа выдвигался штырек, который нажимал на экран. При желании клавиатуру можно было снять. Сбоку устройства находилось колесо управления JogDial.

С закрытой клавиатурой можно было пользоваться стандартными функциями телефона. Основные приложения смартфона — контакты, сообщения, калькулятор, часы, блокнот, аудио- и видеоплеер, камера, календарь, игры. Устройство поддерживало карты памяти MemoryStick Duo ёмкостью до 128 МБ и имело инфракрасный порт и Bluetooth.

Одним из недостатков отечественные пользователи называли отсутствие русификации.

Комментарии к механизму клавиатуры аналогичны комментариям к модели Ericsson R380s. В целом вид довольно приятный. С обратной стороны окантовка камеры, возможно, могла мешать.

Логотип Sony Ericsson красиво выступает с обратной стороны, но линия, проходящая по центру через зелёный кружок, всегда стиралась, а когда логотип меняется при использовании устройства — это неприятное впечатление.

Алексей Карфидов, основатель и генеральный конструктор лаборатории инженерного дизайна Karfidov Lab

Sony Ericsson K750i

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.amazon.co.uk%2FSony-Ericsson-K750i-Mobile-Silver%2Fdp%2FB000ATH5GI&postId=51488" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Amazon UK</a>
Источник: Amazon UK

Sony Ericsson K750i выпущен в 2005 году и стал первым массовым аппаратом с двухмегапиксельной автофокусной камерой. Устройство считалось одним из лучших камерофонов 2005 года. На момент выпуска сопоставимых по функциям аппаратов у конкурентов не было.

Телефон выполнен в форм-факторе моноблока. Объектив камеры прикрывался отодвигающейся крышкой, управление курсором на экране осуществлялось с помощью джойстика.

Объём встроенной памяти, доступной пользователю,— около 30 МБ, этот объём можно было увеличить с помощью карт памяти ёмкостью до 4 ГБ. Телефон обладал интерфейсами Bluetooth, ИК-портом, USB, поддерживал передачу данных WAP 2.0. Пользователи могли установить сторонние приложения Java.

В первых выпущенных аппаратах Sony Ericsson K750i были ошибки прошивки, но этот недостаток можно было исправить обновлением системы устройства.

Эта модель вызывает приятные ощущения в части интерфейса — он был очень отзывчив и плавен. При переключении пунктов меню именно у последних версий Sony Ericsson зона выбора плавно и приятно перемещалась от одного элемента меню к другому. Из минусов — аналоговый стик (круглый джойстик по центру) традиционно жил крайне недолго.

Впечатление от обратной стороны корпуса двоякое — напоминает улыбающееся лицо толстоносого мультяшного персонажа с глазами на разной высоте. Механизм закрывания камеры был приятен, и его идея может и сейчас порадовать в части модной анонимности. Но в реальности это место засорялось мелкими крошками и выглядело ужасно.

Алексей Карфидов, основатель и генеральный конструктор лаборатории инженерного дизайна Karfidov Lab

Смартфоны Siemens

Siemens SX45

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.gsmchoice.com%2Fru%2Fcatalogue%2Fsiemens%2Fsx45%2Fgallery%2Fsiemens-sx45-03%2F&postId=51488" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">GSMchoice.com</a>
Источник: GSMchoice.com

Основой для этого устройства послужил КПК Cassiopeia E125, к которому инженеры компании Siemens добавили телефонный модуль. Основной особенностью аппарата было то, что говорить по телефону можно было только при помощи гарнитуры, потому что переносить динамик, находящийся внизу устройства, разработчики не стали. Компания выпустила это устройство в конце 2001 года.

Устройство весило 303 грамма и имело габариты 134,3 x 87 x 26,5 мм. Дисплей — цветной TFT, с разрешением 240 х 320 пикселей. Время работы в режиме ожидания составляло 150 часов, в режиме разговора — всего два часа. Объём встроенной памяти — 32 МБ, поддерживалась установка карт памяти MMC. Интерфейсы — ИК-порт, USB, RS232.

Работал смартфон на операционной системе Windows CE 3.0, поддерживал установку сторонних Java-приложений.

Выглядит странно, как телефон внутри телефона. Судя по всему, это скорее некий КПК, который, может быть, и хотели, но забыли сделать телефоном. Очень противоречивое устройство в части сценария применения только с гарнитурой. С трудом можно назвать телефоном, скорее кандидат в телефоны.

Алексей Карфидов, основатель и генеральный конструктор лаборатории инженерного дизайна Karfidov Lab

Siemens SX1

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Frarephones.ru%2Fsiemens%2Fsiemens-sx1&postId=51488" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">RarePhones</a>
Источник: RarePhones

Siemens SX1 выпущен в 2003 году. Форм-фактор модели — моноблок. Главная особенность — расположение цифровых клавиш справа и слева от экрана.

Аппарат работал на операционной системе Symbian 6.1, обладал цветным TFD-экраном (не сенсорным) разрешением 176 x 220 пикселей, камерой с разрешением 0,3 мегапикселей и цифровым зумом 4x. Интерфейсы устройства — USB, Bluetooth, ИК-порт. Встроенная память — всего 4 МБ, увеличить её можно было с помощью карты памяти MMC.

Из достоинств аппарата пользователи отмечали наличие встроенного FM-радио, хорошо реализованного MP3-плеера, что делало модель ориентированной на молодёжную аудиторию.

Оригинальное, но неудобное сочетание кнопок. Попробуйте мысленно представить его перед собой, взять в руки и набрать свой собственный номер телефона — пальцы начнут путаться. А писать на нём SMS через перебор кнопок — вообще адская задача, даже представлять не хочется.

Мы привыкли к одной компоновке кнопок, так что даже вслепую можем набирать сообщение. Если держать смартфон в одной руке, также набирать номер не очень удобно. Скорее модель создана для того, чтобы смело выделиться и обратить на себя внимание.

Алексей Карфидов, основатель и генеральный конструктор лаборатории инженерного дизайна Karfidov Lab

Смартфоны Samsung

Samsung SGH-i700

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.ru%2Furl%3Fsa%3Di%26amp%3Brct%3Dj%26amp%3Bq%3D%26amp%3Besrc%3Ds%26amp%3Bsource%3Dimages%26amp%3Bcd%3D%26amp%3Bcad%3Drja%26amp%3Buact%3D8%26amp%3Bved%3D2ahUKEwi_9qrezcreAhUDECwKHdWuA1oQjB16BAgBEAQ%26amp%3Burl%3Dhttp%253A%252F%252Fwww.mobile88.com%252Fcellphone%252Fsamsung%252Fsamsung-sgh-i700%252Fphotos.asp%26amp%3Bpsig%3DAOvVaw0HQ9R9wcaOvqOdJ5cPswPf%26amp%3Bust%3D1541966134974834&postId=51488" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Mobile88</a>
Источник: Mobile88

Компания выпустила смартфон Samsung SGH-i700 в 2003 году. Устройство выполнено в форм-факторе моноблока, оснащалось поворотной камерой с разрешением 0,3 мегапикселя и имело внешнюю антенну. Габариты аппарата — 132 х 70 х 16,5 мм, вес — 170 грамм.

Встроенная память имела объём 64 МБ и могла быть дополнена картой памяти ММС. Дисплей сенсорный (управление стилусом) цветной, TFT, разрешением 240 х 320 пикселей. В режиме ожидания аккумулятор работал до 100 часов, в режиме разговора — до 200 минут. Интерфейсы — USB и ИК-порт.

Работал смартфон на операционной системе Windows Mobile 2003, поддерживал передачу данных GPRS, WAP, имел встроенный браузер и почтовый клиент. Пользователи могли устанавливать приложения от сторонних разработчиков.

