{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

А ты успеваешь подумать?

Я - нет. И поэтому мне легче писать, чем говорить. Можно ли с этим что-то сделать?

Мне всегда было легче писать, чем говорить. И я всегда думала, что этот «нюанс» был просто приобретенной привычкой в условиях той среды, где происходит становление личности (ну, то есть в школе). Надо сказать, что среда не была плохой: никакого буллинга, агрессии и даже наплевательского отношения к учебе. Все было хорошо, кроме одного: не с кем размышлять о вечном (и не очень), строить сложные причинно-следственные связи и анализировать окружающие события. В самом деле, ребят, о чем люди думают в 10-12 лет?

Что же делать?

Чтобы ни с кем об этом не говорить, я начала писать. Стихи, рассказы, заметки, сочинения на свои собственные темы и для себя. Для развлечения на школьных сочинениях я преднамеренно доказывала точку зрения, противоположную общепринятой. Ну так, силы проверить, достаточно ли убедительно на пятерку? Спойлер: почти всегда было достаточно. Лучше всего мне давались рецензии, критика и все то, где был уместен скепсис.

Из-за своей любви к изложению мыслей в письменном виде я даже пошла в журналистику, где меня научили не просто писать, а писать структурно. И обязательно задавать вопрос:

А что ты пишешь такого, чего не знает твой читатель? Ради чего ты это пишешь?

заместитель главного редактора

Честно сказать, тут я немножко приуныла: что вчерашний студент мог предложить прожжённым бизнесменам в тех экономических рубриках, где я писала. Спойлер: что-то мог, но сейчас не об этом.

Со временем я оказалась в среде, где можно и нужно глубоко мыслить, искать те самые факты, закономерности и взаимосвязи, которые я так любила. Помню, как впервые пришла на встречу с ребятами, с которыми нас объединяла всего одна вещь: любовь к жанру фентези. Я с интересом слушала их экспромты с рассуждениями, где они последовательно разбирали по косточкам сложные социокультурные и бытовые темы. Эгегей, подумала я, мне есть, что сказать! И в этот момент все мысли пропали из головы. WTF??? Я так ничего и не сказала, потому что НЕ ЗНАЛА, ЧТО И КАК СКАЗАТЬ! Нет, нет, я не испытываю проблем в диалогах, как и раньше, лучше всего мне даются критика, дискуссии и сарказм. Но вот построить связный неподготовленный монолог хоть о самой простой вещице - вот тут вскрылась моя ахиллесова пята.

Если не очень понятно, зачем это вообще нужно в жизни, то ответ прост - интервью! Если ты публичный человек, то возможность дать интервью и пропиарить себя или свою компанию всегда полезна. От умения структурно и грамотно (и еще уместно) отвечать на внезапные вопросы зависит не только репутация, но и (скажу по секрету, как бывший журналист) смысл материала, который выйдет из-под "пера" не всегда компетентных писак.

И вот я стала думать: а что со мной не так? Где же все те факты и причинно-следственные связи (которыми я так гордо козыряла в первой половине рассказа), которые помогут мне понять причину и устранить ее? Каюсь, что сначала я возложила вину на "среду" и "обстоятельства" (как раз то, что выше написано).

Но на самом деле это не так.

А причина в том, что я никогда не тренировала свой мозг (ум, мышление, как угодно) на оперативность. Наоборот, я его тренировала проводить всесторонний анализ и не делать поспешных выводов. Понятно, что на этот анализ нужно время, по-хорошему еще данные верифицировать, да выводы сформулировать!

Мне легче писать, потому что я успеваю подумать. Мне легче вести диалог и дискуссию, потому что я успеваю подумать. Мне легко выступать на презентациях, потому что я уже успела подумать.

Но мне трудно давать интервью, потому что я не успеваю подумать. Мне трудно ответить скандальной тетке в очереди, потому что я не успеваю подумать. Мне трудно выступать экспромтом, потому что я не успеваю подумать.

Интересно, что в такую ситуацию попал человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом, без проблем в общении с другими людьми, да и вообще без всех других проблем. Это как говорить на английском в районе pre-intermediate: в душе ты Шекспир, а когда у тебя внезапно спрашивают дорогу на улице, то можешь только пальцем показать.

Ну ладно, а теперь пришло время того самого вопроса, без ответа на который мои статьи не брали в номер:

А что я рассказала такого, о чем другие не знают?

Я бы сказала, что Америку я, конечно, не открыла, но формализовать проблему (для себя и для других) - это уже кое-что. Это уже материал, с которым можно работать.

Что делать? Я наметила для себя такой план:

  1. Тренироваться говорить без подготовки. Для начала на те темы, которые я знаю. Каждый вечер я рандомно нахожу в интернете вопрос, который касается моей предметной области, и записываю видео-ответ (и никому не показываю!). Потом необходимо усложнять задачу: брать уже не практико-ориентированные вопросы, а абстрактные. Про мир во всем мире и экологию. А потом совсем хардкор: брать темы, в которых ты вообще не понимаешь! Например, был ли Рюрик завоевателем и почему вымерли динозавры.
  2. Вести смолтоки с незнакомыми людьми. Рандомкофе сейчас на каждом углу предлагают (на каждом углу в Интернете). Может показаться, что это пустая трата времени (это же диалог, есть время подумать), но это не совсем так. Потому что при общении с незнакомыми людьми тренируется одно очень важное качество - уместность (тем, выражений, мнений). А еще хорошо, что если облажаешься, то этого человека больше никогда не увидишь.
  3. Брать слово на всех собраниях, мероприятиях, посиделках. Произносить поздравления и тосты, давать напутствия команде перед сложными задачами, проводить обучающие митинги для коллег (всегда есть, каким опытом поделиться). Только без фанатизма, чтобы твое стремление к развитию не стало всеобщей проблемой.
  4. Играть в управленческие поединки. Это такая техника, где ты и оппонент разыгрываете заведомо стрессовую и конфликтную ситуацию, а зрители наблюдают и дают фидбек. Чаще всего, это не для слабонервных. Но начинать можно со своими коллегами и друзьями.
  5. Общаться с людьми в общественных местах: перекинуться парой фраз с продавщицей, с кондуктором, с таксистом, с незнакомой мамочкой по дороге к дверям детского сада, когда идешь за ребенком. Этим можно отработать спокойное отношение к внезапному общению на внезапные темы.

Описанные приемы не просто тренируют навык "оперативного" мышления и "оперативного" общения, но и позволяют наработать базу заранее заготовленных фраз, шаблонов общения, шаблонов ответов на различные темы: от рабочих до бытовых. В нужный момент они будут всплывать из памяти в виде стройного осмысленного и красивого экспромта.

Я вот только не придумала, что делать со скандальными тетками в очереди. Как научиться с ними скандалить или осаживать их, есть идеи?

0
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Спасибо за интересную пищу для размышления! Тоже замечал за собой, что проще мне проще писать, чем общаться, но так было не всегда. Например в институте, когда времени на общение было больше и сама социальная среда к этому подталкивала, навык устно объяснять свои мысли был больше развит)
Возьму на заметку твой план.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда