Самоопределяйся технологично!

Самоопределение в этом году стало актуальной темой, особенно в ИТ. Весенние события для многих показали связь профессионального самоопределения с геополитическими событиями, потребовали быстрого принятия решений. Например, в ситуации, когда ваша компания резко решила релоцироваться в Узбекистан потому что западные заказчики требуют не работать из России, и предлагает вам определиться за неделю: едете или увольняетесь? Чтобы быстро принимать подобные решения, необходимо иметь готовые схемы, которые позволяют это делать, и уметь их использовать. И эта статья открывает серию, в которой я буду рассказывать схемы технологичного самоопределения.

Сборка схем самоопределения у меня появилась в 2017 году, я рассказывал о них в нескольких докладов. В ИТ актуально, чтобы сотрудники умели самоопределяться, строить путь своего профессионального развития. Опыт показывает, что если за них пытаются построить такой путь другие, например HR, то ни к чему хорошему это не приводит: сотрудники по разным причинам разочаровываются и уходят из компании. Конечно, они могут уйти и в ситуации, когда они построили путь, а компания не может предложить им возможности движения. Но это дает возможности для переговоров, и уменьшает разочарования. Я пробовал применять эти схемы при разборе конкретных кейсов, и этот опыт потребовал существенно расширить набор схем, эту расширенную сборку я рассказывал в этом году, а сейчас именно она ложится в основу серии статей.

Статьи будут полезны не только тем, перед кем стоят задачи профессионального и личного самоопределения, но и тем, для кого актуально учить этому других. Я буду объяснять не только смысл каждой схемы или теории, но и ее место в общей конструкции и возможность замены. В докладах на это обычно не хватает времени. Ну а те, кто предпочитает не читать, а слушать, может обратиться к моему докладу «Как строить образ будущего и идти к нему - схемы самоопределения» на Saint Teamlead-2022.

Метафора самоопределения

Когда обсуждаешь такие абстрактные понятия, как развитие, самоопределение, личностный рост, ответственность важно для начала примерно определить, что именно ты вкладываешь в эти понятия – с тем, чтобы слушатели могли соотнести это с тем, что вкладывают они. И отнестись к материалу соответственно.

Вопрос самоопределения тесно связан с вопросом о свободе воли: насколько ты свое будущее определяешь сам, а насколько – подвластен внешним обстоятельствам. И с взаимодействием с другими людьми, которые тоже самоопределяются и строят свое будущее.

Для меня хорошая метафора самоопределения – путешествие на лодке по быстрой реке. Течение тебя несет, и ты можешь плыть, не задумываясь о будущем. А можешь подгребать или интенсивно грести. Твои действия не отменяют течения, но направляют путь лодки, ты можешь пристать к берегу там, где тебе нравится, а не там, куда тебя принесет. Но активность не является обязательной, можно оставить весла и созерцать окружающую природу. Или обустраивать саму лодку, если это кажется более приоритетным в ситуации. Наконец, в лодке ты не один, и надо соотносить свои желания с желаниями других, при чем делать это в темпе путешествия, ведь вернуться против течения сложно или невозможно. А еще на реке есть другие лодки разного размера, движение которых тоже надо учитывать.

На мой взгляд, это – достаточно хорошая богатая метафора, хорошо соответствующая ситуацию самоопределения в окружающем мире. Но это не значит, что она лучшая или подойдет для любых ситуаций. Ее особенность – она про самоопределение в мире, где происходит много внешних событий, влияющих на ситуацию. И она подчеркивает неизбежность самоопределения: если ты не делаешь это сам, то за тебя сделают другие. Положиться на других – тоже возможный выбор, но опыт показывает, что другие, даже из лучших побуждений, часто приводят вовсе не в такое будущее, которого ты желаешь. И тебе останется только сетовать на судьбу.

