С какими трудностями можно столкнуться на российском рынке франчайзинга. Колонка генерального директора Domino's Pizza

Франчайзинг — это одна из самых многообещающих и в то же время непонятых концепций в России. Большинство компаний рассматривают его как быстрый способ расширения своего бизнеса без вложения со своей стороны человеческого и денежного капитала, и такой подход, как правило, не приводит ни к чему хорошему. Зачастую франчайзер считает, что не несет ответственности за своих франчайзи, ведь по факту, они открывают собственный бизнес ― и это одна из самых распространенных ошибок, из-за которых франчайзи вынуждены прекращать свою работу. К сожалению, мне доводится наблюдать такую картину не только в России, но и в других странах мира.

На данный момент в России франчайзинг находится на стадии своего становления. Главным преимуществом франчайзинга является возможность повышения ваших шансов на успех бизнеса. Таким образом, предприниматели с небольшим капиталом могут либо открыть свой бизнес, к примеру ресторан, либо купить франшизу у большой сети ресторанов. Зачем ему последний вариант? Мы все знаем, что многие новые концепции проваливаются в то время, как покупка франшизы повышает ваши шансы на успех бизнеса в силу узнаваемости бренда, успешной бизнес-модели с готовым описанием продукта, расценок, оптимизированных рекламных кампаний, высоко развитой системы поставок, подготовленным программным обеспечением, техникой и даже возможностью онлайн-продаж. Такая система предлагает уже налаженную бизнес-модель. Следовательно, встает вопрос: если франчайзинг так хорош и широко используется в бизнесах запада, почему он не так распространен в России? Существует несколько факторов, влияющих на это.

Отсекается пласт молодых предпринимателей

В первую очередь, это недостаток кредитов для малого бизнеса. Кредитные ставки в России чрезмерно высоки для малого бизнеса, вследствие чего у франчайзеров весьма небольшой выбор из людей с готовым капиталом, желающих вложиться во франшизу. Несмотря на то, что это обеспечивает большую стабильность партнерства, из гонки выпадают основные двигатели франчайзингового успеха ― молодые предприниматели без капитала. Почему именно они важны для развития франчайзинга и являются «двигателями»?

Молодой предприниматель лет 20-ти, занявший денег для поднятия бизнеса, будет гораздо более активным и вовлеченным партнером нежели уже опытный бизнесмен, желающий вложиться в небольшой проект на стороне. Именно эти качества являются основными двигателями успеха в бизнесе. И именно поэтому франчайзинговые рестораны в среднем получают на 3% больше выручки, чем корпоративные сети.

Когда я начал франчайзинговый бизнес в России с Domino’s, для разрешения этой проблемы мы присмотрелись к успешным молодым людям в ресторанной среде. Только после подтверждения успешности показателей компании, мы понемногу стали поддерживать их с помощью программ рассрочек, которые являются реальным решением данной проблемы, так как значительно облегчают условия выплаты франчайзи.

Безучастный подход

Несмотря на уже готовую бизнес-модель, предлагаемую франчайзерами, риск провалиться все еще существует. Как и любое другое предприятие, даже «Макдональдс» может закрыться. Одной из самых распространенных ошибок франчайзи в России является то, что они просто нанимают менеджера-управленца в свое заведение и рассчитывают, что предприятие само будет себя в дальнейшем поддерживать. Я считаю на подобное поведение во многом повлияло отсутствие предпринимательской культуры в стране.

Мы нашли решение этой проблемы. Лучший вариант, при котором франчайзи принимают наиболее активное участие в ведении бизнеса, — это поддержка собственных корпоративных сотрудников, которые работают в компании уже не первый год, при помощи одного или двух заинтересованных инвесторов. Это потрясающая схема, позволяющая залатать многие дыры в системе франчайзинга, потому как взращенные внутри компании сотрудники ведут рестораны гораздо лучше и с большим желанием преуспеть, нежели нанятые извне, хоть им и не хватает собственного капитала. С другой же стороны мы имеем инвесторов с капиталом, которые хотят вложиться в ресторан для стабильного дохода, но при этом желают избежать личного управления бизнесом, чтобы не вникать в детали. Таким образом, получается win-to-win ситуация.