Samsung SGH-i300

Источник: «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmcgrp.ru%2Fmanual%2Fsamsung%2Fsgh-i300&postId=51488" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Макгруп</a>»
Источник: «Макгруп»

Samsung SGH-i300 вышел в свет в 2005 году и позиционировался компанией как первый в мире музыкальный смартфон. Особенностями устройства являлись наличие у него жёсткого диска ёмкостью 3 ГБ, встроенный в клавиатуру навигационный колёсик с вписанной в него синей клавишей действия.

Также у телефона было много боковых кнопок — включение режима «Полёт», блокировка устройства, клавиша фотоаппарата, диктофон, вызов плеера, регулировка громкости. Устройство имело габариты 113 x 48 x 20 мм и весило 130 грамм. Форм-фактор модели — моноблок.

Технические характеристики устройства: камера с разрешением 1,3 мегапикселя, поддержка карт памяти (ёмкостью до 256 МБ), цветной дисплей с разрешением 240х320 пикселей, поддержка WAP, GPRS, интерфейсы — USB, Bluetooth, ИК-порт. Слушать музыку можно было через стандартные наушники Samsung или через Bluetooth-наушники.

Смартфон работал на операционной системе Windows Mobile 2003 и поддерживал установку сторонних Java-приложений.

Основным недостатком устройства считалось малое время автономной работы устройства — при использовании стандартного плеера Samsung i300 мог непрерывно воспроизводить музыку всего 3,5 часа.

Motorola RAZR V3

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fprom.ua%2Fp622096249-originalnyj-telefon-motorola.html&postId=51488" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Prom.ua</a>
Источник: Prom.ua

Устройство Motorola RAZR V3 выпущено в 2004 году, оно позиционировалось компанией как флагманская модель. Аппарат был выполнен в форм-факторе раскладушки и отличался от подобных устройств других производителей своей наименьшей толщиной, отчего и назван RAZR (бритва). В качестве материалов для корпуса и для клавиатуры использовались сплавы металлов.

Внутренний дисплей — цветной с диагональю 2,2 дюйма и разрешением 176 x 220 пикселей. Внешний имел разрешение 96 x 80 пикселей. Камера поддерживала фотосъёмку в разрешении 640 x 480 и видеосъёмку в разрешении 176 x 144 пикселей.

Интерфейсы устройства — Bluetooth, USB, поддержка GPRS и WAP. Внутренняя память устройства, доступная пользователю, — всего 7,2 МБ. Аккумулятор позволял телефону проработать от 3 до 5 часов в режиме разговора и до 280 часов в режиме ожидания.

В телефон были встроены почтовый клиент, видеоплеер, текстовый редактор, аппарат поддерживал установку Java-приложений.

Очень оригинальный способ изготовления клавиатуры (травление), который даже рекламировался вместе с описанием телефона в рекламе. Очень низкая контрастность маркировки кнопок.

Быстро стирались, да и в обычном виде глаза напрягались, чтобы увидеть, где что написано. В остальном — достаточно добротный и приятный телефон. Вызывает уважение к марке и ностальгию, как и вся настоящая подборка моделей того времени.

Алексей Карфидов, основатель и генеральный конструктор лаборатории инженерного дизайна Karfidov Lab

Комментарии экспертов

Из решений дизайнеров удачными можно считать те, которые дожили до наших дней: большой экран, металлический корпус, сенсорный ввод, нацеленность на работу через интернет. Какие-то решения были актуальны на момент выпуска моделей (например, выдвижная или откидная клавиатура), но пали под напором прогресса. А вот откладной или съёмной антенны сейчас иногда не хватает.

Под дизайном я подразумеваю не наведение финального марафета (это стайлинг), а именно проектирование устройства в свете его взаимодействия с человеком. Хороший дизайн — это устройство, с которым приятно работать, которое хочется держать в руках, оно должно оставлять только приятные воспоминания.

