Как живёт бизнес в глубинке: история молодого предпринимателя из Костромской области

Как построить строительный бизнес — на примере компании «ЭкоДом-Кострома».

Евгений Скорюков из посёлка Судай Костромской области с семи лет занимается лесом. Сейчас ему 26 лет.

Евгений Скорюков Семейный архив
Евгений Скорюков Семейный архив

Бизнес-направления

  • Производство бруса и пиломатериалов.
  • Строительство домов и бань из бруса.

Первые заработки

«Я родился в бедной семье, даже телевизора у нас не было. Воспитывали меня бабушка и мама», — рассказывает Евгений Скорюков, основатель компании «ЭкоДом-Кострома».

В 1994 году на мотоцикле разбился отец. Вскоре умер дед. Мне было два года. Остались женщины и двое детей — я и мой дядя, который был на два года старше меня.

Евгений Скорюков, основатель «ЭкоДом-Кострома»

Бабушка работала в леспромхозе. Мама сидела с детьми, подрабатывала в больнице.

Леспромхоз для села был всем — там заготавливали и перерабатывали лес. Бабушка топором «рубила баланс» — то есть очищала дерево от коры. Очищенные метровые брёвна отправляли за границу.

Бабушка Евгения Скорюкова на работе в леспромхозе Семейный архив 
Бабушка Евгения Скорюкова на работе в леспромхозе Семейный архив 

Позже, в нулевые, в регионе расцвёл и частный бизнес. Готовые срубы возили в Москву. Брёвна прокладывали мхом.

Первые деньги я заработал, продавая мох. После школы ходил на болото. Мне тогда было семь лет. Пакет мха стоил 50 рублей. Деньги отдавал родителям. Старались побольше заготовить за лето, чтобы к осени собрать себя в школу.

Евгений Скорюков

Постепенно заготовка мха стала для школьника настоящим бизнесом: «Мне было 12 лет, я находил заказчика, договаривался о тракторе с телегой, чтобы этот мох вывозить. Привлекал таких же школьников. Никто не брезговал и не ревел, ходили за девять километров. Зарабатывали по 5000 рублей на человека».

На заготовке мха. Евгений Скорюков Семейный архив
На заготовке мха. Евгений Скорюков Семейный архив

Зимой мха не надерёшь. В пятом классе молодой предприниматель купил свою первую бензопилу: «Я знал, что этот инструмент мне пригодится для заработка. Отлично её помню — фирма Poulana, зелёная. Пилил дрова соседям, ведь в посёлке печное отопление».

Тогда же стал с ребятами собирать металлолом. От развалившегося к тому времени леспромхоза остались завалы техники. Металл возили на колясках. Зарабатывали 1000–2000 рублей за рейс.

Насмотревшись на настоящих бизнесменов, Евгений и его товарищи попробовали валить лес.

Нашли берёзу в лесу, но вальщики из нас оказались никакие — хорошо, что не убило. Запиливать я уже умел. Напилили две телеги на 7000 рублей, заплатили 1000 рублей за вывоз, по 3000 заработали. Старшие узнали, надавали по шее.

Евгений Скорюков

Работа в бригаде

«Закончил девять классов, стою на крыльце — звонит знакомый Валерка, предлагает пойти в бригаду, строить дом в Московской области за 25 тысяч рублей», — вспоминает бизнесмен.

Все идут на выпускной, а я стою. «Женя почему ты не идёшь?» — спрашивает учительница. «Ирина Ивановна, мне некогда, я в Москву еду, деньги зарабатывать».

Евгений Скорюков

На этом образование будущего бизнесмена закончилось. «Сначала очень хотелось учиться дальше, но потом бизнес закрутил, стало некогда. Много учусь по ходу, особенно бизнесу», — говорит предприниматель.

Два года, с 16 до 18 лет, ездил с мужиками на сборку домов: «В бригадах особые отношения — никто специально ничего объяснять не будет. Смотри, учись. Один раз укажут, в следующий раз наорут. Надо схватывать на лету».

Потом армия. Будущий бизнесмен сам сходил в сельсовет за повесткой. Как положено в деревне — были проводы. «У нас не принято бегать от армии, скажут: ты не парень. Это не город, у нас все с удовольствием идут служить», — говорит Скорюков.