Самоопределяйся сам или твое будущее определят другие

Другая метафора, например, совместное строительство города – по-иному поставит акценты. Для любого серьезного разговора о самоопределении та или иная метафора важна и ее лучше обсудить вначале. Это обсуждение также полезно, если вам кажется, что вы говорите о разном.

Образ будущего – ты в деятельности

Любое самоопределение начинается с желаемого образа будущего. Интересно, что этот этап часто пропускают, ограничиваясь абстрактными словами: «хорошая работа», «интересная работа», «много денег», «дружная семья». И быстро переходят к тому, что для этого нужно, например, чему-то научиться, или поменять работу, стать руководителем. Дальше человек это делает – оканчивает курсы, меняет место работы – и разочаровывается, потому что будущее оказывается вовсе не столь притягательным.

Важно представить это будущее достаточно конкретно, а главное – увидеть в этом будущем себя действующего. Очень часто картина будущего не включает самого человека, представляется, например, компания, которая что-то создает, или красивый дом за городом. Только тебя на этой картине нет. А именно это – важно, человек – существо действующее и получает удовлетворение именно от того, что он делает. Если ты стал руководителем, и вдруг обнаружил, что работа состоит из непрерывных совещаний – это приносит разочарования.

Дальше мы обсудим, как проверить образ будущего – что созданная картина окажется вдохновляющей, когда вы в этом будущем окажетесь. А пока сосредоточимся на первой схеме самоопределения. Надо перейти от образа слева, с мечтой о прекрасном, к образу справа, в котором есть ты сам, что-то делающий, а не только прекрасное окружение.

Самоопределяйся технологично!

Схема кажется простой и тривиальной, но реально это не просто. Я впервые увидел ее у Бориса Марковича Островского, последователя школы СМД-методологии, в которой создано много интересных схем. Это был тренинг по целеполаганию, смысл которого как раз заменить левую схему на правую. Это непросто. Например, когда люди создают проект развития компании, то их типичный подход – написать прекрасный проект, который будет делать кто-то другой, а вовсе не они сами. А как только задача меняется, и надо не просто сделать проект, а быть готовым его выполнить, то уровень размышления меняется.

Представляя образ будущего, надо избежать двух типичных ошибок. 1. Компания в будущем, но тебя там нет. Будущая компания – у нее новые сегменты рынка, новые проекты на новых технологиях, но себя ты не видишь и не понимаешь, что делаешь – а значит можешь остаться на эпизодических задачах в старом софте или вообще быть уволенным. 2. Ты действующий в будущем, а компания – не изменилась. Ты через пять лет делаешь те же задачи на тех же технологиях в новых проектах – при том, что через пять лет эти технологии останутся лишь в легаси.

Как представить себя в деятельности?

Как представить себя в деятельности, если ты хочешь делать не то, что делал сейчас? Ответ – через вопросы. При этом ответ включает в себя два такта: сначала ты представляешь пространство вариантов, а потом – выбираешь из них тот, который для тебя предпочтителен.

Простой пример: разработчик хочет стать руководителем проекта. Есть много вариантов, как руководить.

  • Вы каждый день беседуете с подчиненными и раздаете указания.
  • Участники проекта работают по плану, а вы контролируете.
  • Вы порождаете идеи, что сейчас делать, и все подхватывают.
  • Работает коллектив, а Вы устраняете препятствия и проблемы

Представьте себе ваш день как руководителя проекта. Что вы делаете?

Естественно, сам проект тоже может быть разным и с разными участниками, и это неизбежно будет влиять на ваше руководство.

  • Проект создает что-то новое или выполняет известную работу?
  • Есть ли риск неудачи и героизм преодоления или это излишне?
  • В команде проекта опытные или новички?
  • Знают ли сотрудники применяемые технологии, или их надо осваивать?
  • Есть ли в проекте области, которые вы сами знаете слабо?

Проект – коллективная деятельность, в ней много функций, и вы выполняете только часть. Надо определить то, что делаете вы, и представить что делают другие – и подбирать сотрудников в команду проекта с учетом этого разделения. Вот примеры вопросов, на которые полезно ответить.