Каждый из сохранившихся в памяти смартфонов хорош по-своему: Motorola RAZR V3 — это крутой тонкий корпус (и неудобная клавиатура вместе со слабой начинкой), Sony Ericsson K750i — крепкий и с виду традиционный телефон с массой неочевидных возможностей, разные модели Nokia по-своему удивляли: камерой, системой трансформации, сдвижными и поворотными клавиатурами, играми и так далее.

Можно ли увидеть фирменный стиль компаний-производителей в описанных смартфонах? Большинство современной бытовой техники и электроники созданы коллективом дизайнеров (а также инженеров, маркетологов, технологов, управленцев) и не имеют определённого «родителя» — если, конечно, над ним не работала приглашённая звезда.

Поэтому более правильно говорить о корпоративном фирменном стиле, и у ведущих компаний того времени он прослеживается очень чётко — думаю, что гораздо чётче, чем сейчас: строгие Sony-Ericsson, высокотехнологичные Motorola, стильные и монументальные Nokia.

Для сведущего человека было достаточно бросить короткий взгляд, чтобы определить марку и даже модель. Это вполне естественно: если сейчас стиль диктуют технологии (тонкий корпус, отсутствие рамки дисплея, новые разъёмы и так далее), в то время у дизайнеров было гораздо больше возможностей для самовыражения.

Новые возможности техники — это в то же время и новые вызовы дизайнерам. Одна из их основных задач в то время — всячески защищать и оберегать большой экран. Во-первых, резистивные экраны реагировали на прикосновение случайных предметов; во-вторых, дорогую электронику защищал тонкий лист прозрачного пластика, а не калёное стекло.

Другая важная задача — обеспечение быстрого ввода текста (желательно — как на ноутбуке) в условиях ограниченного пространства. Сейчас этому способствует чувствительный ёмкостный сенсорный экран и электронные помощники, 15 лет назад такой роскоши ещё не было.

Совмещение в одном устройстве, кроме прочего, ещё и цифровой фото- и видеокамеры дало начало поиску идеального баланса: от едва заметного объектива на задней панели до некоторых моделей Samsung и Nokia, в большей степени являющихся камерами с возможностью позвонить, нежели смартфонами в их современном виде.

Период первоначального поиска идей, когда ещё нет отработанных решений, привёл к небывалому разнообразию телефонов: форма, материалы, возможности, подход к взаимодействию с пользователем. Что было менее удобно и менее красиво — ушло в прошлое.

Но в итоге при всём разнообразии современных смартфонов подавляющее большинство из них — это тонкий чёрный параллелепипед с огромным экраном и камерой на задней панели. Хорошо это или плохо — каждый решает для себя сам.

Дмитрий Мареев, креативный директор проектной студии Forma

Эволюция смартфонов ничем в сущности не отличается от эволюции форм жизни, стремящейся заполнить возникшую экологическую нишу. Жизнь пробует самые неожиданные конструкции и свойства тел, чтобы приспособиться к новым условиям.

Дизайнеры, создающие принципиально новый продукт, поступают точно так же. Они экспериментируют со способами взаимодействия и формой: кнопки, тачскрины и стилусы, моноблоки раскладушки и трансформеры. Попробовали всё, что только можно себе представить.

Что из этого оказалось удачным? С точки зрения бизнеса — то, что в момент выпуска принесло коммерческий успех компаниям-производителям. С точки зрения эволюции техники удачны признаки, которые в итоге закрепились в дизайне смартфонов: тачскрин без стилуса, предельно тонкий и лёгкий корпус, две камеры.

А вот всё механически сложное, трансформируемое закономерно не прижилось. Во-первых, дорого в изготовлении. Во-вторых, принципиально ненадёжно в эксплуатации. В-третьих, такие модели требовали слишком много внимания и обучения со стороны пользователя, которому надо дела делать, а не голову ломать над замысловатым устройством.

Особенность новых классов продуктов, что на начальном этапе развития почти всё в них новаторское и уникальное. Самое сложное — создать новые сценарии использования, которые естественно войдут в повседневную жизнь, станут привычкой.

