Как крупному бизнесу перестроиться на импорт товаров из Китая?

Собрали основные советы по трансформации бизнеса

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

2022 год стал переломным для российского предпринимательства – с отечественного рынка ушли более 800 компаний, и около 330 в различной степени ограничили деятельность, согласно мониторингу Йельского университета. При этом доля китайских компаний, которые в силу давления санкций поставили на паузу деятельность в России, минимальна — 3,7%. На протяжении всего года китайские производства постепенно заполняют ниши ушедших западных коллег: на данный момент этот прирост сильно ощущается в поставках смартфонов и микросхем, а также в автомобильном, строительном и металлургическом секторах.

Российские крупные компании, в свою очередь, всё чаще обращаются на Восток в поиске новых поставщиков, так как на данный момент это наиболее доступная опция для сотрудничества. Товарооборот между нашими странами постоянно растет: по данным главного таможенного управления КНР за январь-август 2022 года он увеличился на 31,4% и достиг $117,205 млрд. По мнению экспертов, страны продолжат наращивать сотрудничество и увеличивать объёмы экспорта, и к 2024 году торговля товарами и услугами должна вырасти до 200 млрд долларов США. К примеру, недавно между Россией и КНР открылся новый железнодорожный контейнерный маршрут. На пользу развитию торговли служит и сдержанная позиция Китая по отношению к России: китайские власти громко не заявляют о поддержке нашей страны, однако и не осуждают ее, сохраняя возможности для маневров и партнерства. Так что же делать, если вы решили переориентировать крупный товарный бизнес на импорт из Китая?

Почему Китай?

На данный момент Поднебесная — крупнейший производственный кластер, который предоставляет возможность сделать практически любой продукт по разумному соотношению цены и качества. На ближайшие несколько лет ни одна другая страна скорее всего не сможет перегнать Китай в этом отношении, поэтому его стоит рассматривать как партнера для сотрудничества.

Второй немаловажный плюс в работе с Китаем — возможность получить качественный товар по приемлемой цене. Вопреки мифу о том, что вся продукция, произведенная в Китае — низкосортная, здесь, как и в любой другой стране, можно найти фабрики, производящие высококачественные товары. При этом стоит помнить, что хорошая продукция не всегда будет самой дешевой, отчасти оттого, что рабочая сила в стране не такая дешевая, как многие думают: обычный сотрудник фабрики в Китае получает в среднем 20 тыс. юаней (около $3000) в месяц.

Кроме этого, менталитет китайских партнеров играет на руку российским предпринимателям. Если выстроить взаимовыгодные отношения с несколькими фабриками, то те будут часто идти навстречу и предлагать лучшие условия, чтобы сохранить проверенного заказчика. Многие наши предприниматели также отмечают, что китайские производители более гибкие и сговорчивые, чем западные коллеги, и с большей готовностью следуют требованиям клиента, учитывают обратную связь и устраняют недочеты. Однако для выстраивания хороших отношений с китайскими производствами стоит учитывать следующее:

  • Для успешных переговоров необходимо знание китайского языка: даже если вы не владеете им, то нужно найти партнера, который поможет в коммуникации;
  • Предпочтительна личная встреча с представителями фабрики, которая поможет наладить контакт. Если возможности приехать в Китай нет, то стоит действовать через проверенного человека на месте: он также может поехать на производство и увидеть всё своими глазами;
  • Нужно быть готовым к долгим переговорам: китайские предприниматели могут "до победного” согласовывать каждый пункт договора, добиваясь лучших условий для себя.
Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Советы по переориентации бизнеса на китайских поставщиков

1) Выбор фабрики

Самая верная стратегия на первоначальном этапе — выбрать несколько фабрик по профилю вашего товара, проверить их статус по открытым государственным базам данных (qiye chacha) или на e-comm-платформах (Alibaba, 1688), а затем выстроить тесные партнерские отношения с теми, кто пройдет все проверки. Даже если на данный момент вы уже сотрудничаете с одним проверенным производством, не бойтесь расширять бизнес и рассматривать другие варианты. Практика JoomPro показывает, что в большинстве случаев можно найти более выгодное предложение для клиента: у менеджеров сервиса это занимает несколько дней благодаря накопленному опыту и технологиям, которые сравнивают опции тысячи фабрик. Например, мы рассказывали про кейс компании Владимира: они пришли к JoomPro уже со списком фабрик, с которыми сотрудничали на тот момент. После проверки сервиса выяснилось, что клиент брал товар у перекупщика, продававшего его втридорога. В итоге менеджеры JoomPro нашли фабрику, на которой уже стояли коробки с товаром компании и переоформили заказ по более выгодной цене.

