Когда продавать свой продукт за полцены это бред, а когда – хорошая идея?

Одни основатели считают скидки злом и источником халявщиков в продукте, а другие охотно дают пожизненные доступы со скидкой 90%, особенно на старте. Кто же прав?

Когда продавать свой продукт за полцены это бред, а когда – хорошая идея?

Все любят скидки... ну кроме тех, кто их дает

Все мы покупаем со скидками: осознанно ищем промокод на доставку пиццы в интернете перед ее заказом, берем шестой по счету халявный кофе в одной и той же кофейне, покупаем подписку Plus на vc.ru сразу на год за 749 рублей, вместо 75 рублей в месяц.

Например, до начала СВО я любил закупать игры на свой XBOX именно в периоды распродаж, потому что платить по 5к за игру — это для моего мозга, избалованного в нулевые «Фаргусом», а потом в десятые торрентами, было как-то чересчур. То есть такие большие компании, как Microsoft вполне себе понимают, что есть большое количество геймеров, которые не гонятся за свежими релизами, а готовы подождать полгодика и купить игрулю в два раза дешевле.

Когда продавать свой продукт за полцены это бред, а когда – хорошая идея?

Основная цель скидки – вызвать у покупателя приятное теплое ощущение личной победы. «Ты победитель – нашел самое лучшее предложение!» Это чувство в сочетании с ограничением по сроку принятия решения приводит к более высокой конверсии из посетителя в продажу.

Но также есть компании, которые принципиально избегают скидок и даже систем лояльности, так как не хотят «ронять ценность продукта» в глазах покупателя.

Однако есть такое время в году, когда продавцы хочешь-не хочешь, а задумываются о том, чтобы устроить распродажу.

«Главная распродажа года»

Чёрная пятница — пятница после Дня благодарения в США. С неё начинается традиционный рождественский сезон распродаж. Обычай устраивать распродажи в этот день установился ещё в XIX веке, а термин «Чёрная пятница» появился в 1966 году и поначалу употреблялся в основном на Восточном побережье США, означая загруженность трафиком автомобильные дороги в этот день.

В интернете есть много видео, на которых люди с горящими глазами бегают в этот день по магазинам и устраивают поединки за право прикупить газонокосилку со скидкой 60%.

Когда продавать свой продукт за полцены это бред, а когда – хорошая идея?

У нас в России такое поведение и близко не наблюдается, зато есть много случаев мошенничества с ценниками как в офлайн магазинах, так и в интернете. Чего только взять с образовательных курсов, которые ни перед чем не остановятся, чтобы впарить вам свой курс для достижения успешного успеха.

Другое дело, если мы говорим о продуктах, которые покупаются с абсолютно прагматичной целью.

Цены на онлайн-сервисы

Вот есть у меня B2B-сервис с подписочной моделью, например, конструктор сайтов. С точки зрения обывателя я могу поставить на него любую цену – я же уже сделал продукт и теперь просто продаю его разным людям, физически новых копий продукта делать не надо.

Когда продавать свой продукт за полцены это бред, а когда – хорошая идея?

Но у ИТ-компании всегда есть расходы: как переменные, вроде серверов и бюджетов на рекламу, так и постоянные – техподдержка в чате, отлов и решение ошибок и багов, разработка новых фич по плану.

Поэтому цена за онлайн-сервис берется не с потолка и еще должна согласоваться с рынком.

Большие скидки на SaaS

Что, какой-то человек будет сидеть и ждать «Черной пятницы», чтобы купить мой конструктор сайтов на год со скидкой 50%, а не начнет использовать прямо сейчас и получать пользу? Звучит как какой-то бред.

Или другой вариант – человек уже использует сервис, потом видит скидку, отменяет старую подписку и переезжает на новую дешевую. От этого я недополучаю денег.

Третий вариант – я только что купил доступ на год за 8000 рублей, а новичкам вы продаете за 4000 рублей на распродаже. Лояльность клиентов стремится к нулю.

Однако, если задуматься более детально, попробовать найти конфигурацию, при которой тема распродажи выстрелит, то из идеи скидок может получиться ощутимый прирост пользователей и выручки.

Ситуация первая – проект на ранней стадии, нужны клиенты

Если вы молодой проект без репутации и хотите привлечь внимание аудитории, найти первых последователей.

Тогда площадки вроде зарубежного «купонника для SaaS» под названием AppSumo – это ваша тема. Почитать об этом маркетплейсе и о том, как его используют российские проекты для старта за рубежом можно на vc.ru.

