Стратегия есть? А если найду?

Привет, меня зовут Артур Миргаязов, я помогаю компаниям строить прорывные стратегии и завоёвывать рынки. Приходит время планировать 2023г. И сегодня хочу поговорить о стратегии, целях и приоритизации.

И начать хочется с вопроса: есть ли у нашей команды вызовы — цели? Отвечая «да», мы приходим к выводу, что им необходима приоритизация. Но начнём с самого начала.

Зачем вообще нужна приоритизация?

У каждого отдела вашей компании есть определенные вызовы (скорее всего, это так). Допустим, для команды маркетинга — это сокращение бюджета, для продаж — увеличение рыночной доли. Но что будет, если эти локальные цели не превратить в понятные задачи и алгоритм прозрачных действий? Команда сталкивается с неопределенностью: сотрудники выгорают, цели не реализуются.

Чтобы люди не выгорали, им нужна высокая степень определенности и прозрачности действий — если у команды есть вызовы, нужны стратегии и их приоритизация.

На пальцах:

Нам необходимо, чтобы в месте X появилось озеро. Каждый день мы фокусируемся на том, что создаем это озеро. Что для этого делаем и как делаем? Сегодня выкапываем 1000 кубометров грунта и продвигаемся на 0,1% — отлично, молодцы. Так у команды есть ясные и конкретные задачи, которые приводят к цели.

Шаг первый — стратегия

Если стратегии нет, а есть просто цели, то первое, что нужно сделать — построить хоть какую-то для существующих вызовов. В этом случае я выделяю два уровня стратегий: проектные и процессные.

Проектные — когда команда понимает, когда и как придёт к цели, и что нам нужно сделать как проект. Например, чтобы здесь появилось озеро, сотрудникам нужно выкопать миллион тонн руды.

Процессные — когда у команды есть цель, но нельзя создать по ней проект, можно только строить гипотезы. Тогда мы выбираем себе стратегию или тактику HADI-циклов (формулирование гипотезы (H), действие (A), сбор данных (D), выводы (I)). И бежим этими циклами, чтобы снизить уровень неопределенности до приемлемого.

Здесь важно не перегружать команду: нужно процессное балансирование, чтобы команда делала столько, сколько она может объективно «переварить» без выгорания. Нужно определиться заранее, какой обьём команда может «вывозить» — тогда в рамках HADI-циклов ключевым становится пункт качества гипотез.

На качество гипотез влияют дизайн-сессии (например, для стадий бизнеса, на которых стратегии не актуальны, и нужен процесс тестирования и формирования своей модели), мозгоштурмы и другие инструменты.

Шаг второй — приоритизация

1. Если мы выбрали проектную стратегию, то первое, что делаем на пути к цели — помечаем всё, что нам жизненно необходимо. Так среди 20 проектов будет треть или половина проектов, которые нужны компании — без шансов.

Затем мы приоритизируем выбранное: ставим бронзовые, серебряные, золотые приоритеты в проектных задачах. В больших компаниях каждый отдел выбирает три ключевые задачи-проекта, которые ведут их к достижению цели:

  • Отдел коммуникации, продаж, PR — бронзовые.
  • Коммерческий блок — серебряные.
  • Вся компания выбирает три ключевых проекта — золотые.

Золотые приоритеты реализуются в первую очередь.

Практика показала: стратегия — это не большое полотно задач, а всего лишь 2-3-4 ключевых проекта, которые реализуют цель. И в хорошей стратегии они действительно приводят к результату.

В непредсказуемом VUCA-мире со множеством вариантов приоритизация поможет сохранить фокус внимания на ключевых вещах и не сбиться, двигаясь к цели.

2. Если мы выбираем процессную стратегию, то тут всё просто. Включается режим «стартап»: генерация гипотез, их приоритизация и проверка.

Здесь я выделяю глобальные и локальные гипотезы. На глобальные команды тратит 1-2 месяца, локальные тестируются за неделю.

Берём одну (а если команда готова, то 2 или 3) глобальную гипотезу на команду и несколько локальных. Важно переговорить с самой командой и снять тот объем, который она способна переваривать.

После — еженедельно синхронизироваться по этому поводу: хорошие «глубокие» планёрки с подытоживанием и корректировками. Важно уделять много времени на синхронизацию и корректировку выделять — иначе команду захлестнет неопределённость.

Резюмируем

Есть два уровня стратегий: проектная и процессная стратегия.

Проектная. Если есть вызов (цели) — нужна стратегия и её приоритезация, чтобы снизить неопределенность. Ставим бронзовые, серебряные, золотые и жизненно необходимые приоритеты в проектных задачах.

Процессная. Важно сформировать гипотезы и идти по процессу, снижая текущую неопределенность и поддерживая их важность на допустимом уровне. Не слишком перегревать людей и вместе с этим балансировать нагрузку на команду по локальным и глобальным гипотезам.

Если заметка показалась интересной – присоединяйся к «Клубу стратегического развития».

Придется пройти небольшой отбор, чтобы попасть. Для этого пиши в ТГ: @StrategicDevelopmentClub

22
2 комментария

Спасибо, Артур!
Используете ли вы в компании матрицу Эйзенхауэра? Она помогает расставить приоритеты в работе и выделить важные и срочные задачи. Мы в компании используем ее в связке с BPM-системой. Получается закрывать все проекты вовремя и быстро достигать целей.

1

Используем по мере необходимости, но в целом, эта матрица, как по мне, уже устаревшая и есть более актуальные и эффективные меры.