Бизнес по зову сердца. Как увлечение ЗОЖ переросло в грибной “завод” и продажу сушилок из Новой Зеландии

10 лет назад Владимир Степанов оставил должность директора в перспективной компании и вместе с другом детства уехал автостопом к океану. Из Португалии он вернулся другим: вредные привычки сменил ЗОЖ. Сейчас предприниматель успешно поставляет в Беларусь сушилки для фруктов и овощей, развивает собственную «Грибную аптеку» и настраивает продажи на маркетплейсах. Рассказали probusiness.io о том, как построить успешный бизнес, решив однажды изменить свою жизнь.

Бизнес по зову сердца. Как увлечение ЗОЖ переросло в грибной “завод” и продажу сушилок из Новой Зеландии

Перезагрузка на берегу океана

В 2012 году Владимир работал директором в компании, продававшей на экспорт эксклюзивный для того времени продукт — топливные пеллеты из опилок. Дела шли хорошо, но моральная составляющая не устраивала.

— После ВУЗа я был весьма романтично настроенным молодым человеком, — рассказывает Владимир. — Думал, что успешные люди успешны во всех сферах жизни. Но это оказалось, мягко говоря, не так. Глядя на свое окружение, я увидел прообраз себя через 10−20 лет, и такая перспектива мне совсем не понравилась. Поэтому я решил уволиться и попробовать кардинально изменить свою жизнь. Во всех смыслах.

С другом детства мы купили палатки, рюкзаки и котелки, построили маршрут и поехали автостопом в Португалию.

Ехали принципиально без денег на проезд и проживание, останавливались в гостях у «каучсёрферов».

С собой у каждого было по 150 евро на «чек-поинты», которые мы себе обозначили: в Германии выпить пива, в Италии съесть пиццу и т. п. За три месяца путешествия было много открытий и возможностей «зацепиться» в разных странах за интересные проекты. Но мы решили, что вернемся в Беларусь.

Эта поездка вдохновила меня на серьезные изменения в жизни, которые и привели к открытию своего дела. Я бросил вредные привычки, занялся здоровьем — отсюда появились вопросы по питанию.

<i>Фото из архива героя.</i>
Фото из архива героя.

От фруктовой диеты наугад до продажи 2000 сушилок

Вернувшись в Минск, Владимир решил попробовать фруктово-овощную диету. Без особых знаний по диетологии он стал делать соки, смузи, пастилу. С новым образом питания возникли новые потребности — понадобилась специальная техника, а на то время в Беларуси не было таких качественных товаров зарубежного производства.

— Я стал искать, где в соседних странах можно купить хорошие соковыжималки, блендеры и сушилки. Понял, что этот вопрос беспокоит не только меня, но я не искал хайповую или сверхприбыльную нишу. Так получилось, что все мои проекты, начиная с того момента, были продолжением моего образа жизни и мыслей, но точно не результатом выверенного бизнес-плана.

В конце 2013 года я позвонил директору эксклюзивного дистрибьютора новозеландских сушилок в СНГ. Честно сказал, что недавно искал сушилку для себя, увидел открытую потребность на белорусском рынке и свободную нишу — почему бы не попробовать. Мы нашли общий язык с представителем, и они отправили нам четыре разные сушилки, хотя обычно продают технику крупным оптом.

Фото: Global Sales.
Фото: Global Sales.

Это было движение наугад. Тогда мало кто верил, что в Беларуси можно в принципе продавать сушилки по 400−500 долларов. Но оказалось, что можно, хотя это и «мерседес» среди кухонной техники.

Сейчас кроме сушилок из Новой Зеландии мы продаем соковыжималки из Южной Кореи, блендеры из России, а также много другой бытовой техники для правильного питания.

В сезон, с мая по сентябрь, продаем около 2000 единиц товара.

Каждый год объем продаж стабильно растет на 10−15%. На следующий сезон планируем привезти сразу три контейнера сушилок. В обычном контейнере помещается от 800 до 1400 штук, в зависимости от модели.

«Боль» потребителя не всегда равна 100%-й потребности в продукте

— Техника у меня уже была — отсюда закономерно появилась потребность в самих продуктах, которые можно измельчать, сушить и выжимать. Чтобы не зависеть от поставщиков, мы с партнерами сами решили заняться продуктами для здорового питания. Так открылись магазины «Эколавка» — на Комаровском рынке, в Боровлянах и онлайн.

Начали с зерен для проращивания: гречка, рожь, овес, пшеница. Потом появились каши, цельнозерновая мука, сироп из топинамбура. Старались сделать продукты максимально доступными: сами фасовали и упаковывали. Та же зеленая гречка из Алтая, но уже упакованная, выходила намного дороже.