Создатели первых смартфонов честно пытались этого достичь, но в итоге на рынок пришёл iPhone, превративший смартфон из отдельного «КПК с симкой» в портал к собственной экосистеме, — и период бурных экспериментов с формой закончился. Вместе со многими брендами, которые не успели перестроиться под новую парадигму.

Потребительские бренды такого уровня очень внимательно подходят к созданию product identity — их продукты легко отличить друг от друга, даже не видя логотипа. У каждого из брендов используются свои приёмы композиции и формообразования, цвета и фактуры материалов, оригинальные конструктивные решения и даже операционные системы.

Александр Матвеев, мультидисциплинарный дизайнер, креативный технолог, дизайн-эксперт и исследователь, сотрудник Designet Team

В конце девяностых — начале нулевых годов появился новый класс оборудования — смартфоны, коммуникаторы. Это вызвало поиск решений того, какими данные устройства должны быть. Такое в принципе переживают все виды продукции: сначала идёт поиск решений, потом устанавливается совершенная на этом этапе технологическая модель, далее, если появляются новые идеи, начинается ещё один цикл.

Те модели, что приведены в статье, — яркая иллюстрация того, как инженеры и дизайнеры искали ответ на вопрос, что есть смартфон и как он должен выглядеть. Последние десять лет практически никаких изменений в дизайне смартфонов не происходит. Уже определилось, что основное в смартфоне — это большой экран и фотокамера, расположенная практически на одном и том же месте.

А в то время никто не знал, как это всё должно быть. Были очень яркие, разнообразные решения. Были попытки сделать богато, функционально, найти удачный форм-фактор. В итоге все эти попытки оказались неудачными, потому что смартфон выглядит не так. Но попытки любопытны и по-своему интересны.

Все эти модели — нечто новаторское, потому что это была попытка уместить в небольшом объёме довольно сложные инженерные решения. Когда мы пытаемся сделать сложную механическую конструкцию вроде Nokia N90 с несколькими степенями вращения — это всегда что-то новаторское. Да, это тупиковая ветвь, но решение было уникальное.

У каждой компании прослеживается свой фирменный стиль. Каждая компания пытается найти свою линию. Около пятнадцати лет назад я общался с директором по дизайну Nokia, и он высказывал опасение, чтобы телефон не превратился в привычное устройство, не имеющее статусного значения. Это привело бы к тому, что недорогие китайские телефоны съели бы всех гигантов.

Перед дизайнерами стояли задачи эргономического плана — поиск удобных решений. Появлялись новые системы, возможности, и дизайнеры должны были всё это компактно уместить и сделать удобным в использовании. Был большой вызов с маленькими клавиатурами, тренд на миниатюризацию, уже пальцы на кнопки не могли нажимать.

Вторая задача — это попытка создать стиль, ощущение дорогого, ощущение статусного. Сейчас эта тенденция уже ломается. Смартфон становится просто экраном в виртуальное пространство. Телефон перестал быть формой, а стал интерфейсом.

Сергей Смирнов, основатель и генеральный директор «Смирнов Дизайн»
1414
30 комментариев

А эксперты точно держали эти устройства в руках?

13

Ни K750 ни razr никогда не позиционировались как смартфоны. У моторола была отдельная линейка коммуникаторов на линукс, a-серия если мне память не изменяет.

13

Точно, Razr был просто остромодным телефоном, который стал хитом на пару лет.

На линукс был еще RAZR2 V8, я на нем первый квейк запускал :) Выглядело фантастически тогда. Естественно, на нестандартной прошивке. Еще был моноблок какой-то на той же платформе. Очень жаль, что Моторола тогда уже была слаба, и тема загнулась.

Статья интересная, теперь я знаю, что Алексей Карфидов
Основатель и генеральный конструктор лаборатории инженерного дизайна

9

Спасибо) я сам не ожидал себя столько раз тут увидеть)))

Эти незаслуженно забыты. Юзал оба. Нравились. Хотя по пути е61ай пошла блекберри и доказала что дизайн хороший.

6