Сейчас можно купить 100 фоток на Депозитфотос за 39 долларов вместо 500.
Сейчас можно купить 100 фоток на Депозитфотос за 39 долларов вместо 500.

Давайте подумаем, что обычно входит в подписку на SaaS-сервис: стабильная работа текущего функционала, техподдержка, регулярные улучшения.

Иногда для сокращения своих будущих расходов от «распродажных клиентов» им урезают «техподдержку» или «обновления», за которые надо платить дополнительно. Получается чем-то похоже на модель «лоукостера» – товар сохраняет свои основные качества, но на что-то большее рассчитывать не приходится.

Ситуация вторая – проект запущен, нужно выполнять план по выручке

У действующего проекта есть определенный ежемесячный план по выручке и иногда для его выполнения возникает соблазн устроить распродажу, мотивируя всю ситуацию тем, что скидку можно будет списать на маркетинговые и сопутствующие расходы.

Тут все понятно, делаем расчет по объему необходимых продаж: количество должно быть больше, чем обычно, так как мы даем скидку, но и брать вроде как должны охотнее, особенно те, кто сомневался это делать ранее.

Делаем промо: всего 30 первых клиентов получат скидку 50% и вот тебе готовый дедлайн и заманчивая выгода. Мы пользовались таким приемом при развитии проекта «МойГород» в 2017 году.

Когда продавать свой продукт за полцены это бред, а когда – хорошая идея?

Ситуация третья – зрелый проект, нужна большая доля на рынке

Посмотрите на постоянную борьбу между МТС, Билайн и Мегафон. Какие только акции они ни придумывают, чтобы переманивать клиентов друг у друга.

«Распродажи» и «акции» используют во всех областях, даже в госсекторе, об этом я узнал от основателя сервиса «Видео-Союз», когда мы записывали подкаст об энтерпрайз-решениях.

В SaaS в России пока нет явных конкурирующих между собой гигантов, которые боятся именно за долю рынка, или я их не вижу? Напишите в комментах, если вы в курсе.

Мнение реальных предпринимателей о «Черной SaaS пятнице»

Провел небольшой опрос в своем телеграм-канале про стартапы и вот такие комментарии мне прилетели:

Не особо верю в формат шопинга пользователей по SaaS-сервисам без конкретного запроса на рынке РФ.

Дмитрий Тарасов, основатель сервиса «Хаос-контроль»

Дать большую скидку на SaaS — норм, если дать её на время или самым первым пользователям. Если на время — это аналог маркетинговых расходов. Если первым пользователям, то чтобы найти PMF и было кого кастдевить.

Николай Истомин, директор по развитию платформы unisiter.ru

В чёрную пятницу скидки в B2b странное явление. Тут все хотят сами продавать, фокус на свои акции.

Дмитрий Сергеев, основатель Carrot Quest
Что лично вы думаете о продаже онлайн-сервисов с большой скидкой на распродаже?
За
Против

Независимо от результатов опроса я запустил «Черную SaaS пятницу» и уже собрал 18 проектов, которые 25 ноября поделятся с вами своими классными скидочными предложениями.

Среди них: редактор видео Supa, конструктор квизов Madtest, ИИ-копирайтер Gerwin, корпоративный мессенджер «Пачка» и многие другие.

Посмотреть весь список и подписаться на уведомление о старте можно уже сейчас по ссылке 👉«Черная SaaS пятница»🔥

2727
17 комментариев

Любители скидок - самые проблемные клиенты. Какой смысл тратить силы на таких клиентов?

7
Ответить

У нас это было на примере. Мы купили готовый бизнес, где прошлый владелец давал всем скидки и акции. В итоге прогорел, его старые клиенты хотели бесконечные скидки. Когда мы поставили чёткие границы, что скидок у нас почти не будет, сразу все ушли. Через семь лет после покупки, у нас только обеспеченные клиенты, которые готовы платить за качество. Постоянные скидки - это зло для бизнеса.

6
Ответить

даже не то, что проблемные, а им не настолько нужен продукт сколько экономия - и получив скидку у вас, они перейдут потом на конкурента, который предложит скидку и далее по кругу

4
Ответить

Первичный лид, который ищет себе сервис, покупается на скидку, а далее задача сервиса - удерживать его качественными услугами.
Хотя и чистокровные халявщики, готовые бегать туда-сюда лишь бы подешевле, тоже бывают)

1
Ответить

Умеренную скидку в 10% всегда не грех попросить) вдруг дадут)

Ответить

ну вообще скидки это неплохой рычаг, но нужно уметь им пользоваться

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить