Почему Facebook невыгодно прослушивать пользователей ради таргетирования рекламы

Партнёр венчурного фонда Gagarin Capital Николай Давыдов написал о популярном мифе о том, что Facebook использует смартфоны, чтобы анализировать беседы пользователей вживую.

Почему Facebook невыгодно прослушивать пользователей ради таргетирования рекламы

Опять кто-то написал, что Facebook слушает их разговоры, чтобы рекламу подбирать. Я сначала очень много времени занимался рекламными технологиями, потом машинным обучением, да и Facebook я знаю не понаслышке. Поэтому давайте по порядку (в конце будет анекдот!).

Технологии

Нормально выцеплять ключевые слова с телефона в кармане штанов, в офлайне, — практически невозможно. Те, кто верит, что Facebook такую «слушалку» запилил, явно не пытались договориться с Siri, Alexa или «Алисой». Кстати, и они работают только в онлайне. Если «слушать» вас в реалтайме и обрабатывать вашу речь в облаке, Facebook разорится как минимум на трафике, я уж не говорю про все железо, которое нужно, чтобы это процессить, и электричество, на которое в прошлом году выгоднее было эфир майнить.

Экономика

Рекламные технологии по низкочастотным запросам работают, только если они предельно дешевые. Рекламодатель не будет платить больше условных 5-10 баксов за тысячу показов рекламы. Facebook со всей своей эффективностью, скорее всего, держит стоимость показа на уровне не выше двух-двух с половиной центов, предельно оптимизируя, и продавая эту рекламу с оплатой за действие. «Прослушивание» вашей жизни будет стоить явно дороже тех 10 центов в день, которые вы максимально сможете сгенерить для Facebook, листая ленту. И то 10 центов — это если вы входите в аудиторию жителей США с высоким уровнем дохода.

Ограничения

Давайте визуализируем. Корпорация Facebook, в которой работает более 30 тысяч человек (это полностью забитый «Олимпийский»), используя телефоны Apple (130 тысяч сотрудников) и Google (85 тысяч сотрудников), которые вообще делают еще 150 разных корпораций, секретно слушает разговоры Васи и Маши в баре на Патриарших. Дополним визуализацию: действие происходит в Кремниевой долине, штат Калифорния, где ежедневно всплывают любые вещи, которые кто-то где-то пытался умолчать. И никто, никто не шепнул это журналюгам WSJ, которые ночами не спят, ищут, как еще бы прищемить нос Цукербергу.

Целесообразность

Ваш цифровой след и без «прослушки» феноменален. Вы листаете ленты Facebook и Instagram, лайкаете, шарите, пересылаете сообщения, на каких-то постах задерживаетесь дольше, в какие-то уведомления кликаете сразу.

Вы гуглите информацию, вы читаете новости и пишете электронные письма, вы ходите на сайты, вы совершаете покупки в онлайне и офлайне (да, Visa и Mastercard тоже от всей души торгуют вашими данными, вместе с владельцами программ карт лояльности).

Дальше несколько умных датасатанистов сели и налепили предикторов, которые понимают, когда, кому и какую рекламу стоит показать, чтобы максимизировать шанс продажи этого товара.

Вот вам пример: Петя, высокооплачиваемый менеджер, покупал машину три с половиной года назад. Недавно Петя оплатил несколько счетов в автосервисе, но не продлил страховку. Два петиных друга, находившихся с ним в одной геолокации, в этот момент загуглили "BMW X5" и "Audi Q7". Петя приходит домой и видит рекламу "Mercedes GLS", о котором он говорил с друзьями в баре. ОБОЖЕМОЙ FAcebook его подслушивал!

Напоследок вот вам анекдот: Советский Союз. Мужик в командировке с друзьями сидит в гостинице. Выходит в коридор, видит горничную и просит: «Принесите, пожалуйста, через 10 минут три чашки кофе». Заходит обратно, друзья травят политические анекдоты. Он им: «Товарищи, вы бы лучше не шутили на эти темы, мало ли кто нас слушает».

Друзья, конечно, над ним смеются, он встает, подходит к розетке, выдергивает из нее телевизор, наклоняется к ней и говорит: «Товарищ майор, раз уж все равно с утра на Лубянку, можно хотя бы нам три чашечки кофе сейчас». Все ржут. Тут открывается дверь, горничная вносит три чашки кофе. Друзья в шоке, молча ложатся спать.

С утра мужик просыпается в номере от шума, встает и видит, как чекисты выводят его друзей. К нему подходит лейтенант и говорит: «Спасибо за бдительность, товарищ Петров, товарищ майор просил передать, что ему очень ваша шутка про кофе понравилась».

Я не говорю, что вас нельзя «слушать» и даже «видеть» через все ваши гаджеты. Но это если вам есть, что скрывать, а явно не для того, чтобы вам рекламу показывать.

3232
133 комментария

Сын подошел ко мне с игрушкой-грузовиком, говорит сними будку. Я ему, это не будка а тент, грузовик тентованый, если тент снять, будет бортовой. Как думаете, что мне после этого начал предлагать Я.Директ? Правильно, тенты на газели. Причем предложения пошли от разных рекламодателей.
П. С. Я не имею отношения к грузоперевозкам, нет грузовиков, не искал ничего похожего в поисках, алисах, не писал в почте, не лайкал в соцсетях. Слова "тент"в моем цифровом следе не было.

23
Ответить

После этого случая я наговорил своему выключенному телефону о нескольких еще выдуманных интересах - инвентарь, ракетки, валанчики для бадминтона, комбикорм для свиней, еще пару. Но повторить фокус не удалось, больше не было рекламы, которая таргетировалась на интерес собранный с голоса.

Ответить

Так может после ваших слов сын пошёл у поисковика спрашивать, что такое тент?)
А на вас старгеттилось потому как к одной вай-фай точке подключены или аккаунты связаны.

5
Ответить

Недавно с утра сказал девушке, что опять на выходных забыл постирать вещи. Днем приложение Яндекс.Маркет выдало уведомление в духе «Опять не постирали вещи? Купите стиральную машину». Призадумался.

4
Ответить

Вы уверены, что не лайкали в соцсетях тенты?

2
Ответить

А можно хоть один скрин? А так я написать могу, что в магазине покупал шоколадку "Марс", а потом мне Яндекс предлагал космическую одиссею

1
Ответить

Если «слушать» вас в реалтайме и обрабатывать вашу речь в облаке, Facebook разорится как минимум на трафике, я уж не говорю про все железо, которое нужно, чтобы это процессить, и электричество, на которое в прошлом году выгоднее было эфир майнить.

Лол. Обучаешь нейронку на ключевые слова, она детектит эти слова локально на устройстве и отсылает в фейсбук. И никакого трафика.

20
Ответить