Почему нельзя сажать сотрудников на процент от продаж

Схема оплаты «сколько наработал, столько и заработал» кажется логичной большинству руководителей. Объяснить логику просто: расходы всегда пропорциональны доходам, мотивация чувством конкуренции или командной работой «подстегивает» сотрудников выдавать результаты всё лучше… но эта медаль имеет и обратную сторону.

Оказывается, платить процент с прибыли — далеко не всегда лучшая стратегия для предпринимателя. И сейчас объясню, почему так.

1. «Не сезон»

Первая банальная причина кроется в сезонности бизнесов. В один месяц сотрудник получает много, а в следующий сидит «ни с чем», быстро теряя мотивацию и выгорая. Деньги нужны всегда, а откладывать способность есть не у всех. Такая ошибка в сезонном бизнесе может привести к высокому уровню текучки.

Исправить ситуацию можно дополнительными задачами в периоды затишья, которые принесут сотруднику такой же уровень дохода, как и в «удачные» месяцы. Либо же дроблением получения высокого бонуса в разгар сезона на последующие месяцы несезона.

Почему нельзя сажать сотрудников на процент от продаж

2. Если просто привязать зарплату к доходу, то можно сильно превысить среднюю зарплату по рынку, опять же, зря упуская прибыль. Ведь люди готовы работать и дешевле.

Знаю ряд бизнесов, где средний менеджер начинает получать сильно больше РОПа (и даже руководителей компании) из-за таких перекосов, что тоже является не самой верной стратегией.

3. Сложность сделок не всегда оценивается адекватно.

Если некоторые сделки могут быть прибыльными и простыми, а вторые — маленькими и сложными, то в коллективе возникнет пропасть между доходами. Ведь мы все знаем, что мелкие покупатели самые придирчивые?

В этом случае рекомендую посадить сотрудников на фикс + фиксированный диапазон бонуса.

Разумеется, получая зарплату выше рынка, менеджеры будут работать у вас вечно, а блеск их мотивации можно будет увидеть на Аляске (и то не факт). Но работники лишь продают свое время, в то время как предприниматель выделяет львиную часть доходов на маркетинг, налоги и другие необходимые траты.

Поэтому платить значительно выше рынка не стоит. Намного легче заплатить бизнес-консультанту/финансисту, который рассчитает адекватную зарплату для ваших работников, сбалансирует другие траты и даст рекомендацию, куда инвестировать сэкономленную прибыль.

Универсальный совет — зарплату привязывать лучше к некоторым плановым показателям, поощряя их перевыполнение сотрудниками или отделами, при этом снижая выплаты за невыполнение плана.

Почему нельзя сажать сотрудников на процент от продаж

С верой в лучшие кадры,

Татьяна, Staffee

33
7 комментариев

Если просто привязать зарплату к доходу, то можно сильно превысить среднюю зарплату по рынку, опять же, зря упуская прибыль. Ведь люди готовы работать и дешевле.- мда ясно

3
Ответить

Такова жизнь.

Ответить

«Люди готовы работать дешевле»

И чего капиталистов не любят? 😂

2
Ответить

Минимальная ставка обязательно должна быть + % бонуса для мотивации сотрудников + положительная энергетика в коллективе.

1
Ответить

Это вы KPI говорите. У меня не зашла эта система. А вот бонусная на ура. А чтобы менеджер больше РОПа не получал я привязал бонус РОПа к сделкам менеджера

1
Ответить

Да, согласна с вами. Очень небольшое количетсво сотрудников не всегда понимают, что процент это по сути отвественность за их доход только на них, и не каждый готов ее брать)

1
Ответить

Ничего нового не сказал. Все банально просто. Да на большинстве работ так
Ставка 20К, остальное процент. Как по итогу 35-40 к ЗП

Ответить