Отсутствие обучающего персонала

Другой проблемой российского франчайзинга можно назвать отсутствие обучающего персонала. Франчайзинг — это, как брак ― должно быть полное согласие и понимание между двумя сторонами. А что является компонентом успеха в браке? Коммуникация. Для развития бизнеса многие франчайзеры организовывают всевозможные тренинги по франчайзингу, однако из-за недолгой истории существования, реально опытных консультантов и коучей найти довольно трудно.

Почему консультанты и поддержка в сфере франчайзинга — это так важно? Иногда я наблюдаю ситуацию, когда консультант по франчайзингу компании пытается найти баланс между франчайзи и франчайзером по принципу «либо одно, либо второе» вместо «и то, и то». Это не очень верный подход, так как и франчайзи, и франчайзера объединяет один бренд, под которым они находятся. К примеру, нарушение стандартов гигиены или техники безопасности в одном магазине франчайзи будут также негативно восприняты, как и в корпоративном, так как покупатель не видит разницы между заведениями разных собственников.

С развитием франчайзинга нехватка экспертов в этой сфере будет только расти. Лучшим решением данной проблемы является рекрутинг сотрудников, которые когда-то работали в этой сфере и возможно имеют на данный момент свой франчайзинговый бизнес и могут выступить в качестве консультантов.

География и затруднения с поставками

Даже в том случае, если франчайзер нашел лучших франчайзи, провел тренинги и обучил всему возможному, этого все еще недостаточно для того, чтобы расширять бизнес по франчайзингу ― и связано это, прежде всего, с географической особенностью России, а именно с огромной территорией.

Франчайзер должен инвестировать в механизмы доставки и наладить производство, чтобы обеспечить одинаково качественным продуктом всю территорию страны. В противном случае, потребуется 3PL (Third Part Logistics), что, конечно же, потребует дополнительных затрат. Однако только этим расходы не ограничиваются, так как франчайзер обязательно должен предоставить франчайзингового консультанта в регион, в котором франчайзи покупает бизнес, или в ближайший. Из опыта Domino's Pizza могу сказать, что отлично работает инструмент внедрения собственного сотрудника компании в регион в помощь только что открывшемуся, не имеющему опыта, франчайзи. Несмотря на то, что это несколько противоречит культуре франчайзинга, хотелось бы заметить, что такой инструмент отлично работает, так как поддерживает работу франчайзи дистанционно с помощью консультаций экспертов франчайзера.

В заключении хотел бы добавить, что сегодня технологии имеют огромное влияние на взаимоотношения франчайзи и франчайзера, так как помогают вести бизнес более эффективно и при меньших затратах: отслеживать работу точек в режиме реального времени, экономить на постоянных офлайновых проверках со стороны франчайзера ― эту потребность утоляют детализированные отчеты, которые предоставляют абсолютно любую информацию по работе. Оперативно предоставленная и проанализированная информация с помощью всевозможных e-commerce платформ помогает принимать взвешенные решения и делать бизнес более гибким и чутким даже к малейшим изменениям рынка.

Сегодня практически 80% всех наших заказов на доставку приходят через онлайн-платформы компании. Достаточно сложно было бы представить индивидуального предпринимателя, который смог бы справляться с таким большим количеством заказов без отлаженной e-com системы. С каждым днем появляется все больше и больше всевозможных тренингов, обучающих программ и т.д. от различных сетей, которые рассказывают о том, как раскрыть и пользоваться имеющимся потенциалом франчайзинга в России. Я считаю, что мы находимся в самом начале пути и в ближайшее время увидим еще много нового в сфере франчайзинга такого, о чем сейчас и подумать не можем.

44
1 комментарий

Ну ребят!
50 слов с корнем "франчайз" и только 3 Domino's. и всего три числа в статье "20-ти лет", 3PL и 80%

1