2) Белая логистика

Одна из основных проблем при налаживании импорта товаров из Китая — логистика. Несмотря на то, что в стране хорошо налажены логистические цепочки, часто случаются форс-мажоры, а также сложно найти проверенного подрядчика, который бы занимался провозом товаров “вбелую”. Большинство агентов предлагают услуги cargo доставки, которая не дает клиенту никаких правовых рычагов воздействия в случае обмана. Помимо этого при оплате такой доставки всегда есть риск блокировки счета компании и вероятность получить штраф за неуплату НДС.

Многие клиенты JoomPro обращались за услугами сервиса уже после негативного опыта работы с cargo. К примеру, в истории Владимира агент вёз товар не 35 обещанных дней, а восемь месяцев, и предприниматель получил товар только благодаря тому, что сам приехал на склад, потеряв терпение, и обнаружил там свою продукцию. В дополнение к сорванным срокам пятая часть партии (около 200 коробок) была вовсе непригодна для продажи — соответственно, это ударило по бизнес-плану Владимира, ведь выручка оказалась значительно меньше, чем планировало руководство компании. Поэтому при оформлении логистики с надежным партнером стоит помнить о следующих факторах:

  • Сроки доставки. Обещания cargo-агентов о доставке за 2 недели зачастую не сбываются, так как не учитывают внутреннюю логистику по Китаю, производства, форс-мажоры и тп. Наиболее вероятный срок доставки — 70 дней с момента заключения договора до получения партии клиентом.
  • Стоимость. В некоторых случаях “серая” доставка действительно может оказаться дешевле “белой”, однако на данный момент на рынке есть предложения белой доставки по приемлемой цене. Кроме того стоит помнить, что при больших объемах поставок легальная доставка — один из главных способов обезопасить заказчика от крупных потерь. Поэтому заплатив чуть больше за белый сервис, клиент может быть уверен, что получит продукцию и получит ту выручку, которую планировал.

3) Документы и сертификация

Крупные компании, как правило, знают, что для каждого типа продукции нужна особая сертификация: например, для детских товаров или медицинских аппаратов она будет гораздо более сложной, чем сертификация для изделий домашнего декора. Для этого процесса рекомендуем выделить эксперта, который детально изучит вопрос, или отдать эту задачу на аутсорс партнеру. В сфере таможенного контроля между Россией и Китаем постоянно появляются обновления в правилах провоза, за которыми нужно следить: например, мы уже писали, что в этом году российские власти ввели несколько послаблений в сертификации и таможенной регистрации товаров. Но уже в августе они отменили упрощенный процесс сертификации, введенный в марте.

4) Возможные риски

При работе с Китаем стоит предусматривать возможность логистических задержек и форс-мажоров. Жесткая политика КНР по сдерживанию заболеваемости covid-19 ощущается на всех этапах работы с китайским рынком: власти могут закрыть целую провинцию на карантин, и тогда фабрики, железнодорожные станции и логистические фирмы — всё части цепочки поставки перестанут работать на какое-то время. Как правило, властям удается купировать распространение болезни за 2 недели, и работа снова возвращается в привычное русло, однако подобные логистические задержки стоит учитывать, если вам нужно получить заказ к определенному времени. Помимо этого, играют роль и традиции страны: например, празднование китайского Нового года — в 2023 году он пройдет с 22 января по 9 февраля, в это время ни одна компания в стране не будет работать. Другими словами, заказав товар в январе, вы рискуете получить его только через 3 месяца. Одно из главных преимуществ JoomPro в этом плане — со всеми клиентами сервис подписывает договор, где прописаны обязательства по отношению к заказчику и регламентируются любые задержки и форс-мажоры.

11
4 комментария

Я бы добавил пункт 0: найти поставщика из любой другой страны кроме Китай, т.к. в 2022 году логистика из Китая убьёт всё. Сейчас можно прорабатывать схемы взаимодействия, готовить документы и сертификаты, и ждать когда восстановятся грузоперевозки в их направлении.

Ответить

Андрей, логистика Китая действительна иногда затягивается из-за различных форс-мажоров. Однако, как правило, проблемы решаются достаточно оперативно, и работа вскоре восстанавливается: например, по опыту нашей работы, карантин, который вводят власти КНР в тех или иных регионах из-за вспышек Covid-19, снимают в течение двух недель, и логистические цепочки снова начинают работу.
К тому же, грузоперевозки между нашими странами функционируют и сейчас: совсем недавно открылся новый железнодорожный грузовой маршрут Москва - Телин (провинция Ляонин).

Ответить

20 тысяч юаней - зарплата обычного рабочего на обычной фабрике? 6,5 тысяч волне, но не 20 уж

Ответить

Мне вот только интересно, если зп рабочего 20 тысяч юаней (то есть сильно больше наших рабочих), энергия дороже, то почему одежда примерно одинакового качества, произведенная в Китае, отправленная в Италию и оттуда в Россию, стоит дешевле, чем произведенная в России?

Ответить