Привет, vc.ru! Я Дмитрий Цапля, СЕО along. pw — студии продуктовой разработки из Иннополиса. В этой статье я расскажу, как не надо заказывать IT-разработку, и почему хороший договор не спасёт вас от отсутствия доверия. В конце - 6 советов для заказчика.
Проекты в крупных компаниях проходят тендер, и если вы в нем участвуете, то должны назвать сумму Fix за то задание, которое предоставил заказчик. То есть ТМ тут уже не подходит.
Чтобы попасть в оценку с наименьшей погрешностью, стоит перед отправкой коммерческого предложения провести рабочую группу с заказчиком, позвать на нее своих продактов, аналитиков и тим-лидов разработки. Это поможет лучше понять ожидания от продукта, оценить риски и заложить их в стоимость. Такой подход также поможет показать вашу вовлеченность в проект и выстроить доверительные отношения.
Да, это затратно с точки зрения ресурсов, но если заказчик на это согласен, значит и с его стороны есть заинтересованность в найме квалифицированной студии и получении качественного продукта на выходе, значит пробовать стоит.
Я работал в студии разработки. На мой взгляд, ключевая причина непопадания в оценку это не столько новые требования от заказчика, сколько не учтенные работы с точки зрения требуемого функционала и интеграций на входе. Это связано с нехваткой ресурсов студий на проработку коммерческих предложений, так как ребята уже ведут по 3-4 проекта каждый, а сейлз сам просто не вытянет. Поэтому предложения могут отправляться по шаблонам, часто в них заложены огромные риски, что сильно увеличивает стоимость.
Что касается новых требований, которых не было в ТЗ, то их как раз разумно выполнять в рамках развития функционала по ТМ, когда есть команда, уже погруженная в проект и способная вести управление беклогом вместе с заказчиком. Если новые требования необходимо обязательно реализовать, нужно выносить что-то равноценное по объему из MVP, провести "бартер" фич. Или уйти в минус.
Да, тендеры это отдельная история, там другие законы. Мы больше работали с стартапами и средними по размеру проектами
Видел, как студии откидывали оценки и КП даже без единого звонка с клиентом, так что соглашусь что дело не только в ТМ)
При этом, даже при самом качественном КП сильно меньше рисков не станет - на проработку проекта нужно время. Поэтому я всегда объясняю что КП это КП, а проект - живая сущность, в которой может всё меняться. Главное, чтобы эти изменения были предсказуемыми и подсвечивались как можно раньше.