Логопед, руководитель дизайн-отдела «Тинькофф банка», исполнительный директор банка Kaspi — всё по очереди

Интервью с Мариной Курамшиной о почти случайном получении профессии в начале и редком профессиональном росте потом.

В 6nomads.com мы помогаем успешным дизайнерам устраиваться в лучшие проекты, пишем и переводим полезные статьи, много читаем о том, как подходят к найму и внутренним процессам основатели и руководители узнаваемых на рынке компаний.

Сегодня я, СЕО 6nomads, поговорил с Мариной Курамшиной о том, как учиться на логопеда, а стать руководителем дизайн-отдела в «Тинькофф банке», перебраться в Казахстан и вырасти до исполнительного директора крупнейшего розничного банка страны.

Логопед, руководитель дизайн-отдела «Тинькофф банка», исполнительный директор банка Kaspi — всё по очереди

Марина, первый вопрос такой: почему, загуглив, невозможно найти информацию о тебе? Только страничка в Facebook и LinkedIn, а как же интервью, блог, упоминания тут и там? Это противоречит, во-первых, сложившемуся стереотипу о тщеславии успешных дизайнеров, а во-вторых, твоему сегодняшнему статусу исполнительного директора Kaspi Bank.

Раньше в сети я использовала псевдоним Karina Viskoty, настоящее имя использую около года. Но за это время ничего нового уже не публиковала. Есть сайт, который я поддерживала до 2013 года, постоянно добавляла новые работы. Всё, что там опубликовано, я как дизайнер рисовала сама.

Избегать медийные активности — это сознательный выбор?

Да, я намеренно стараюсь этого избегать. Публичные выступления мне всегда давались с трудом. В Kaspi я иногда провожу мастер-классы по тем дизайн-дисциплинам, которые помогают улучшать работу компании. Рассказываю, например, как создавать удобные и информативные презентации.

У каждого дизайнера непременно есть своя история о том, как он пришёл в профессию. Расскажи свою. Как так получилось, что училась ты на логопеда, а одновременно с этим уже работала дизайнером и верстальщиком?

Профессию логопеда я выбирала очень осознанно: до этого уже получила диплом психолога и очень хотела работать с детьми. Так как образование было второе и заочное, я устроилась секретарём в только что открывшуюся компанию 7Host (позже переименовали в AdLabs).

Работы было очень мало, и руководители решили, что мне надо параллельно учиться вёрстке и, возможно, программированию. Они купили мне несколько книг (Photoshop, Flash), и на протяжении трёх-четырёх месяцев я целыми днями рисовала мультики во Flash. Потом начала помогать наполнять контентом сайты, а позже занялась и вёрсткой.

На дизайнера начала учиться, когда в команду пришёл Влад Ситников (Hungry Boys). Он был очень строгим и требовательным. Зато за полгода работы с ним я освоила новую профессию или, правильнее будет сказать, профессии — графический дизайнер, веб-дизайнер, дизайнер полиграфии, дизайнер баннеров.

Влад научил меня по-другому смотреть на вещи, замечать детали, быть аккуратной и внимательной. Очень благодарна всем моим руководителям, за пару лет они подарили мне профессию на всю жизнь.

Твоё профильное образование помогает в работе сегодня? Так ли далеки друг от друга дизайн и психология, как может показаться?

Знания и навыки, полученные во время учёбы на психолога и логопеда, невероятно помогают мне в работе. Я и сейчас продолжаю изучать психологию. Вообще, считаю, что это мой рецепт успеха в профессии дизайнера. Я понимаю, как работает человеческий мозг, как глаз воспринимает цвета, какое количество информации человек способен обработать и запомнить.

Как поведёт себя пользователь в той или иной ситуации, как правильно сформулировать сообщение, чтобы ясно донести нужную мысль в правильный момент. Как удерживать внимание, вызывать интерес и многое другое.

Ну и конечно, знание психологии очень помогает в общении с заказчиком. Клиента важно разговорить, чтобы он озвучил ожидания, реальные цели, страхи. Тогда работать вместе будет комфортнее, а результаты будут куда более предсказуемые и качественные.

Как ты решилась на переезд из Москвы в Алматы? На первый взгляд, это не кажется апгрейдом руководителя дизайн-отдела «Тинькофф банка». Чем смогли привлечь тебя?

В «Тинькофф банке» у нас была потрясающая команда и много интересных задач. Последние три-четыре года я в основном занималась дизайном банковских продуктов, хотелось немного сменить направление.

Kaspi предложил поработать над дизайном нового маркетплейса. Это была новая огромная амбициозная задача. Я думала, что поработаю год-полтора в Казахстане и вернусь в Москву. Но вот уже больше пять лет живу в Казахстане и работаю в Kaspi. До сих пор скучаю по Москве, приезжаю около пяти раз в год, но в Алматы мне пока жить комфортнее. Люблю этот город.

Меня смогли привлечь огромным объёмом интереснейшей работы. Kaspi — это ведь не только банк, это огромная экосистема, это и магазин, и платежи, и клуб любителей рассрочки, и программа лояльности, и многое другое.

Kaspi помимо технологичности и функциональности огромное внимание уделяет дизайну. Приятно работать, когда руководитель компании понимает важность грамотного дизайна и внедряет его во всех сферах. У нас даже юридические документы, с которыми сталкиваются клиенты, имеют понятный и доверительный дизайн.

