Как не слить все деньги, если вы заказали разработку?

Привет, vc.ru! Я Дмитрий Цапля, СЕО along. pw — студии продуктовой разработки из Иннополиса. В этой статье я расскажу, как не надо заказывать IT-разработку, и почему хороший договор не спасёт вас от отсутствия доверия. В конце - 6 советов для заказчика.

Время и деньги

Начну с главного: никто не знает, сколько реально стоит создать ваше приложение/сайт

Приходя в студии, заказчики оказываются на диком западе эстимирования: оценки даются без аналитики, без понимания продукта и на основе внутренних ощущений.

Студии стреляют в воздух, надеясь попасть в ожидания клиента.

Конус неопределенности

В Agile есть такое понятие — конус неопределенности. Если вы получили оценку на этапе первого погружения в продукт, то будьте готовы к увеличению в 4 раза.

Смета вашего проекта в IT — живой организм. Она должна и будет меняться с течением времени. Это нужно принять и уметь с этим работать. Для этого нужно постоянно общаться с командой и просить обновлять прогнозы.

Конус неопределенности
Конус неопределенности

Условия работы

Многие студии предложат вам стандартную схему:

  • написать техническое задание (ТЗ)
  • сделать оценку по ТЗ
  • подписать договор с фиксированной суммой оплаты

Всё по классике — 50% аванс, N месяцев работы, работу принимаю по ТЗ, остальные 50% в конце.

Кажется, что всё очень просто. Приключение на 20 минут. К сожалению, такой формат не подойдет для создания чего-то сложнее, чем лендинг на тильде. Проблемы начинаются с технического задания.

Исполнитель объясняет заказчику формат фикс-договора
Исполнитель объясняет заказчику формат фикс-договора

Техническое задание

Техническое задание — это важно. Без него у вас не получится перевести ваши бизнес-требования на язык разработки. Главная ошибка — подписать ТЗ на самом старте работ, думая что ТЗ — это план.

IT-продукты не создаются по плану — в разработке слишком много неопределенности. Поэтому ТЗ должно и будет меняться, это не страшно. Страшно — это каждый раз согласовывать новые сроки и цену при изменении продукта.

Почему многие студии всё таки предлагают заказчику подписать ТЗ и работать строго по нему? Я считаю, что это происходит от нежелания обеих сторон выстраивать доверительные отношения. Если у вас нет доверительных отношений, то на переговоры и переоценки вы потратите больше времени, чем на сам продукт.

Не прикрывайте отсутствие доверия к исполнителю договорами и ТЗ. Не доверяете исполнителю — просто не работайте с ним.

Про фиксированную оплату

Цена разработки вашего проекта будет меняться. Разработчики узнают реальную цену только в процессе разработки. А вот фиксированная сумма в договоре меняться не будет. Поэтому разработчики либо возьмут с вас лишние 50% за риски, либо будут продавать вам доработки по тройной цене, чтобы отбить потери от неправильной оценки в начале.

Главная проблема в том, что вы не контролируете, сколько у разработчиков уходит времени на задачи и не можете принять правильные решения. Иногда лучше убрать сложную фичу, чем потратить на нее все деньги и не получить продукт.

Формат фиксированной оплаты не требует от заказчика постоянного взаимодействия с исполнителями, что плохо сказывается на продукте. Вы, скорее всего, потратите больше денег, чем в других форматах работы.

Про ТМ

Time&Material (ТМ) — формат работы, в котором вы платите только за реально потраченные разработчиками часы. Вы просто говорите исполнителям, что делать.

Обычно это служебная записка, сообщение в чате или то же тех. задание. Разработчики выполняют задачи, записывают потраченные часы, PM дает отчеты каждую неделю, оплачиваете часы в конце месяца.

При такой модели работы вы:

  • Получаете контроль над тратами вашего проектного бюджета (а не отдаете весь бюджет под контроль исполнителя)
  • Получаете прозрачную аналитику по трудозатратам и можете принимать продуктовые решения
  • Можете быстро менять требования — не нужно заниматься переоценкой подписанного ТЗ
  • Контролируете сроки сдачи, так как видите скорость команды в динамике

Какие подводные?

ТМ-формат подразумевает активную работу со стороны как исполнителя, так и заказчика. Вам обязательно нужно:

  • Фиксировать задачи, которые вы ставите исполнителям
  • Четко и понятно объяснять требования и убедиться, что исполнитель их правильно понял
  • Требовать отчеты по часам и демонстрацию прогресса каждые 1-2 недели

И главное — научиться доверять исполнителю. В конце концов, вы никогда не сможете доказать, что у разработчики потратили именно столько часов, сколько они вам сказали.