На тот момент у всех магазинов здорового питания была общая боль — доставка. Спрос большой, доставлять некому — учредители по вечерам сами развозили заказы.

Видя такую ситуацию, мы вложили приличную сумму в разработку площадки, которая стала бы своего рода логистическим хабом для всех профильных магазинов.

Купили машину, забрендировали её, продумали автоматизацию, обучили курьеров. Сделали, по сути, некий прообраз маркетплейса для ЗОЖ-товаров. Но… практически никто не захотел им пользоваться.

Фото: Global Sales.
Фото: Global Sales.

Думаю, основная причина такой реакции рынка заключалась в том, что всем игрокам пришлось бы разместиться на одной платформе, а это вызывало противоречия по конкуренции, цене и качеству, и мы, к сожалению, это не учли. Так внутреннее соперничество и бизнес-ревность не позволили этому проекту полноценно заработать. А для себя мы сделали главный вывод — наличие «боли» у потребителя еще не всегда означает 100%-ю потребность в продукте.

Тогда мы приняли решение продать и сервис доставки, и саму «Эколавку», чтобы направить ресурсы в развитие новых проектов. Это была сделка в минус — потеряли около 10 тысяч долларов собственных вложений. О продаже не жалею: меня драйвит развитие проекта с точки зрения полезности, а не маржинальности. Когда «Эколавка» начала перерастать в обычный продуктовый магазин, это перестало быть интересным.

Бизнес на лечебных грибах и не только

Владимир уточняет: всё, что касается грибов, подкреплено научной базой. По каждому грибу есть медицинские исследования о том, какие вещества в нем содержатся, как они влияют на организм. Это не просто романтика в духе «собрал дары леса, поел и стало лучше».

— Грибы показали себя как эффективное средство на моем личном опыте. Я давно присматривался к ним, и около года назад открыл «Грибную аптеку» как компанию. Но только в начале лета мы закрыли все документальные вопросы: сделали техкарты и получили сертификаты.

К тому времени, когда я начал смотреть на эту нишу, на рынке появился миколог, кандидат наук Михаил Вишневский. Сейчас мы эксклюзивно продаем его продукцию в Беларуси и уже запустили свое собственное производство.

Фото: Global Sales.
Фото: Global Sales.

Как устроено производство «Грибной аптеки»

Все оформлено как ИП. В чистом помещении на 140 «квадратов» поддерживается постоянная температура и влажность. Мицелий — то, из чего появляется гриб — здесь растят на субстрате из ржи. На первом этапе Владимир решил выращивать только один гриб — ежовик. Он похож на лисичку, но гораздо полезнее ее.

<i>Фото из личного архива героя.</i>
Фото из личного архива героя.

— В месяц мы выращиваем 500 кг ежовика. Из сырого гриба после сушки получается 80 кг сырья. Высушенный гриб вакуумируем в пакеты, а потом пропускаем сырье через мельницу несколько раз, просеиваем и капсулируем. У ежовика рваная волокнистая структура, поэтому его сложно смолоть в муку с первого раза. Технологически можно так не заморачиваться, но нам важно максимально наполнить капсулу, а для этого сырье должно быть переработано в однородный порошок.

<i>Фото из личного архива героя.</i>
Фото из личного архива героя.

Владимир, как адепт здорового питания, подчеркивает, что на производстве используют только веганские капсулы. Их наполняют ручными капуляторами на 200 или 400 капсул при загрузке. В день с конвейера сходит около 10 тысяч капсул, в месяц — до 250 тысяч.

«Аптека» не ограничивается ежовиком. Кроме него покупают 150 кг сухого сырья других грибов — рейши, шиитаке, кордицепса, лисички. На выходе весь объем поставляемого сырья превращается в 420 тысяч капсул готового продукта. Кроме того, компания делает препараты на аутсорс, под другими брендами.

Цифры и планы

— В производство, включая аренду помещения, и сертификацию мы вложили до 20 тысяч долларов. Производственный потенциал «Грибной аптеки» сейчас составляет порядка 80 тысяч долларов в месяц: то есть мы создает товар на такую сумму. Здесь работает 6 человек, из них трое заняты на производстве.

<i>Фото из личного архива героя.</i>
Фото из личного архива героя.

В ближайших планах — приобрести автоматический капсулятор. Рынок растет, поэтому особое внимание мы хотим уделить производству препаратов на заказ. Причем готовы оказывать комплексную услугу — от разработки рецептуры и получения сертификатов до выпуска готовой продукции.

В планах на следующий год — наладить полное производство (от мицелия до капсулы) шести видов грибов. Планируем, что ассортимент собственной продукции вырастет до 40 позиций.

<i>Фото из личного архива героя.</i>
Фото из личного архива героя.

Но ограничиваться грибами не будем. В Беларуси есть очень большая, «горячая» и незанятая ниша — это производство натуральных пищевых порошков. У нас их делает только одна компания, и та полностью ориентирована на экспорт.

Многие производители товаров питания заинтересованы в таких порошках. Например, вы делаете смузи из свежего шпината с себестоимостью 1 доллар. С порошком она снизится на 30−40%, но главная выгода даже не в этом: вам не нужно думать, где покупать и как хранить зелень.

Свое производство дает гибкость и независимость: вывод нового продукта на рынок обходится нам всего в 500 долларов.

Хоть завтра мы можем сделать, например, капсулированную чернику. Возможно, это никому не нужно, но мы можем выпустить сотню банок за адекватные деньги, протестировать продукт и увидеть спрос.

«Мы можем продавать как минимум в 50 раз больше благодаря маркетплейсам»

Сейчас продукция «Грибной аптеки» в интернете представлена только на маркетплейсах Ozon и Wildberries. Этому есть объяснение: соцсети часто автоматически блокируют посты и рекламу грибных пищевых добавок, принимая их за БАДы.

— Да и ниша специфическая. Мало кто может писать об этом хорошо и правильно, а самим писать нам некогда. Мы решили выйти на маркетплейс, потому что пока не видим возможности развивать свои собственные отдельные каналы продаж. Хотя сейчас разрабатываем сайт, он будет работать параллельно с магазином на Ozon и WB.

Что мне нравится в работе на маркетплейсах — возможность полностью отдать её на аутсорс технологическому партнеру. Нам интересно развитие самого продукта, ассортимента, рецептов. А продажами и продвижением пока банально некогда заниматься. Обратившись к первому технологическому партнеру Ozon в Беларуси Global Sales, мы смогли высвободить время для того, что нам действительно нравится и что лежит в основе нашего бизнеса, в то время как все вопросы по работе магазина на маркетплейсе закрывают специалисты.

Это открывает простор для творчества. А правильно подготовленные документы позволяют выпускать широкий спектр продуктов на базе действующего производства.

<i>Скриншот: ozon.ru</i>
Скриншот: ozon.ru

Магазин на маркетплейсе для нас еще и немаловажная имиджевая составляющая. Она добавляет авторитетности: для многих клиентов важно, что компания представлена на уровне официального маркетплейса, где все товары проходят модерацию, а селлеры предоставляют необходимые сертификаты. И это действительно важно: на рынке грибных препаратов сейчас хватает компаний с продукцией сомнительного качества.

Но самое замечательное — это пассивные продажи. На сегодня мы без бюджета на продвижение, с помощью качественного контента уже имеем стабильные продажи на Ozon и Wildberries. И мы видим, что можем продавать как минимум в 50 раз больше, в том числе и благодаря маркетплейсам. Поэтому сейчас в фокусе — оптимизировать производство, расширить линейку и сформировать правильные цены.

Из затрат на продвижение есть только косвенные — в качество упаковки и оформление. В этом мы тоже видим внимание и заботу о клиентах. Всем приятно держать в руках удобный и красивый продукт, у которого правильно открывается крышка, запаяно горлышко, вложена вата, чтобы не болтались капсулы. А как по-другому?

Перспективы производственного ЗОЖ-рынка Беларуси

— У людей не всегда есть время готовить самим, но все хотят питаться вкусно и качественно. Эту дилемму отлично решают всевозможные натуральные порошки и сухие смеси: белковые, грибные, ягодные, овощные, фруктовые. Всё это — основа как для простых каш, супов, бульонов и компотов дома, так и для сложных блюд в заведениях общепита.

На рынке будут появляться новые игроки, нацеленные на игру вдолгую. Увы, сейчас большинство компаний хотят просто быстро заработать на тренде.

Но с каждым годом рентабельность и маржинальность падает, так как растет конкуренция. А значит, без собственных производств и новых продуктовых решений расти будет сложно

Остается очень мало продуктов, на которых можно зарабатывать перепродажей.

<i>Фото из личного архива героя.</i>
Фото из личного архива героя.

Всем, кто хочет попробовать себя в сфере ЗОЖ и правильного питания так или иначе придется открывать свое производство. Это даст больше пространства для маневра, и 90% вашего успеха будет зависеть не от изменчивых условий рынка, а от вашего личного старания.

66
2 комментария

Такая вдохновляющая история! Хоть что-то доброе за последнее время

1

Спасибо, не могли не поделиться :)