Летом 2016 года я руководил несколькими лечебными заведениями и хорошо понимал процесс ведения бизнеса, к тому же, у меня была степень MBA, полученная в начале нулевых. Но два предыдущих года я много ездил по Америке, видел много клиник, общался с коллегами, и меня поражал масштаб их лечебных учреждений, структурность, уровень организации и деловой культуры. У нас же сфера здравоохранения существенно отставала (и отстает) от развитых стран, критически не хватает актуальной, если угодно, «философии ведения медицинского бизнеса». Поэтому я решил повысить свои компетенции и подал заявку на обучение.
Я не был уверен, что меня примут в программу, так как претендентам предстоит проходить отбор не в форме экзамена, к которому можно освежить знания и подготовиться, а посредством рассмотрения заявки, по форме схожей с CV, и собеседования по телефону. Для руководства курса было важно, чтобы каждый участник был максимально полезен для других — мог активно взаимодействовать с преподавателем и группой, обладал релевантным опытом.
Обучение длится год и состоит из трех недельных очных учебных модулей: в октябре, марте и мае. Между ними нам предлагалось изучить множество учебных материалов и прочесть несколько книг. Из-за сложностей с визой в 2017 году мне пришлось пройти третий модуль на год позже, в 2018 году. Стоит программа $30 тысяч, на мой взгляд, это обоснованно. Обучение может быть полезно менеджерам медицинских организаций, начиная от руководителей подразделений и заканчивая высшим руководством, а возможно и тем, кто делает свой стартап в сфере медицины. В стоимость входят непосредственно все учебные мероприятия, а также проживание в университетском кампусе, питание, интернет.
В Гарвардской бизнес-школе действует кейсовая система обучения. Она направлена не на то, чтобы дать определенные знания, а на то, чтобы создать правильные управленческие и мыслительные рефлексы, изменить способ мышления. Это полезно, когда базовые знания по микроэкономике, организационной культуре, бизнес-процессах, управлению уже есть.
За два месяца до начала каждого модуля нам высылали расписание занятий и информацию для чтения. Она состояла из описания реальных кейсов в самых разных форматах, в общей сложности порядка 250-300 страниц. Такая подготовка задает направление мышления, ты заранее обдумываешь каждый кейс, но чаще всего не получается угадать, какая на самом деле проблема рассматривается в том или иной ситуации.
Например, был один довольно скучный кейс, формально касающийся обязанностей персонала и формулировки должностных инструкций, а главной темой там оказались эмоции и мотивация.
Каждый учебный день состоит из четырех сессий по полтора часа, в ходе каждой из которых преподаватель общается со студентами, задает вопросы, иногда весьма неожиданные, таким образом постепенно подводя их к основной теме, которой посвящен кейс.
До 90% времени всего занятия говорят именно студенты. В конце занятия преподаватель обычно резюмирует обсуждение, а также рассказывает, как на самом деле развивалась описанная ситуация: какие приняли меры и насколько они оказались эффективны. Такая система дает возможность учиться на очень конденсированном опыте большого количества людей.
Возглавляет команду этой образовательной программы профессор Хакман, один из руководителей глобальной MBA Гарварда и ведущий преподаватель MBA, специализирующийся на бизнесе в здравоохранении. Что касается остального преподавательского состава, большинство имеют существенный академический опыт, либо опыт управления и трансформации.
Особенно мне запомнилась лекция сэра Дональда М. Бервика, британского профессора, который последние несколько лет работал в США и вел программу Obama Care, а до этого был одним из вдохновителей реформы NHS в Великобритании. Было также несколько приглашенных «селебрити» от здравоохранения, например, руководитель одной из крупнейших госпитальных сетей США, и доктор, который преобразовал систему VA (здравоохранение ветеранов) в США и сделал ее больницы одними из лучших по уровню помощи и удовлетворенности пациентов и одними из самых низкозатратных.
Темы, которые мы рассматривали, касались различных вариантов оказания медицинской помощи в операционном ключе, того, как правильная организация медицинской помощи делает ее менее затратной и более полезной для пациентов, стратегии в здравоохранении, финансов, руководства и лидерства.
Общее впечатление у меня и российских коллег, которые учились по этой же программе, положительные, но с легким налетом грусти — возвращаясь оттуда, понимаешь, что тот уровень деловой культуры и деловой школы мысли, который был в команде эту неделю, очень далек от нашей действительности. Наша философия ведения бизнеса очень устарела, некоторые проблемы и «развилки», которые нас сейчас занимают, в более развитых странах уже давно пройдены.
Тем, кто собирается учиться за границей, я бы порекомендовал в первую очередь не переоценивать свой уровень английского. Недостаточно просто смотреть фильмы и читать статьи, примерно улавливая смысл, и уметь объясниться в ресторане. Во время обучения придется активно говорить и слушать по десять часов в день. Второй важный момент, который нужно учесть — ничем нельзя будет заниматься параллельно. Обучение очень интенсивное, поэтому не стоит надеяться, что вечером и ночью вы будете в состоянии удаленно руководить своим бизнесом.
Борис Бобров, председатель совета директоров «Европейской клиники», проходил обучение по программе «Управление в сфере здравоохранения» в Гарвардской бизнес-школе в Бостоне с 2016 по 2018 год
Нахер надо? Вон у БМ или у Аяза прекрасные курсы, после которых можно неплохо бабок поднять.
Видимо я уже стал стар, что не могу разглядеть сарказм в вашем сообщении, хотя он определенно тут должен быть.
Комментарий недоступен
Статья интересная, спасибо автору! Жаль, что в статье немного: инфы о том, что изменилось после прохождения такой школы( живые примеры), какие-то цифры, собственники каких бизнесов были и учились вместе, какую Литературу(особенно этот пункт) давали, полезные техники продаж, что-то из софт скилов, настоящие примеры из бизнеса(ведь наверника кто-то делился и что-то в голове должно было остаться). Да, конечно, хочется пощупать конкретику. Про Стэнфордскую школу, там хорошо написано, чего смог достичь человек после прохождения.
Потому что, личное мнение, уже слегка раздражает, когда человек после прохождения MBA в Сколково, к примеру, говорит что кругозор расширил за 112т$.
Благодаря загадочному свойству мозга люди отказываются понимать, что у профессора можно научиться лишь тому, как быть профессором, — а у лайф-коуча и вдохновенного оратора мы учимся в основном тому, как стать лайф-коучем и вдохновенным оратором. © Талеб Соответственно: тьютор, ментор и куратор, могут научить только собственным навыкам, т.е. — как человеку стать тьютором, ментором и куратором. В 21 веке не существует специальных или эксклюзивных знаний, до которых нельзя добраться бесплатно в свободном доступе. Возможно стоит заплатить за "атмосферу" и новые знакомства. Но это на любителя.