Евгений Скорюков (справа) после армии Семейный архив
Евгений Скорюков (справа) после армии Семейный архив

Отслужил год и вернулся в бригаду. Работать в лесных регионах можно на пилорамах за 25 тысяч рублей в месяц. В командировках в Москве зарабатывали в три раза больше.

У меня были машина и права. У нас в деревне — это самое главное, тогда на работу всегда возьмут.

Евгений Скорюков

Начало собственного дела

Хорошо помню, когда решил, что хочу начать своё дело. Я работал в бригадах помощником. Учился разговаривать с заказчиками, отвечать на вопросы, решать конфликты. Смотрел, что делает бригадир. Откуда приходят заказы. Сколько стоит материал. Я был уже хорошим специалистом, всё умел делать, читал чертежи, мог рассчитать стоимость.

Евгений Скорюков

Своё дело начал с разработки сайта. В Костроме за сайт попросили 150 тысяч рублей. Это показалось дорого. В интернете нашел компанию в Волгограде, которая сделала сайт на Joomla за 20 тысяч рублей. За эти деньги получил голый шаблон. Тогда же придумали название новой компании — «ЭкоДом-Кострома». «Я хотел просто “ЭкоДом”, но такой домен был уже занят», — рассказывает Скорюков.

В это время Скорюков работал на строительстве домов: «У меня уже была семья, в квартире делал ремонт — лишних денег на вложения в бизнес не было».

Сайт был полностью готов в марте 2014 года. Договорились с волгоградскими подрядчиками на SEO. «Но найти наши услуги по какому-либо запросу было невозможно. Ни одного заказа мне работа с волгоградским агентством не принесла», — говорит бизнесмен.

Первые заказы Скорюков получил из офлайна.

Я работал в бригаде в Наро-Фоминске. Дал объявление в местную газету «Всё для Вас». Объявление на месяц стоило 7000 рублей. Я получил с него два заказа и 300 тысяч рублей чистой прибыли.

Евгений Скорюков

Часть этих денег бизнесмен вложил в улучшение сайта — купил дополнительные модели проектов (1500 рублей каждый) и заказал небольшие статьи по 200–300 знаков. Но заказов сайт всё ещё не приносил.

В начале 2015 года Евгений подружился с заказчиком, которому строил дом в Московской области. «Я рассказал ему про свои планы. Он познакомил меня со своим товарищем. Его звали Андрей, он занимался SEO. С ним мы работаем до сих пор. Он согласился взять мой сайт на продвижение за 10 тысяч рублей в месяц», — рассказывает Скорюков.

Новый подрядчик начал с изменений на сайте. На это ушло четыре недели. Работа вскоре стала давать результаты. Скорюков нанял две бригады строителей, чтобы выполнять заказы.

«Я брал заказы, строил дома, за два года накопил денег на собственное производство», — рассказывает бизнесмен.

Производство бруса и пиломатериалов

В 2017 году Скорюков открыл свою пилораму в городе Чухлома Костромской области.

Сначала арендовал помещение — несколько зданий, которые через год выкупил за 600 тысяч рублей. Закупил б/у-оборудование — станок для профилированного бруса, лесопильные и ленточные пилорамы, многопильный станок.

Самый дорогой — станок для профилированного бруса стоил 3 млн рублей. Всего на открытие своего дела ушло около 7 млн рублей.

Постепенно купил технику — «Уралы» с гидроманипуляторами, ГАЗики, Белорусы, погрузчики, Камаз и МАЗ.

У нас очень конкурентный бизнес. В одном нашем посёлке четыре производства пиломатериалов. Всего их в Костромской области около ста. Строительных фирм в разы больше.

Евгений Скорюков

Бизнесмен сделал ставку на производство. «Чтобы я был уверен в своих силах, у меня должен быть пиломатериал. Само производство большой прибыли не приносит, лесопиление — дело убыточное. Но если заниматься и им, и строительством, появляется выгода», — рассказывает предприниматель.

«ЭкоДом-Кострома»
«ЭкоДом-Кострома»

Пиловочник — бревна для распиловки — стоят 2700 руб за 1 м³, цена профилированного бруса естественной влажности 8400 руб за 1 м³, прибыль с куба с круглого леса — 700 рублей. Лес валят сами.

У нас есть своя аренда, то есть объём вырубаемого леса. Это 2500 м³, что соответствует примерно 110 га площади. Хвойных, то есть «делового леса» в этом объёме — около 35%. Этот лес идёт на строительство. Остальное — берёза и осина — на дрова.

