– С точки зрения заказов сейчас сезон, и работа есть. Осенью традиционно проводится много отраслевых выставок, печатаются корпоративные календари. Ситуация отчасти похожа на ту, что была после пандемии, только тогда речь шла об отложенном спросе, а сейчас рынок сам собой восстанавливается после первоначальной турбулентности. Коммерцию, несмотря на внешнеполитические потрясения, никто не отменял. В целом ощущения, что российская экономика порвана в клочья, нет. Конечно, находясь в «высоком» сезоне, трудно прогнозировать, но пока что компании не отказываются от своих планов по производству рекламно-информационных материалов. Здесь я, конечно, выношу за скобки тот уже давно известный факт, что маленькие фирмы постепенно переводят рекламу в онлайн. Это, кстати, связано не с эффективностью. Многое упирается в компетентность маркетолога, который выбирает способы продвижения. Оценить результаты цифровой рекламы гораздо проще, чем печатной. Полиграфия же не даёт аналитику такого разнообразного инструментария. Предполагаю, что в малом бизнесе руководители именно поэтому сторонятся печатной продукции, тогда как для больших компаний она остаётся важным каналом коммуникации. Да, наверное, есть тенденция к снижению её доли, но внешнеполитические события здесь роли не сыграли: те, кто печатали, продолжают это делать и сейчас.
Эх, эх. Очень люблю полиграфию и как дизайнер, и как потребитель, но походу эта отрасль понемногу загибается в новом цифровом мире. Из всего многообразия продукции останется только упаковка в том или ином виде.
Владимир, это распространённое мнение, и оно не совсем верное. Да, смещение акцентов в сторону цифровой рекламы имеет место, но электронные материалы не заменяют полиграфические, а дополняют их. Запрос на печать есть, причём именно со стороны конечного потребителя. Знаете, когда появились электронные книги, многие предрекали, что вскоре бумажные превратятся в раритет. Однако этого до сих пор не произошло и вряд ли случится в обозримом будущем. То же и с рекламой: одно дело "скроллить" цифровой каталог и совсем другое – листать бумажный. Люди нуждаются в тактильных ощущениях, и это только одна из причин, по которой бумага останется востребованной.