Чему учат в школе

/...к четырем прибавить два, по слогам читать слова...

крепок-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить.../

Прочла статью Андрея Афанасьева "Цифровизация образования..." от 15.08.2018 года. Полностью разделяю мнение автора и все его опасения относительно будущего школы и наших детей. Я не ностальгирую по поводу советской системы образования, меня беспокоит отсутствие у современных детей и подростков детства. А вы знаете, что такое детство? В мое время детство - это когда по лужам босиком после дождя. И пионерский костер, и поход через горы к морю или хотя бы за город на электричке. Даже прополка грядок на колхозном огороде всем классом - это тоже детство. Это когда вместо платного охранника в школьном коридоре тётя Маша со шваброй и подзатыльником для Васи Пупкина за то, что не переобулся и наследил. И никаких разговоров об ущемлении прав ребенка, потому что ребенок знает, что впереди его прав идут обязанности... Да многим сейчас даже и не снилось детство...

В основу системы образования должна быть заложена система воспитания не личности, а человека. Воспитанный человек - это уже личность независимо от того токарь он или кандидат наук.

Это была преамбула, а теперь о главном.

Ситуацию в системе образования, сложившуюся в настоящее время, можно отнести к категории катастроф. Такое впечатление, что идет целенаправленная работа по уничтожению всего, чем могла гордиться наша страна: всех моральных, духовных, интеллектуальных ценностей.

Наше школьное образование перегружено информацией, совершенно не имеющей связей с повседневной жизнью. Подготовить хорошего специалиста, ученого, гения науки – это задача вуза. Задача школы изначально – воспитать образованного, физически развитого, морально уравновешенного человека. С изменением системы ценностей в обществе изменилась и школа.

Самое главное то, что у детей совершенно отсутствует мотивация к обучению, причем, чем старше класс, тем проявляется это всё нагляднее. Ребенок перестал воспринимать учебу, как необходимость, а знания, которые дает школа очень и очень оторваны от жизни. И тем, кто не связывает свою судьбу с получением высшего образования, в школе просто нечего делать, поскольку цель её расплывчато туманна – инновации, деятельностный подход, исследования и творчество прогнозируют воспитание «креативной личности», а не человека и гражданина. И некрасовское «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», смысл которого был понятен и отличнику и махровому троечнику, исчезло вместе с бледно-синими тетрадками в линию на 12 листов. А какие ценности ставит во главу угла новое поколение? С чего начинается их Родина? В какой стране они хотят жить - Российской Федерации, России, или очередном штате? Не географически, а по характеру образа мыслей и поступков. Разве может сформироваться человек и гражданин как свободная личность в условиях, где всё не по-настоящему? Разве может учитель работать творчески при такой нагрузке и уровне зарплаты? Разве может родитель найти время для общения с ребенком при существующей системе добывания средств на жизнь? А ребенок каждый день идти в школу, как на каторгу, не имея ответа на простой вопрос: «Зачем мне это нужно?». Истина, как всегда, проста: «Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми» (А. де Сент-Экзюпери)

Советская система образования была хороша для своего времени. Сейчас в мире все изменилось, но, несмотря на всевозможные реформы, ЕГЭ и ФГОСы на практике цель у школы всё та же – дать чемодан знаний, не задумываясь – есть ли у него ручка. Однако, советская школа, кроме предоставления набора знаний воспитывала ответственность перед коллективом, а не только умение работать в нём. Было принято считать, что знания даются для того, чтобы после трудиться и приносить пользу обществу. Сейчас, с развитием сети интернет, все чаще стали звучать слова о дистанционном обучении, о том, что необходимость присутствия в школе для получения знаний утрачивает свою актуальность. То есть, коллектив учащихся будет состоять из тех, кто не может или не хочет учиться самостоятельно. А пытливые и целеустремленные будут вправе считать себя стоящими на отдельной ступени, поскольку достигли определенных вершин лишь ценой собственных усилий. Какой реакции от них ожидать, когда пойдет речь о долге перед Родиной и патриотизме? В чем тогда смысл учения и накопления знаний? Не здесь ли формируется принцип современного отношения к жизни – «каждый сам за себя»?

Школа сегодняшнего дня представляется мне такой, куда каждое утро дети спешат с воодушевлением. Для общения, для познания мира, для получения знаний и навыков их использования. И это реально, если школа не только дает знания об открытиях, сделанных кем-то и когда-то, но и ставит целью развивать умение мыслить, выражать свое личное отношение к фактам, событиям, героям, произведениям искусства. Позволяет иметь право формулировать свою точку зрения, учит доступно излагать её и аргументировать. Вовлекает родителей в процесс воспитания личности, осознающей разницу между свободой и вседозволенностью, необходимостью и прихотью, умеющей разграничивать различные понятия зла и следовать определенным моральным принципам. Исподволь учит тому, что Бог есть, только он не вовне, а в самом человеке – то самое лучшее, что каждый должен в себе открыть. Только в такой школе будут работать педагоги, достойные, по мнению родителей, их чад. И только в такой школе педагог сможет полностью реализоваться профессионально. Потому, что в настоящее время школа – это не дом, где дают знания. Это прообраз общества, в котором предстоит жить её выпускникам.

