Не выгорай: как помочь себе и коллегам?

Быстрый тест. Сколько раз за прошлый год вы думали, что пора увольняться?

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Если вы начали подсчет, то обойдемся без поздравлений: скорее всего, вы на пути к сильнейшему выгоранию. Возможно, что за каникулы вы набрались сил и думаете, что все не так плохо, но, увы, это временное состояние. 9 января вернутся рутинные задачи, уведомления из сотен чатов и бесполезные планерки, съедающие время, а значит, пять дней в неделю вы будете думать о том, как дожить до выходных.

Так получилось, что у меня есть опыт с обеих сторон: я была и выгоревшим сотрудником, и тем, кто помогал коллегам бороться с этой проблемой (к счастью, это происходило в разное время). В этой статье хотела бы поделиться своими наблюдениями, возможно, они помогут вам найти и обезвредить собственные источники выгорания.

Как помочь себе?

Когда впервые я почувствовала признаки выгорания, то моим первым порывом было изучить всю имеющуюся информацию и найти какие-то уникальные советы. Однако все они сводились примерно к одному: правильно питайтесь, медитируйте, гуляйте, находите время на хобби. Вот, например, цитата из книги: «Выгорание. Новый подход к избавлению от стресса».

Чередование нагрузки и отдыха, общение с близкими и принятие себя — это практики, которые закаляют нас”.

Эмили Нагоски

Работает ли это? В идеальном мире возможно. Что касается меня, живущей в суровой реальности, эти советы становились дополнительным источником стресса. Где-то в глубине души я чувствовала вину, что в обед ем онигири, а не зеленый салат, который определенно был создан, чтобы спасти меня от всех проблем.

Постепенно “ком” рос. К усталости добавилась раздражительность, тревожность. Большую часть мыслей занимали размышления о работе. Не всегда они были в негативном ключе: иногда ночью я не могла заснуть и думала о том, как лучше закрыть задачи по проекту.

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Обращалась ли я к психологу? Да. Помогло ли это? Нет. Наш сеанс был похож на мой монолог, в конце которого специалист выдавал очередной банальный совет. С таким же успехом можно было бы поделиться накопившимся с подругой, но гораздо дешевле: бутылка неплохого вина стоит гораздо меньше, чем профессиональная консультация.

К счастью, у этой истории есть хэппи-энд. Что же мне помогло?

  • Четкое соблюдение рабочего графика. Именно в тот момент у меня появился полноценный обеденный перерыв, во время которого я отдыхала, а не отвечала на письма и помогала коллегам.
  • Поддержка. В тот момент я завела в запрещенной сети аккаунт, в котором рассказывала о своем состоянии таким же выгоревшим. Обратная связь помогала чувствовать себя лучше.
  • Не брать на себя ответственность других людей. Если бухгалтерия не считает нужным оплачивать счета, то разбираться с этим должен руководитель. Аналогичная ситуация с другими отделами.
  • Помогать не больше одного раза. Если коллеги не запомнили как пользоваться программой или искать файлы на компьютере, то это их проблемы. Часть замечала, что на это тратится достаточно много времени, которое превращается в переработки.
  • Работать с адекватными подрядчиками. Дизайнер, за которым нужно миллион раз все перепроверять, иллюстратор, работающая не по ТЗ, а по велению сердца, застройщики, сообщающие в последний момент о том, что у них нет материалов… Уровень стресса в такие моменты растет в разы.
  • Следить за рынком труда. Своевременно обсуждать с руководителем размер компенсации.
  • Сократить до минимума коммуникацию с неприятными коллегами. Пресекать обсуждения личного характера (например, рассуждения от старших коллег, что вам пора замуж и детей рожать).

Написанное выше — это тот минимум, который позволил мне чувствовать себя лучше. Изменения не произошли в один момент, но постепенно я сама вытаскивала себя из болота. Сколько на это ушло времени? По моим ощущениям от 3 до 4 месяцев. Однако эта работа того стоила: снова появился интерес к работе, развитию в своей сфере, ушло перманентное желание зарыться в одеяло, мысль о том, что “в пятницу” напишу заявление тоже волшебным образом пропала.

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Недавно я анализировала этот опыт и поняла, что мое выгорание имеет под собой несколько причин (и да, они не включают в себя отсутствие смузи):

  • Неправильно расставляю границы. Пытаюсь взять на себя слишком много.
  • Думаю о других в тех ситуациях, когда думать нужно о себе. Иногда отказываюсь признаться, что мне нужна помощь.
  • Сталкиваюсь с отсутствием менеджмента. На линейной позиции мне приходится брать на себя управленческие функции, не получая за это компенсации (как моральной, так и материальной).

