Как мотивировать отдел маркетинга?

Как мотивировать отдел маркетинга?

Отсутствие системы мотивации в отделах маркетинга – явление распространенное.

Мы в “Манн, Черемных и Партнеры” часто сталкиваемся с тем, что компании назначают своим маркетологам 100% фиксированный оклад без переменной части и показателей эффективности.

Как правило, в таких компаниях высокий результат держится на самомотивации и энтузиазме руководителя отдела и команды. А если этого нет, то маркетинговая активность, инициативы и результаты сползают вниз.

Фиксированная оплата – «причина заводить будильник», а не повод стараться для высоких результатов. Управлять и достигать высоких целей с такой мотивацией (только фикс) практически невозможно.

Встречаем мы и ситуации, когда мотивация отделов маркетинга строится на выполнении планов продаж и конверсии из лида в сделку. Когда отделы продаж и маркетинга сотрудничают слаженно и эффективно, это работает. Но чаще всего такая система приводит к конфликтам между отделами.

При разработке системы мотивации для команд маркетинга мы рекомендуем принять во внимание следующие правила.

Определите соотношение переменной и фиксированной части, чтобы в сумме они давали среднерыночный доход и выше. Часто фиксированную часть устанавливают на уровне 70% от совокупного дохода, а переменную – на уровне 30%. Оклад позволяет зарабатывать чуть ниже уровня рынка, а бонус в размере 30% достаточен, чтобы стимулировать маркетологов стремиться к необходимым результатам.

Как мотивировать отдел маркетинга?

Определите коэффициенты эффективности. Мы рекомендуем три базовых коэффициента для оценки эффективности маркетинга: выполнение плана по лидам, маркетинговая стоимость лида и маркетинговая стоимость сделки.

Важно оценивать лидогенерацию именно по выполнению плана: недовыполнили – плохо, это снизит шансы на выполнение плана продаж.

Сильно перевыполнили – тоже плохо: отдел продаж не успеет качественно отработать резко возросшее количество лидов, и часть бюджета маркетинга потратится впустую.

Маркетинговая стоимость лида рассчитывается как отношение месячного бюджета на лидогенерацию к числу целевых лидов за тот же период. Считается, что максимальная цена лида на старте проекта — когда у него еще нет большой узнаваемости и инвестиции в маркетинг проекта максимальны.

В ходе реализации проекта маркетинг должен планомерно снижать стоимость лида, увеличивая охват и узнаваемость, совершенствуя рекламные каналы и сообщения, внедряя различные инструменты маркетинга для продаж, наращивая уровень лояльности клиентов.

Соотношение всех расходов на маркетинг проекта с числом состоявшихся за тот же период прямых сделок называется маркетинговой стоимостью сделки. Чем дешевле каждая совершенная сделка обходится с точки зрения продвижения и продаж, тем эффективность маркетинга выше.

Но есть нюансы: к примеру, вы можете продавать по заниженной цене и в этом случае клиенты выстроятся к вам в очередь, и стоимость сделки будет невысокой, как и прибыльность проекта. А можно завысить цену, и тогда каждый клиент будет на вес золота. Можно создать превосходный продукт, наполненный преимуществами, который будет «продавать сам себя», а можно так «обезжирить» проект, гонясь за снижением себестоимости, что продавать потом будет очень непросто.

Все эти факторы надо учитывать при оценке работы маркетинга с точки зрения маркетинговой стоимости сделки.

Маркетинговая стоимость лидов и сделок растет вместе с классом проектов – самые низкие показатели будут в массовом сегменте, и далее по восходящей.

Помимо ежемесячных KPI, можно также использовать квартальное бонусирование за системное выполнение показателей. Три месяца подряд план по лидам выполняется, а маркетинговая стоимость лидов и сделок снижается – это повод наградить маркетологов за стабильный целевой результат и мотивация сохранять эту стабильность.

Как мотивировать отдел маркетинга?

Кроме базовых коэффициентов, ориентированных на показатели, можно также внедрять коэффициенты, нацеленные на конкретный результат. Например, «комплексная упаковка нового продукта» до 1.02.2023» или «своевременное и качественное стопроцентное выполнение задач коммерческого директора».

Перед коммерческим блоком время от времени встают различные задачи по повышению эффективности — повысить/понизить долю продаж, увеличить конверсию из встречи в продажу, повысить качество лидов и так далее. Для каждой задачи в систему мотивации могут внедряться проектные KPI на какой-то период, чтобы дополнительно мотивировать команду на достижение цели. Вы можете устанавливать общие проектные KPI для продаж и маркетинга, чтобы мотивировать их работать вместе.

Система мотивации не должна быть «раз и навсегда». Это гибкий инструмент управленцев, который позволяет направлять команду, повышать ее фокусировку на целевых показателях и эффективном сотрудничестве. Периодически пересматривайте систему и актуализируйте ее в зависимости от текущих целей компании — тогда они будут достигнуты максимально.

2 комментария

Лиды, конверсии, лиды ..про воронки забыли. Это все, что вы про маркетинг можете сказать? Как же исказили понятие маркетинг эти теоретики.

Ответить

Спасибо за комментарий, мы только начали делиться опытом и знаниями на этом портале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить)

Ответить