А нужны ли такие люди? – не в ответе ли на этот вопрос кроется объяснение катастрофы в образовании?

Нынешняя школа продолжает выпускать в жизнь молодых людей, якобы обученных "креативно мыслить" и «исследовать» на самом деле, в массе своей способных, в лучшем случае, плывя по течению строить планы и сетовать на мешающие воплощению мечты обстоятельства. При этом нынешние взрослые – учителя, родители – по сути, ведут себя аналогично: всю активность направили на борьбу друг с другом, решая, кто же более ответственен за судьбу ребенка, вместо того, чтобы оказать взаимную поддержку в решении общих проблем.

У подрастающего поколения практически нет детства. В младшей школе не учатся чистописанию, в результате старшеклассники поголовно не умеют красиво писать. Это не такой уж и пустяк, как кажется на первый взгляд, ибо развитие моторики сказывается на развитии определенных участков мозга. Голова ученика переполнена знаниями, которые в дальнейшем ему мало понадобятся и при этом он остается совершенно не подготовленным к жизни в практическом смысле. Многие ли, если их деятельность не связана с математикой, физикой, биологией смогут спустя 15 лет объяснять тонкости этих наук своим детям: интегралы, алгоритмы, сукцессии, порядок аминокислот в ДНК? Образование разделили на начальное, общее и среднее. Следовательно, на начальном и общем этапе должна быть обычная средняя школа, ориентированная на среднего ученика и дающая одинаковый уровень знаний всем. Тогда и не будет деления на «касты». Это нормально, когда в классе 10-15% отличников, 60% хорошистов и 25-30% троечников потому, что все разные. И нормально учителю равняться на середину, имея один факультатив в неделю для заинтересованных учащихся. Тем более, когда для повышенного уровня по любому предмету доступен интернет. В конце каждого класса переводной экзамен – контрольная работа или тест плюс устный на знание основных понятий, произведений и правил – есть оценка деятельности педагога. А вот после 9-го класса, когда переходим к среднему образованию – пожалуйста - колледжи, лицеи с углубленным изучением тех или иных предметов, с поступлением по конкурсу через вступительный экзамен для тех, кто нацелен на дальнейшее обучение в ВУЗе. Определившиеся с направлением в выборе профессии обычно к этому возрасту уже знают, что им нужно и начинают заниматься с репетиторами и в этом случае необходимость в репетиторстве отпадет сама по себе. Задача школы давать основные понятия, готовить образованных людей, а не мини-ученых. О доступности кружков творчества и спортивных секций даже и упоминать не хочется, как о норме, не подлежащей сомнению.

В обычной школе необходимо увеличить количество уроков физкультуры, а в начальной они должны стать ежедневными, с большим количеством спортивных и народных игр, с постепенным переходом к нормам ГТО. Необходимы уроки домоводства, истории родного края. Вообще историю нужно рассматривать в совершенно другом контексте. Не в свете сухих исторических фактов с огромным количеством дат на форзацах учебников, которые нужно запомнить, а в том, какую роль сыграло то или иное событие в обществе людей, как повлияло на его жизнь и на ход истории. Какие были цели у тех, кто стоял во главе событий, прогнозирование, возможные последствия, результат, их оценка. Как это событие отразилось на людях, на их настроении, как повлияло на жизнь конкретной страны, мирового сообщества. Предполагаемые допущенные ошибки, своя точка зрения на них. Ученики должны знать, что ошибки имеют право на существование, что самое главное не в том, чтобы не допускать их, но вовремя заметить и найти пути к исправлению. Такая тактика обучения касается не только истории, но и всех предметов, за исключением, конечно, точных наук.

Учитель может быть свободен в выборе методов и форм подачи материала, не ограничивая себя в творчестве. Главное, к концу учебного года ученики должны освоить необходимый объем знаний, понятия, правила, способы решения задач, уметь сформулировать ответ на вопрос и изложить свои мысли.

С младых ногтей ребенок должен усвоить, что существуют не только права, но и обязанности. Устав школы не может быть формальным, в него должны быть заложены реальные требования с реальными мерами наказания в случае их нарушения. Ведь именно с этого начинается уважение к «большому» закону. Необходимо знакомить учащихся с законами, принятыми в обществе, разъяснять их суть, необходимость соблюдения и последствия, вызываемые нарушением. Возможно, это должны делать профессиональные юристы, привлекаемые к образовательной деятельности. Детей нужно готовить к тому, что в реальной жизни они должны быть в первую очередь созидателями, а после уже «исследователями» и «креативными личностями», поскольку не каждый на это способен.

Основная задача учителя – научить мыслить, думать, соображать. Не нагружаясь теми знаниями, которые бесполезны на данном этапе, уметь добывать те, что необходимы, приходить к общепринятым законам и ценностям путем собственных поисков и умозаключений. В новых образовательных стандартах говорится о метапредметности, но на деле это остается словом, которое даже не пытаются объяснить. На мой взгляд, это то, что совершенно отсутствует в нашем образовании, а именно связь между «физикой и лирикой»: как с развитием человечества возникало и накапливалось ЗНАНИЕ и как это влияло на развитие и жизнь человеческого общества.