Как помочь другим?

Говорят, что спасение утопающих — это дело рук самих утопающих. Однако стоит ли доводить до того, чтобы сотрудники сами искали способы спастись от выгорания? Нет. Однозначно. Успех бизнеса зависит от людей, с которыми вы работаете. Если они находятся в состоянии “мне уже ничего не надо”, то о росте не стоит даже думать.

Советы, которыми я поделюсь ниже, хорошо себя показали в компании численностью около 300 человек. Для оценки использовались методы опроса и интервью (нам было важно все зафиксировать, т. к. исследование проводилось в т. ч. и с научными целями).

  • Обратить внимание на организационные процессы. Дьявол в деталях. Большое количество рутинных задач ведет к выгоранию сотрудников, сюда же можно отнести все то, что кажется мелочью, но сильно осложняет жизнь. Например, чтобы отправить посылку курьером, вашему коллеге нужно согласовать это с руководителем, написать служебную записку, передать ее ответственному лицу, получить от него ответ и проконтролировать логистику. Даже в печатном тексте это выглядит утомительным, а представьте, если эту процедуру нужно делать каждую неделю?
  • Налаживайте внутренние коммуникации. Это важно информировать сотрудников о том, что происходит в компании, над какими проектами работают отделы. Необязательно делать полноценный портал: для небольшой компании вполне достаточно будет тг-канала или еженедельной рассылки.
  • Обратная связь: как от руководителей сотрудникам, так и от сотрудников руководителям. Не закрывайте глаза на очевидные сигналы: не секрет, что многие уходят не от компании, а от конкретного человека. Однако помните о том, что фидбек — это не орудие наказания, а способ улучшения качества рабочих процессов. Кстати, не лишним будет напомнить руководящему составу о том, как правильно давать обратную связь подчиненным.
  • Проявите заботу. В этом пункте все упирается в бюджет, чем больше у вас ресурсов, тем больше доступных вариантов. Корпоративные праздники, выезды, совместные активности, программы заботы о близких или о домашних животных, обеды или перекусы в офисе, дополнительный выходной на день рождения и т. д. Покажите людям, что они важны вам.
  • Поощряйте развитие. Если человек чувствует, что находится в постоянном болоте, то однажды он прекратит из него выкарабкиваться. Займите проактивную позицию: вовремя повышайте грейд и заработную плату, вкладывайте ресурсы в обучение, помогайте выстроить правильную карьерную траекторию и найти свою миссию.

Вместо заключения

Если вы чувствуете, что выгорание достигло своего пика, то не бойтесь обратиться за помощью. Поговорите о своем состоянии с близкими. Если морально к этому не готовы, то попробуйте проконсультироваться с психологом (однако важно найти профессионала, а не того, кто перескажет вам популярную книжку). В крайнем случае, найдите собеседников в интернете: когда вы озвучите проблему и получите хотя бы минимальную поддержку, вам станет лучше.

Оцените свое текущее положение. Есть вероятность, что в вашей работе можно что-то изменить. Поговорите с начальником, обрисуйте проблему (старайтесь использовать больше фактов, а не эмоций). Возможно, он предложит вам подходящее решение. Если нет, то пора искать новую работу. Выгорание часто перерастает в проблемы со здоровьем, а их лечение может стоить больше, чем вы зарабатывайте на текущем месте.

Заботьтесь о себе! Хочу пожелать каждому, чтобы работа приносила удовольствие, а выгорание было чем-то нереальным, что можно встретить только на страницах книг по психологии.

3333
26 комментариев
19
Ответить

3. Если вы выгорели - вгорите назад

12
Ответить
Комментарий удалён модератором

Если этот способ помогает справиться вам с выгоранием, то поздравляю, продолжайте практиковаться:) Но о своих предпочтениях, Алексей, лучше не распространяться: пропагандировать нетрадиционную любовь в России крайне неосмотрительно

14
Ответить

А я просто хуй забил почти на 3 месяца на работу - по одному созвону в неделю, просто послушать, что там без меня происходит и рассказать как охуенно целый день на даче валяться, тусить с детьми, купаться в бассейне и париться в бане. Все выгорание как рукой сняло

3
Ответить

И что? За такое платят?

2
Ответить

Выгорание - это такой новомодный хипстерский термин, оправдывающий профессинальную импотентность. Придумали и используют его те, для которого жалость к себе превалирует над ответственностью и дисциплиной. Если утсал - дуй в отпуск отдыхать. Не устал и не работается - меняй работу или своё отношение.

2
Ответить