А ты успеваешь подумать?

Я - нет. И поэтому мне легче писать, чем говорить. Можно ли с этим что-то сделать?

Мне всегда было легче писать, чем говорить. И я всегда думала, что этот «нюанс» был просто приобретенной привычкой в условиях той среды, где происходит становление личности (ну, то есть в школе). Надо сказать, что среда не была плохой: никакого буллинга, агрессии и даже наплевательского отношения к учебе. Все было хорошо, кроме одного: не с кем размышлять о вечном (и не очень), строить сложные причинно-следственные связи и анализировать окружающие события. В самом деле, ребят, о чем люди думают в 10-12 лет?

Что же делать?

Чтобы ни с кем об этом не говорить, я начала писать. Стихи, рассказы, заметки, сочинения на свои собственные темы и для себя. Для развлечения на школьных сочинениях я преднамеренно доказывала точку зрения, противоположную общепринятой. Ну так, силы проверить, достаточно ли убедительно на пятерку? Спойлер: почти всегда было достаточно. Лучше всего мне давались рецензии, критика и все то, где был уместен скепсис.

Из-за своей любви к изложению мыслей в письменном виде я даже пошла в журналистику, где меня научили не просто писать, а писать структурно. И обязательно задавать вопрос:

А что ты пишешь такого, чего не знает твой читатель? Ради чего ты это пишешь?

заместитель главного редактора

Честно сказать, тут я немножко приуныла: что вчерашний студент мог предложить прожжённым бизнесменам в тех экономических рубриках, где я писала. Спойлер: что-то мог, но сейчас не об этом.

Со временем я оказалась в среде, где можно и нужно глубоко мыслить, искать те самые факты, закономерности и взаимосвязи, которые я так любила. Помню, как впервые пришла на встречу с ребятами, с которыми нас объединяла всего одна вещь: любовь к жанру фентези. Я с интересом слушала их экспромты с рассуждениями, где они последовательно разбирали по косточкам сложные социокультурные и бытовые темы. Эгегей, подумала я, мне есть, что сказать! И в этот момент все мысли пропали из головы. WTF??? Я так ничего и не сказала, потому что НЕ ЗНАЛА, ЧТО И КАК СКАЗАТЬ! Нет, нет, я не испытываю проблем в диалогах, как и раньше, лучше всего мне даются критика, дискуссии и сарказм. Но вот построить связный неподготовленный монолог хоть о самой простой вещице - вот тут вскрылась моя ахиллесова пята.

Если не очень понятно, зачем это вообще нужно в жизни, то ответ прост - интервью! Если ты публичный человек, то возможность дать интервью и пропиарить себя или свою компанию всегда полезна. От умения структурно и грамотно (и еще уместно) отвечать на внезапные вопросы зависит не только репутация, но и (скажу по секрету, как бывший журналист) смысл материала, который выйдет из-под "пера" не всегда компетентных писак.

И вот я стала думать: а что со мной не так? Где же все те факты и причинно-следственные связи (которыми я так гордо козыряла в первой половине рассказа), которые помогут мне понять причину и устранить ее? Каюсь, что сначала я возложила вину на "среду" и "обстоятельства" (как раз то, что выше написано).

Но на самом деле это не так.

А причина в том, что я никогда не тренировала свой мозг (ум, мышление, как угодно) на оперативность. Наоборот, я его тренировала проводить всесторонний анализ и не делать поспешных выводов. Понятно, что на этот анализ нужно время, по-хорошему еще данные верифицировать, да выводы сформулировать!

Мне легче писать, потому что я успеваю подумать. Мне легче вести диалог и дискуссию, потому что я успеваю подумать. Мне легко выступать на презентациях, потому что я уже успела подумать.

Но мне трудно давать интервью, потому что я не успеваю подумать. Мне трудно ответить скандальной тетке в очереди, потому что я не успеваю подумать. Мне трудно выступать экспромтом, потому что я не успеваю подумать.

Интересно, что в такую ситуацию попал человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом, без проблем в общении с другими людьми, да и вообще без всех других проблем. Это как говорить на английском в районе pre-intermediate: в душе ты Шекспир, а когда у тебя внезапно спрашивают дорогу на улице, то можешь только пальцем показать.

Ну ладно, а теперь пришло время того самого вопроса, без ответа на который мои статьи не брали в номер:

А что я рассказала такого, о чем другие не знают?

Я бы сказала, что Америку я, конечно, не открыла, но формализовать проблему (для себя и для других) - это уже кое-что. Это уже материал, с которым можно работать.

Что делать? Я наметила для себя такой план:

  1. Тренироваться говорить без подготовки. Для начала на те темы, которые я знаю. Каждый вечер я рандомно нахожу в интернете вопрос, который касается моей предметной области, и записываю видео-ответ (и никому не показываю!). Потом необходимо усложнять задачу: брать уже не практико-ориентированные вопросы, а абстрактные. Про мир во всем мире и экологию. А потом совсем хардкор: брать темы, в которых ты вообще не понимаешь! Например, был ли Рюрик завоевателем и почему вымерли динозавры.
  2. Вести смолтоки с незнакомыми людьми. Рандомкофе сейчас на каждом углу предлагают (на каждом углу в Интернете). Может показаться, что это пустая трата времени (это же диалог, есть время подумать), но это не совсем так. Потому что при общении с незнакомыми людьми тренируется одно очень важное качество - уместность (тем, выражений, мнений). А еще хорошо, что если облажаешься, то этого человека больше никогда не увидишь.
  3. Брать слово на всех собраниях, мероприятиях, посиделках. Произносить поздравления и тосты, давать напутствия команде перед сложными задачами, проводить обучающие митинги для коллег (всегда есть, каким опытом поделиться). Только без фанатизма, чтобы твое стремление к развитию не стало всеобщей проблемой.
  4. Играть в управленческие поединки. Это такая техника, где ты и оппонент разыгрываете заведомо стрессовую и конфликтную ситуацию, а зрители наблюдают и дают фидбек. Чаще всего, это не для слабонервных. Но начинать можно со своими коллегами и друзьями.
  5. Общаться с людьми в общественных местах: перекинуться парой фраз с продавщицей, с кондуктором, с таксистом, с незнакомой мамочкой по дороге к дверям детского сада, когда идешь за ребенком. Этим можно отработать спокойное отношение к внезапному общению на внезапные темы.

Описанные приемы не просто тренируют навык "оперативного" мышления и "оперативного" общения, но и позволяют наработать базу заранее заготовленных фраз, шаблонов общения, шаблонов ответов на различные темы: от рабочих до бытовых. В нужный момент они будут всплывать из памяти в виде стройного осмысленного и красивого экспромта.

Я вот только не придумала, что делать со скандальными тетками в очереди. Как научиться с ними скандалить или осаживать их, есть идеи?

22
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Спасибо за интересную пищу для размышления! Тоже замечал за собой, что проще мне проще писать, чем общаться, но так было не всегда. Например в институте, когда времени на общение было больше и сама социальная среда к этому подталкивала, навык устно объяснять свои мысли был больше развит)
Возьму на заметку твой план.

Ответить