Логопед, руководитель дизайн-отдела «Тинькофф банка», исполнительный директор банка Kaspi — всё по очереди

Дизайнерская работа в Казахстане отличается от опыта в Москве? Дизайн — язык универсальный или пришлось приспосабливаться к другому менталитету и культуре?

Принципиальных отличий я не заметила. Казахстанцы очень похожи на россиян. Может, чуть более гостеприимные и вежливые. Конечно, здесь есть свои культурные особенности и национальный дизайн, но это не касается ИТ-технологий.

Пять лет назад надо было учитывать некоторую экономическую безграмотность и максимально понятно объяснять банковские продукты, чтобы снизить уровень тревожности при онлайн-операциях. Сейчас всё проще, все привыкли. Kaspi научил и показал, что всё можно делать с помощью мобильного телефона.

В дизайне главное удобство и понимание. А если это ещё и красиво, то успех обеспечен.

Логопед, руководитель дизайн-отдела «Тинькофф банка», исполнительный директор банка Kaspi — всё по очереди

Марина, сегодня ты стоишь как за дизайном сайта и приложения Kaspi Bank, баннеров и интерфейса банкоматов, так и за презентациями новых банковских продуктов, похожих на презентации Apple. Расскажи, как успеваешь совмещать работу руками с обязанностями руководителя?

Это далось мне очень нелегко, но пришлось отказаться от того, чтобы рисовать самой. При таких объёмах работы для эффективного функционирования всего подразделения необходимо уделять огромное внимание всем проектам.

Председатель правления Kaspi.kz Михаил Ломтадзе
Председатель правления Kaspi.kz Михаил Ломтадзе

Как ты выстроила процессы в команде?

В Kaspi за каждым дизайнером закреплено направление или несколько (не проект, а именно направление), и 80% времени он занимается именно им. UX- и UI- прототипы дизайн-продуктов, дизайн-документов (да, у нас есть и такое направление), публикации для социальных сетей, инфографика, иллюстрация, логотипы партнеров, баннеры, униформа и тому подобное. Остальные 20% времени уходят на обучение или работу в «чужом» направлении.

Такой подход помогает не выгорать, постоянно расти, взаимозаменять или помогать друг другу при большом объёме работы или в отсутствии ответственного за направление. Дизайнеры работают напрямую с заказчиком (заказчик — это другое подразделение Kaspi), я активно участвую в начале построения отношений, на этапе поиска идей и определения правил работы.

Но в целом процессы идут и без моего вмешательства. Я вклиниваюсь, когда вижу, что можно улучшить и где можно сделать работу ещё более эффективной и качественной.

Всё, с чем взаимодействуют наши клиенты, проходит через меня. Слежу, чтобы это было максимально удобно, красиво и в фирменном стиле Kaspi.

Расскажи, как ты набирала команду. С какими сложностями столкнулась?

Команда собиралась по мере роста потребностей компании. Во время поиска дизайнеров собеседования я проводила нечасто: 98% кандидатов отсеивались на этапе знакомства с портфолио. К собеседованиям подходила индивидуально и разрабатывала тестовое для каждого кандидата. Важно было выявить, в чём наиболее силён дизайнер, понять, насколько комфортно нам будет вместе работать.

Я обращаю внимание на то, как человек относится к рекомендациям поправить макет, как быстро понял задание, задавал ли дополнительные вопросы или самостоятельно нашёл решение. Здесь нет правильного ответа (спрашивать или искать самому) — всё зависит от конкретной ситуации.

Не всегда важен уровень, с которым дизайнер приходит в Kaspi. Главное — блеск в глазах и желание учиться. Но чувство вкуса и стиля обязательно должно быть.

Команда Kaspi Дизайн, 2017 год
Команда Kaspi Дизайн, 2017 год

Мы постоянно мотивируем дизайнеров заниматься своим портфолио, поддерживать его в актуальном состоянии. Часто у востребованных дизайнеров с большими проектами за плечами запущенное портфолио или его нет вовсе. Мы с трудом нашли твоё, обновлённое пять лет назад в последний раз. Выходит, невнимание к портфолио — это почти отличительная особенность успешного дизайнера, проекты которого говорят сами за себя?

Я аккуратно собирала работы в портфолио до переезда в Казахстан. В тяжёлые моменты, когда что-то не получалось и мне казалось, что я бездарна, открывала любимые работы и понимала — раз смогла сделать такую красоту, то сейчас смогу ещё лучше. Помогало!

Хорошее портфолио необходимо для поиска новой работы или новых заказчиков. Сейчас не занимаюсь портфолио по двум причинам: сама практически не рисую и не ищу ни работу, ни новых заказчиков. Но я бережно всё собираю. Когда потребуется, смогу опубликовать. Правда, уже не как дизайнер, а как руководитель дизайн-команды.

2323
реклама
разместить
8 комментариев

А я обожаю читать покупные коменты от ботов.

Избегать медийные активности — это сознательный выбор? Да, я намеренно стараюсь этого избегать.И именно поэтому родилась эта унылая статья на VC. О, да!

14

А тому ли я дала? (c)

3

Марина настоящий профессионал, с ней очень комфортно работать

4

Присоединяюсь к каждому слову

Приятно почитать такие небольшие статьи про простых успешных людей и узнать какой путь они прошли.

2