Воспитание детей. Наказывать или принимать?

Всем привет! Меня зовут Надежда. Работаю репетитором английского языка уже 7 лет. Провожу занятия со взрослыми и детьми. Использую методику КЭСПА (Как Это Сказать По-Английски) для отработки грамматических конструкций в говорении.

Эту статью я подготовила для родителей. Но те принципы, которые здесь разъясняются, могут быть интересны всем, кто общается с детьми.

Время прочтения: 5-6 минут.

Почему нам бывает сложно найти общий язык с ребёнком?

Мы хотим для своих детей только самого лучшего. Дать хорошее образование и воспитание. Но порой достучаться до детей и научить их вести себя правильно не получается. Повышать голос и повторять одно и то же уже надоело.

Раньше я мучилась с некоторыми учениками и не могла настроить их на занятие. Пока не нашла ответ на этот вопрос в книге Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились»

Основная мысль книги:

"Между чувствами и поведением детей существует прямая связь. Когда дети испытывают правильные чувства, они правильно себя ведут. А чтобы помочь им испытывать правильные чувства, нужно просто понять и принять то, что они чувствуют".

Воспитание детей. Наказывать или принимать?

Именно поэтому, наказание за плохое поведение не учит детей ни правильному поведению, ни внутреннему контролю. Когда ребёнка наказывают, он лишь решает быть более осторожным, а не более честным и ответственным.

Я думаю это знакомо всем. Но почему-то мы продолжаем ругать и наказывать. Это происходит, потому что мы не знаем другой модели поведения. Именно с ней я хочу вас познакомить.

Что делать?

  1. Признать право ребенка на собственные чувства, даже если его поведение неприемлемо. Принять его чувства и реагировать на них адекватно.

    К сожалению, мы разговариваем со своими детьми точно так же, как с нами разговаривали родители и учителя. Чтобы перейти от «Это не больно. Это всего лишь маленькая царапина» к «Да, от царапин бывает больно!», придётся много работать над собой.

  2. Показать ребенку реальную модель решения проблем путем честного и уважительного общения, вдохновить и направить на верный путь. И дать решить самому, как лучше поступить.

    Если решать за него, как ему следует поступить, ребенок так никогда и не научится принимать ответственность за свои поступки.

Например, когда ученик на занятии по английскому начинает отвлекаться я говорю:

"Я понимаю, тебе сложно усидеться на месте и хочется играть с друзьями на улице. Если ты не настроен на учёбу, мы можем позаниматься в следующий раз или оставим задания сегодняшнего занятия на дом".

А мы вместо этого:

  • отрицаем чувства детей
  • эмоционально реагируем на случившееся
  • даем советы и навязываем свое личное мнение о ситуации
  • иногда жалеем и даже наказываем

Если взрослые полностью игнорируют их чувства, им трудно задуматься над своей проблемой, изменить поведение и научиться принимать на себя ответственность.

В то время как сочувственная реакция на огорчение ребёнка помогает ребенку сосредоточиться на своей проблеме и даже самому найти решение.

Воспитание детей. Наказывать или принимать?

А теперь давайте посмотрим, как показать ребёнку правильный путь и как следует себя вести.

Для этого нам нужно:

  1. Говорить о своих чувствах, не обвиняя и не ругая. Так ребёнок с большей вероятностью прислушается к нашим словам и будет вести себя ответственно.

    Чтобы зарядить ученика на учёбу я часто говорю, что я очень рада его видеть и ждала нашей встречи.

  2. Спокойным тоном описать проблему. Не прибегать к обвинениям или приказам. Тогда ребёнок с большей готовностью начинает вести себя ответственно.

    "Нам стоит подучить это правило. Ведь у тебя завтра контрольная", - объясняю ученику.

  3. Отказаться от нотаций и обвинений, которые дети жутко не любят. Одного неодобрительного слова или жеста может быть достаточно, чтобы он задумался над проблемой и нашёл способ ее решения.

  4. Предлагать альтернативное решение проблемы. Выбор открывает ребёнку дорогу к новым возможностям, а не обязывает выполнять то, что ему не хочется.

    Я обычно предлагаю ученику выбрать, какое задание мы будем выполнять, если он меньше обычного настроен на учёбу. И он с удовольствием выполняет задание, которое он сам выбрал.

  5. Или если чувства переполняют, и вы боитесь сказать что-то лишнее, можно написать и оставить записку ребёнку. Такой необычный способ донести информацию.

    Я могу написать в What's app. И ученик ко мне прислушивается.

Вывод

Воспитание детей. Наказывать или принимать?

Для того чтобы воспитать в ребёнке ответственного человека, умеющего самому принимать решения, нужно понять главное: он ещё мал и неопытен. И что ему нужна поддержка и понимание. И только иногда ваша помощь.

Переключиться на новую стратегию поведения нелегко, если вы используете старую. Но действительно стоит. Убедитесь в этом сами.

Бонус

Приглашаю на пробное занятие вас и вашего ребенка, где расскажу о приемах, с помощью которых мы с учениками в 2 раза быстрее запоминаем английские слова. Составлю пошаговый план и дам конкретные действия 1,2,3... для освоения грамматики и быстрого вывода на разговор.

Чтобы записаться на пробный урок — выберите любой мессенджер, перейдите по ссылке и напишите в лс слово: «УРОК».

44
4 комментария

Я не родитель, но всё равно спасибо за статью

1
Ответить

Спасибо)

Ответить

Интересная статья. Спасибо.

1
Ответить

Пункты и правда рабочие, жаль что «родитель-плохой полицейский» приходит часто . Но я стараюсь переучить себя

Ответить