А зачем заказчику вообще весь этой геморой? Он сделал заказ на сайт. Есть ТЗ в котором его дизайн есть. Прописаны все фишки которые должны на сайте быть. Есть цена за это все допустим 40 000 рублей.
И пусть там студия за один день все сделает, главное чтобы все было сделано по ТЗ. Нет результата в нужный срок, проблема студии тут, милости просим аванс обратно.
Если мы говорим про заказа сайта на 40 тысяч, то формат фикс договора работает лучше всего. Но если мы говорим про проект с бюджетом в пару миллионов и бэклогом задач на много месяцев, то формат фикс договора плохо сработает. Бэклог будет слишком часто меняться, а с ним и цена проекта. Вы правы в том, что ТМ, как и фикс, подходит не везде - это всегда tradeoff.
С T&M есть одна существенная проблема. Почти любая разработка, для заказчика, это инвестиционный проект. Если заказчик чуть крупнее простого физика с идеей и деньгами - это защита инвестпроекта напрямую перед инвесторами или инвесткомитетом. Любой инвестпроект подразумевает прежде всего сумму инвестиций. Если вы идёте по T&M - у вас нет понимания этой суммы. На этом большинство T&M затей либо сворачиваются либо превращаются в fixprice.
Для инвестора можно сделать оценку разработки за фикс, заложив туда нужные риски. Потом работать по ТМ, и в случае если получится сэкономить, то можно потратить деньги на продвижение сделанного продукта
Неопределенность не уберешь из разработки. Заказчик и исполнитель будут менять бэклог продукта, чтобы подстроиться под бюджет, который у них есть. Стоит понимать, что мы говорим не про неопределенность в рамках нескольких порядков - это разброс в +- х2. По этой же причине чеки даются с запасом, все закладывают эти риски по несколько раз
Проекты в крупных компаниях проходят тендер, и если вы в нем участвуете, то должны назвать сумму Fix за то задание, которое предоставил заказчик. То есть ТМ тут уже не подходит.
Чтобы попасть в оценку с наименьшей погрешностью, стоит перед отправкой коммерческого предложения провести рабочую группу с заказчиком, позвать на нее своих продактов, аналитиков и тим-лидов разработки. Это поможет лучше понять ожидания от продукта, оценить риски и заложить их в стоимость. Такой подход также поможет показать вашу вовлеченность в проект и выстроить доверительные отношения. Да, это затратно с точки зрения ресурсов, но если заказчик на это согласен, значит и с его стороны есть заинтересованность в найме квалифицированной студии и получении качественного продукта на выходе, значит пробовать стоит.
Я работал в студии разработки. На мой взгляд, ключевая причина непопадания в оценку это не столько новые требования от заказчика, сколько не учтенные работы с точки зрения требуемого функционала и интеграций на входе. Это связано с нехваткой ресурсов студий на проработку коммерческих предложений, так как ребята уже ведут по 3-4 проекта каждый, а сейлз сам просто не вытянет. Поэтому предложения могут отправляться по шаблонам, часто в них заложены огромные риски, что сильно увеличивает стоимость.
Что касается новых требований, которых не было в ТЗ, то их как раз разумно выполнять в рамках развития функционала по ТМ, когда есть команда, уже погруженная в проект и способная вести управление беклогом вместе с заказчиком. Если новые требования необходимо обязательно реализовать, нужно выносить что-то равноценное по объему из MVP, провести "бартер" фич. Или уйти в минус.
Да, тендеры это отдельная история, там другие законы. Мы больше работали с стартапами и средними по размеру проектами
Видел, как студии откидывали оценки и КП даже без единого звонка с клиентом, так что соглашусь что дело не только в ТМ)
При этом, даже при самом качественном КП сильно меньше рисков не станет - на проработку проекта нужно время. Поэтому я всегда объясняю что КП это КП, а проект - живая сущность, в которой может всё меняться. Главное, чтобы эти изменения были предсказуемыми и подсвечивались как можно раньше.