  • Новичков будете учить Вы сами или организуете наставничество?
  • Будете ли Вы оценивать качество работы или назначите ответственных или будет взаимная оценка?
  • Вы будете составлять план проекта сами или поручите?

И, наконец, вопросы об атмосфере проекта.

  • Участники проекта счастливы на работе или просто работают?
  • Когда срываются сроки – Вы отвечаете сами или указываете виновных?
  • А когда проект успешно завершается, поздравляют и награждают Вас или всех?

Эти вопросы задают пространство вариантов. Почему надо представлять себе все пространство, а не только представить желаемый для Вас способ руководства проектом? Дело в том, что вам предстоит выбирать конкретные проекты, и эти вопросы помогут понять, что именно стоит узнать о будущем проекте. На одни вопросы ответ для вас может быть важным, на другие – не очень, и лучше это представлять заранее, чтобы делать осознанный выбор.

Естественно, аналогичный список вопросов надо написать про ту позицию, которую вы хотите занять. Он сильно отличается для разных позиций. Как же его написать? Надо говорить с теми, кто уже занимается этим, слушать доклады и читать статьи – люди рассказывают о своем опыте. И очень важно для начала представить спектр вариантов. Для любой позиции он достаточно широкий.

Такой подход стоит применять не только для профессиональной деятельности. Например, Вы думаете о том, чтобы создать семью. Представьте себе ее как деятельность.

  • В будущем будут дети? Сколько? Какие?
  • А какая у вас повседневная жизнь, например, ужин?
  • А какие праздники – Новый год, День рождения?
  • А в отпуске вы путешествуете? Где? С детьми?
  • А что в семье делаете Вы лично?
  • А какие радости семья Вам дает?
  • А какие трудности Вы преодолеваете?
  • И какую скучную работу делаете?
  • А что там интересного в вашей семейной жизни?

Проверяем образ будущего

Нет методики, как создавать образ будущего. То, что рассказано выше – лишь про детализацию, оно не дает ответа на вопрос «Как мне понять, кем я хочу быть». Оно – лишь про то, чтобы реализация мечты не оказалась разочарованием. «Хотели как лучше, а вышло как всегда».

И есть способ проверки, что образ будущего – годный. Он просто, и состоит всего из трех пунктов. Если проверка не проходит — образ стоит дорабатывать или перерабатывать.

  • Приносить пользу. Человек – часть системы (компании, сообщества, мира) и надо давать системе продукт (нечто), приносящий ей пользу. Это дает осмысленность деятельности.
  • Драйв и энергия себе. Создание тобой продукта должно быть деятельностью, в которой ты самореализуешь свои таланты, это дает драйв и энергию. Таланты есть у любого, но разные, и надо искать деятельность для своих.
  • Синергия. Создавая и отдавая продукт, ты строишь коммуникацию с миром (коллегами по команде, пользователями продукта и так далее), и ее надо вести так, чтобы была синергия, поиск win-win, а не минимизация потерь и, тем более, не выяснение, кто круче и сможет нагнуть другого.

Впрочем, эти пункты лишь кажутся простыми, когда начинаешь углубляться, то возникают вопросы. Как определить, что является пользой? Как проверить, что будущая деятельность даст тебе драйв и энергию, а не утомление? И многие другие. Мы это обсудим дальше и в следующих статьях.

Смысл деятельности – нанесение пользы

Если твоя деятельность приносит пользу, то она имеет смысл, и это дает вдохновение. Но кто определяет, что считать пользой, а что полагать вредом. Практический ответ этот вопрос – ты сам, исходя из собственной системы ценностей. Потому что больше некому. А еще только собственная точка зрения позволяет вести обоснованную, аргументированную коммуникацию с другими людьми. Если ты берешь что-то готовое, то с большой вероятностью запутаешься при серьезном разговоре.