По этой аренде мы платим государству 700 тысяч рублей в год. Это льготная цена, так как мы должны ухаживать за своими делянками (площадь после вырубки) — перепахивать и засеивать новыми деревьями, убирать заражённый лес.

Евгений Скорюков
«ЭкоДом-Кострома»
«ЭкоДом-Кострома»

Строительство деревянных домов и бань

Основной рынок — Московская область. В год «ЭкоДом-Кострома» строит 50–60 объектов.

Дом из профилированного бруса 145х145 мм размером 6 на 9 м «под усадку» стоит 570 тысяч рублей. Прибыль со строительства такого дома — 90–100 тысяч рублей.

На такой дом нужно около 19,5 м³ профилированного бруса 145х145 мм и 13 м³ обрезного материала, то есть доски, балки, обвязка. Себестоимость материала — 300 тысяч рублей. На брусе зарабатывают 70–80 тысяч рублей. Доставка — около 50 тысяч рублей, сборка — 100 тысяч рублей, расходные материалы — 20 тысяч рублей.

Продвижение

На SEO я трачу ежемесячно 20 тысяч рублей, мы по-прежнему сотрудничаем с Андреем, который помогал вначале. 90% заказов мы получаем с сайта, сарафанное радио приносит только 10%.

Я пробовал продвигаться на Avito — тратил около 2000 рублей в неделю. Оттуда мы получали много глупых вопросов, а заказ был только один. Правда, он окупил мои вложения, но сейчас я там не размещаюсь.

Евгений Скорюков

Ролик о компании крутили на радио в Орехово-Зуевском районе Подмосковья — это стоило 30 тысяч рублей в месяц. Ни одного заказа это не принесло.

Однажды мою компанию показали в новостях на местном телеканале «Вести»: я постарался, чтобы сняли именно нас, даже костюм специально купил.

Евгений Скорюков

Планы

В ближайшее время Скорюков планирует переехать в Кострому, уже купил там квартиру. Прежде всего, из-за ребёнка и жены.

Не знаю, приживусь ли в городе, посмотрим.

Евгений Скорюков

Там он планирует открыть небольшой офис и увеличить количество заказов в два раза за счёт новых каналов продвижения.

Основные угрозы бизнесу Скорюков видит в экономической ситуации: «Материалы дорожают, не всякий сможет себе позволить деревянный дом».

6767
43 комментария

Всё потому что не ноет и на митинги не ходит. Некогда ему, деньги зарабатывает

35
Ответить

Прочитал ваш коммент голосом Киселева.

39
Ответить

скорее, не приучен к такого рода "деятельности"...надеется только на себя, в том и его сила. хорошая статья!!!

1
Ответить

Очень много хочется сказать про такого рода "бизнес". Но если кратко: не стройте дома из бруса\срубы - это колхоз, чисто летом пожить. Зимой устанете топить, и продувать их будет всегда. Даже Жекин мох не спасет. В результате вы себя будете убеждать, что это конечно экологично (не зря Жека приставку "Эко" сделал), но жить там можно только от полной безнадеги.
Если не хотите работать кочегаром\отапливать улицу, стройте качественно утепленные дома: каркасники по скандинавским\американским снипам, газобетон (не пенобетон) с утеплением.
На брус 20 см 100м2 один этаж надо примерно 40 кубов леса. На аналогичный каркасник - меньше 20 кубов. Но Жене пох: после него остаются только бесконечные поляны с пнями в лесу((( Поэтому вместо того, чтобы учится и строить экономичнее и качественнее он и дальше будет гнать свою халтуру. И таких "Жен" в России легион.

15
Ответить

каждому свое. кому-то и такого дома достаточно.

Ответить

Балабол.У сестры дом частный из бруса ,на Ямале морозы до -55.Но почему-то в доме тепло.Вывод ты трепло

Ответить

Если человек сам не строил дома, с ним разговаривать не о чем.

Сайт колхозный, с фотографиями недостроев и без видео и это 2019 год.

Вэлком ту Москоу, много здесь вас таких было и будет. Маркетингом должен заниматься отдельный человек. Умеешь пилить пили, но в стройку и в рекламу не лезь.

Наращивают, наращивают а потом раз как на фото это не горизонт завален это дом собран так что нижний венец ушел на 16 см от верхнего. За что дом получил прозвище Коробка Рафаэлки.
Знакомый фото присылал своей стройки.

15
Ответить