А зачем заказчику вообще весь этой геморой? Он сделал заказ на сайт. Есть ТЗ в котором его дизайн есть. Прописаны все фишки которые должны на сайте быть. Есть цена за это все допустим 40 000 рублей.
И пусть там студия за один день все сделает, главное чтобы все было сделано по ТЗ. Нет результата в нужный срок, проблема студии тут, милости просим аванс обратно.
Если мы говорим про заказа сайта на 40 тысяч, то формат фикс договора работает лучше всего. Но если мы говорим про проект с бюджетом в пару миллионов и бэклогом задач на много месяцев, то формат фикс договора плохо сработает. Бэклог будет слишком часто меняться, а с ним и цена проекта. Вы правы в том, что ТМ, как и фикс, подходит не везде - это всегда tradeoff.
С T&M есть одна существенная проблема. Почти любая разработка, для заказчика, это инвестиционный проект. Если заказчик чуть крупнее простого физика с идеей и деньгами - это защита инвестпроекта напрямую перед инвесторами или инвесткомитетом. Любой инвестпроект подразумевает прежде всего сумму инвестиций. Если вы идёте по T&M - у вас нет понимания этой суммы. На этом большинство T&M затей либо сворачиваются либо превращаются в fixprice.
Для инвестора можно сделать оценку разработки за фикс, заложив туда нужные риски. Потом работать по ТМ, и в случае если получится сэкономить, то можно потратить деньги на продвижение сделанного продукта
Неопределенность не уберешь из разработки. Заказчик и исполнитель будут менять бэклог продукта, чтобы подстроиться под бюджет, который у них есть. Стоит понимать, что мы говорим не про неопределенность в рамках нескольких порядков - это разброс в +- х2. По этой же причине чеки даются с запасом, все закладывают эти риски по несколько раз
Проекты в крупных компаниях проходят тендер, и если вы в нем участвуете, то должны назвать сумму Fix за то задание, которое предоставил заказчик. То есть ТМ тут уже не подходит.
Чтобы попасть в оценку с наименьшей погрешностью, стоит перед отправкой коммерческого предложения провести рабочую группу с заказчиком, позвать на нее своих продактов, аналитиков и тим-лидов разработки. Это поможет лучше понять ожидания от продукта, оценить риски и заложить их в стоимость. Такой подход также поможет показать вашу вовлеченность в проект и выстроить доверительные отношения.
Да, это затратно с точки зрения ресурсов, но если заказчик на это согласен, значит и с его стороны есть заинтересованность в найме квалифицированной студии и получении качественного продукта на выходе, значит пробовать стоит.
Я работал в студии разработки. На мой взгляд, ключевая причина непопадания в оценку это не столько новые требования от заказчика, сколько не учтенные работы с точки зрения требуемого функционала и интеграций на входе. Это связано с нехваткой ресурсов студий на проработку коммерческих предложений, так как ребята уже ведут по 3-4 проекта каждый, а сейлз сам просто не вытянет. Поэтому предложения могут отправляться по шаблонам, часто в них заложены огромные риски, что сильно увеличивает стоимость.
Что касается новых требований, которых не было в ТЗ, то их как раз разумно выполнять в рамках развития функционала по ТМ, когда есть команда, уже погруженная в проект и способная вести управление беклогом вместе с заказчиком. Если новые требования необходимо обязательно реализовать, нужно выносить что-то равноценное по объему из MVP, провести "бартер" фич. Или уйти в минус.
Да, тендеры это отдельная история, там другие законы. Мы больше работали с стартапами и средними по размеру проектами
Видел, как студии откидывали оценки и КП даже без единого звонка с клиентом, так что соглашусь что дело не только в ТМ)
При этом, даже при самом качественном КП сильно меньше рисков не станет - на проработку проекта нужно время. Поэтому я всегда объясняю что КП это КП, а проект - живая сущность, в которой может всё меняться. Главное, чтобы эти изменения были предсказуемыми и подсвечивались как можно раньше.