И надо помнить при этом, что другие тоже дают ответ на этот вопрос, исходя из их собственной системы ценностей, а не твоей. И могут оградить себя от приносимой пользы, если она представляется нежелательной.

Исходя из этого, есть самый общий критерии пользы – она включает конструктивное созидание и увеличивает многообразие мира. А не насаждает эстетические правила в угоду чьим-либо эстетическим вкусам.

А о подробностях следует обсуждать, когда вы договариваетесь про совместную деятельность в каком-либо проекте. Признавая право других людей на собственную систему ценностей. К сожалению, исторический опыт показывает, что многие люди склонны абсолютизировать собственную картину мира и заложенную в нее систему ценностей, отрицая право других на свою картину.

Тут необходимо отметить, что кроме признания права других на свою картину, есть право самому выбирать партнеров, с которыми вы вместе работаете над общими целями. Об этом часто забывают, это хорошо видно в вопросах создания семьи. Сейчас есть очень широкий спектр представлений, как может быть устроена семья, и каждый человек тут имеет право на свое мнение. Но вот признание за другим права на свое мнение вовсе не означает, что я с этим другим готов создать семью. Если наши представления сильно отличаются, то лучше создать семью с кем-нибудь другим.

То же самое касается и профессиональной деятельности. Человек имеет право выбирать, с кем ему работать, а с кем он работать не хочет. И не стоит тут навязывать инклюзивность и толерантность, как некоторые общезначимые требования. Естественно, в любой команде, компании, сообществе могут существовать свои правила, которые нравятся участникам – при условии что из этого сообщества есть свободный выход. А вот общезначимые правила разумны лишь в необходимом объеме, который пресекает деструктивную деятельность.

Таким образом, говоря о пользе следует различать нравственность, этику и мораль: Нравственный закон внутри – это собственная оценка; Этический кодекс определяется правилами твоего сообщества; Моральные нормы позволяют строить взаимоотношения к другим людям, в том числе – с другой этикой и нравственностью. Впрочем, как и у любых общих понятий возможно другое различение, поэтому в обсуждениях всегда следует уточнять, что именно подразумевается под этими словами.

Польза команде, компании, миру

Деятельность человека локальна и происходит в рамках небольшого коллектива, команды. Которая создает коллективный продукт, приносящий пользу потребителям или являющейся частью более сложного продукта, создаваемого компанией. Человек может работать в нескольких командах, которые делая разный вклад, и участвовать во многих сообществах. В целом получается картинка, представленная на схеме.

Самоопределяйся технологично!

Важно уметь трассировать пользу на всех уровнях, вплоть до человечества в целом. Только тогда можно уверенно отвечать на вопросы самоопределения. Часто же люди мыслят локально, ограничиваясь своим вкладов в работу команды. О том, какую пользу продукты компании приносят миру, задумываются реже. Хотя сейчас считается хорошим тоном, чтобы у компании была миссия, ее далеко не всегда принимают всерьез. Кроме того, люди часто не задумываются про ту пользу, которую их компания приносят стране или обществу в целом. Считают, что это вопросы политики, которая где-то далеко.

Но политика вмешивается в реальную жизнь, иногда – резко, что показали события этого года. И если у тебя есть трассировка смыслов на более высокие уровни, есть представление о желательных или, наоборот, негативных сценариях развития, то ты можешь соотнести с ними свои действия при принятии решений. Например, в ситуации, о которой я говорил в начале статьи – когда предложили релокацию. А если у тебя нет собственной картиной, если ты пользуешься чьей-то чужой, которую до конца не понимаешь, то столкновение с событиями вызывает бурю эмоций и блокирует способность принимать решения. В этой ситуации решают за тебя.

На этом я заканчиваю первую статью, посвященную самоопределению. В следующей статье мы рассмотрим интересную тему: человек для компании или компания для человека? Продолжение следует…

44
1 комментарий
Ответить