Моя студия занимается разработкой и запуском IT-продуктов для стартапов, поэтому без гибкости мы бы не смогли делать то, что мы делаем.

6 советов для заказчика

  • Работать по ТМ (или хотя бы с оплатой за этапы)
  • Быть постоянно включенным в процесс
  • Требовать отчеты по трудозатратам
  • Просить обновлять оценку с течением времени
  • Быть готовому к изменениям и не привязывать всё к ТЗ
  • Не работать с исполнителем без доверия

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад со всеми пообщаться и рассказать больше про создание и запуск стартапов — прошу в телеграм: @dimtsaplia

1010
30 комментариев

А зачем заказчику вообще весь этой геморой? Он сделал заказ на сайт. Есть ТЗ в котором его дизайн есть. Прописаны все фишки которые должны на сайте быть. Есть цена за это все допустим 40 000 рублей.

И пусть там студия за один день все сделает, главное чтобы все было сделано по ТЗ. Нет результата в нужный срок, проблема студии тут, милости просим аванс обратно.

7

Если мы говорим про заказа сайта на 40 тысяч, то формат фикс договора работает лучше всего. Но если мы говорим про проект с бюджетом в пару миллионов и бэклогом задач на много месяцев, то формат фикс договора плохо сработает. Бэклог будет слишком часто меняться, а с ним и цена проекта. Вы правы в том, что ТМ, как и фикс, подходит не везде - это всегда tradeoff.

5

С T&M есть одна существенная проблема. Почти любая разработка, для заказчика, это инвестиционный проект. Если заказчик чуть крупнее простого физика с идеей и деньгами - это защита инвестпроекта напрямую перед инвесторами или инвесткомитетом. Любой инвестпроект подразумевает прежде всего сумму инвестиций. Если вы идёте по T&M - у вас нет понимания этой суммы. На этом большинство T&M затей либо сворачиваются либо превращаются в fixprice.

2

Для инвестора можно сделать оценку разработки за фикс, заложив туда нужные риски. Потом работать по ТМ, и в случае если получится сэкономить, то можно потратить деньги на продвижение сделанного продукта

4

Неопределенность не уберешь из разработки. Заказчик и исполнитель будут менять бэклог продукта, чтобы подстроиться под бюджет, который у них есть. Стоит понимать, что мы говорим не про неопределенность в рамках нескольких порядков - это разброс в +- х2. По этой же причине чеки даются с запасом, все закладывают эти риски по несколько раз

1

Проекты в крупных компаниях проходят тендер, и если вы в нем участвуете, то должны назвать сумму Fix за то задание, которое предоставил заказчик. То есть ТМ тут уже не подходит.

Чтобы попасть в оценку с наименьшей погрешностью, стоит перед отправкой коммерческого предложения провести рабочую группу с заказчиком, позвать на нее своих продактов, аналитиков и тим-лидов разработки. Это поможет лучше понять ожидания от продукта, оценить риски и заложить их в стоимость. Такой подход также поможет показать вашу вовлеченность в проект и выстроить доверительные отношения.
Да, это затратно с точки зрения ресурсов, но если заказчик на это согласен, значит и с его стороны есть заинтересованность в найме квалифицированной студии и получении качественного продукта на выходе, значит пробовать стоит.

Я работал в студии разработки. На мой взгляд, ключевая причина непопадания в оценку это не столько новые требования от заказчика, сколько не учтенные работы с точки зрения требуемого функционала и интеграций на входе. Это связано с нехваткой ресурсов студий на проработку коммерческих предложений, так как ребята уже ведут по 3-4 проекта каждый, а сейлз сам просто не вытянет. Поэтому предложения могут отправляться по шаблонам, часто в них заложены огромные риски, что сильно увеличивает стоимость.

Что касается новых требований, которых не было в ТЗ, то их как раз разумно выполнять в рамках развития функционала по ТМ, когда есть команда, уже погруженная в проект и способная вести управление беклогом вместе с заказчиком. Если новые требования необходимо обязательно реализовать, нужно выносить что-то равноценное по объему из MVP, провести "бартер" фич. Или уйти в минус.

3

Да, тендеры это отдельная история, там другие законы. Мы больше работали с стартапами и средними по размеру проектами

Видел, как студии откидывали оценки и КП даже без единого звонка с клиентом, так что соглашусь что дело не только в ТМ)

При этом, даже при самом качественном КП сильно меньше рисков не станет - на проработку проекта нужно время. Поэтому я всегда объясняю что КП это КП, а проект - живая сущность, в которой может всё меняться. Главное, чтобы эти изменения были предсказуемыми и подсвечивались как можно раньше.