«Путь только один – вперёд». Рынок рекламной полиграфии в эпоху потрясений

Александр Чаллаари, директор «Актис-Медиа»
Александр Чаллаари, директор «Актис-Медиа»

Последние 8 месяцев стали для российской экономики временем серьёзных испытаний. Перемены произошли в том числе и в полиграфической отрасли. Об их характере и о том, что ждёт печатную индустрию в обозримом будущем, рассказал наш директор по развитию Александр Чаллаари.

– Александр, что именно происходило с отраслью, начиная с марта этого года? Какие изменения произошли в плане поставки производственных материалов?

– Наш рынок оказался на самообеспечении, и под наибольший риск попал сектор цифровой печати. Дело в том, что всё оборудование для неё – импортное, зачастую западное. При этом расходные материалы для таких машин нужны исключительно свои, фирменные. Если у меня есть станок одной марки, то краски другого бренда для него уже не подойдут, поэтому из-за прекратившихся поставок машина просто встанет.

– Значит ли это, что цифровая печать для России уходит в прошлое?

– Не совсем. Пока речь идёт лишь о сильно увеличившихся рисках. Сейчас запасы на складах ещё есть – особенно у тех, кто предвосхитил ситуацию и закупил материалы на будущее. Плюс работает параллельный импорт, что-то ввозится через третьи страны. Тем не менее объёмы поставок действительно сильно сократились, поэтому рано или поздно запасы всё же будут исчерпаны. В результате количество предложений на рынке уменьшится, а цены, как следствие, вырастут. Таков прогноз в отношении цифровой полиграфии на ближайшие полгода. Заглядывать дальше пока не берусь.

– А что с офсетной печатью?

– Здесь ситуация иная. Из Европы и Америки краски и печатные формы также больше не поставляются. Но их, в отличие от «цифровых» материалов, вполне можно заменить китайскими аналогами. Поставки для листовой и ролевой печати в итоге наладили и рынок стабилизировался, хотя в начале лета была паника.

– Что насчёт бумаги?

– С ней на фоне санкций произошло следующее. Поскольку некоторые (в том числе крупные) западные издатели из России ушли, спрос на мелованную бумагу со стороны производителей печатной продукции снизился. Вместе с тем нарастило мощности отечественное бумажное производство. Наконец, в последние месяцы уменьшились тиражи газетно-журнальной продукции (тенденция появилась ещё в начале пандемии, а в последние месяцы только усугубилась). Так что в целом ситуация стабилизировалась, хотя весной настроения среди полиграфистов были, опять же, близки к паническим: казалось, что брать материалы будет неоткуда. Что касается европейской бумаги, то её у нас больше нет. Но проблемы с её поставками (и в Россию, и внутри ЕС) начались ещё в начале 2021 года. Таким образом, Запад невольно отрезал нас от своего рынка ещё до февральских событий, поэтому отечественная полиграфия начала переориентироваться на Китай и внутренние ресурсы далеко не вчера.

– Как изменились цены на материалы?

– Они подросли. Но с другой стороны, в Россию пришли новые китайские поставщики, которые не позволили ценам увеличиться катастрофически. Как только отечественные производители попытаются взвинтить их, Китай сразу захватит весь рынок.

– Что можно сказать по поводу спроса на рекламную полиграфию? Он всё ещё существует?

– С точки зрения заказов сейчас сезон, и работа есть. Осенью традиционно проводится много отраслевых выставок, печатаются корпоративные календари. Ситуация отчасти похожа на ту, что была после пандемии, только тогда речь шла об отложенном спросе, а сейчас рынок сам собой восстанавливается после первоначальной турбулентности. Коммерцию, несмотря на внешнеполитические потрясения, никто не отменял. В целом ощущения, что российская экономика порвана в клочья, нет. Конечно, находясь в «высоком» сезоне, трудно прогнозировать, но пока что компании не отказываются от своих планов по производству рекламно-информационных материалов. Здесь я, конечно, выношу за скобки тот уже давно известный факт, что маленькие фирмы постепенно переводят рекламу в онлайн. Это, кстати, связано не с эффективностью. Многое упирается в компетентность маркетолога, который выбирает способы продвижения. Оценить результаты цифровой рекламы гораздо проще, чем печатной. Полиграфия же не даёт аналитику такого разнообразного инструментария. Предполагаю, что в малом бизнесе руководители именно поэтому сторонятся печатной продукции, тогда как для больших компаний она остаётся важным каналом коммуникации. Да, наверное, есть тенденция к снижению её доли, но внешнеполитические события здесь роли не сыграли: те, кто печатали, продолжают это делать и сейчас.

– Понятно, что в сложившихся обстоятельствах делать долгосрочные прогнозы трудно. Но всё-таки, исходя из сегодняшних данных, каковы перспективы у «Актис-Медиа» как дизайнерско-полиграфической компании?

– Мы работаем, заказы есть. Сейчас активно развиваем коммерческий отдел, набираем менеджеров. Планируем выходить на внешние рынки – теперь уже восточные, конечно, в первую очередь. После Нового года мы активно налаживали работу в Европе. Февральские события перевернули всё с ног на голову. После того, как пыль улеглась, мы решили не отказываться от планов по выходу на новые рынки – просто поменяли фокус. Расскажем, что получилось, через полгода, когда уже будут первые результаты. Как бы там ни было, путь только один – вперёд.

11
2 комментария

Эх, эх. Очень люблю полиграфию и как дизайнер, и как потребитель, но походу эта отрасль понемногу загибается в новом цифровом мире. Из всего многообразия продукции останется только упаковка в том или ином виде.

Владимир, это распространённое мнение, и оно не совсем верное. Да, смещение акцентов в сторону цифровой рекламы имеет место, но электронные материалы не заменяют полиграфические, а дополняют их. Запрос на печать есть, причём именно со стороны конечного потребителя. Знаете, когда появились электронные книги, многие предрекали, что вскоре бумажные превратятся в раритет. Однако этого до сих пор не произошло и вряд ли случится в обозримом будущем. То же и с рекламой: одно дело "скроллить" цифровой каталог и совсем другое – листать бумажный. Люди нуждаются в тактильных ощущениях, и это только одна из причин, по которой бумага останется востребованной.

1