Цивилизованное общество не может существовать без мыслителей, но именно их и не готовит школа. Разве в ней учат размышлять о смысле жизни? Ответ на этот философский вопрос, не так далек от науки. Попытавшись мыслить метапредметно можно прийти к выводу, что смысл жизни всего живого – всей природы, и человека, как её части - в эволюции. Благодаря ней мы имеем все известные шедевры науки и искусства, чудом сохранившиеся после бесчисленных нашествий и войн, сожжения на костре инакомыслящих и противопоставляющих мракобесию учение. Ведь на самом деле выживает не сильнейший, а тот, кто обладает лучшими способностями (бОльшими знаниями). У человека с возникновением способности мыслить и социализироваться эволюция приобретает иные формы. Но почему-то это лежит вне сферы интересов просвещения, вообще вне сферы людского внимания, и именно отсюда вытекают все проблемы.

С тех пор, как человекоподобное существо в результате эволюции достигло уровня homo sapiens, прогресс природы остановился. В истории нет ни одного века, прошедшего без войн. Человек, не извлекая из истории никаких уроков, не развивая в себе здравый смыл и утратив трудолюбие, устремляя весь свой талант и гениальность на то, чтобы плавать как рыбы и летать как птицы так и не научился жить на земле.

Всем хорошо известно, что, несмотря на введение в школьный курс изучения закона Божьего, в основе сотворения мира лежит «Происхождение видов» Чарльза Дарвина. Согласно этому учению природа прошла многомиллионновековой путь, совершила огромнейший труд, пока на свет из одноклеточного организма не появился первобытный человек. Его становление, как существа биологического продолжалось тысячелетия, окончившись на стадии «человек разумный». (Природа дала человеку разум; с превеликой радостью она дала бы ему и душу, но это не входит в её компетенцию.) На этом сфера влияния окружающей среды на индивида заканчивается и начинается обратный процесс – влияние человека на среду. Но если природа работала в направлении созидания, то каждый шаг человека наполнен разрушительной силой и ведет в сторону уничтожения себя и всего живого на планете. И чем «разумнее» человечество, тем быстрее оно движется к катастрофе.

А причина в том, что человек, возомнив, что Земля вертится исключительно ради его удовольствия, противопоставил себя природе и стал строить жизнь по своим законам. Есть законы природы и законы общественного развития. Первые – объективны, всеобъемлющи, они существуют и работают независимо от места, времени и чьего-либо желания. Согласно этим законам, природа не приемлет постоянства, следовательно, эволюция человека должна продолжаться и после Дарвина. Либо процесс пойдет в обратном направлении, что собственно, и происходит. И это уже начинает становиться очевидным. А ведь был в России ученый, который указал дальнейший путь эволюции. Его учению отведено всего пару часов в программе по биологии 10 класса – это учение о ноосфере В.И. Вернадского, которое на самом деле должно быть положено в основу не только естествознания, оно должно стать основой образования и воспитания личности: человек разумный должен подняться на следующую ступень и стать человеком духовным. Это – его задача, выполнение которой способно сохранить жизнь на Земле. Это – его экзамен на право существовать. Рассмотрев 12 пунктов теории Вернадского нельзя не отметить, что половина из них, воплощение которых зависит только от воли человека и никак не связано с объективными условиями, остаются не выполненными. Начать реализоваться они могут только в том случае, когда уровень самосознания достигнет достаточно высокой отметки у определенного количества индивидов Homo sapiens.

Законы общественного развития, на которые ориентировано общество, отражают ход истории человечества, но никак не являются указателем пути, по которому ему следует продолжать своё движение. Они совершенно не учитывают того, что для сохранения и продолжения жизни необходим труд над постоянным духовным ростом человеческого сознания. Развитие производственных отношений предусматривает производство благ для удовлетворения потребностей человека, но нет в обществе законов, регулирующих распределение произведенного продукта в соответствии с потребностями, что при все более растущем предложении приводит к трансформации потребностей в прихоти. Этот закон формируется в сознании индивида объективно, когда он, как субъект, всё более «очеловечиваясь», научается справляться с алчностью, завистью, эгоизмом, становясь в конечном итоге нормой общественного самосознания.

Дарвинизм, как теория не может быть целостным без учения о ноосфере, так как человек еще не завершил свой эволюционный путь. По достоинству этот труд отечественного ученого должен занимать статус закона природы и лежать в основе построения общественных отношений, а имя его стоять рядом с именем Дарвина в названии эволюционной теории. Это закон, подтверждающий биосоциальную сущность человека. А ему уделяется несколько строк в учебнике!

В период строительства социализма, были сделаны шаги в нужном направлении, правда, опираясь на другие, но аналогичные принципы. Теперь мы можем видеть, насколько изменилась картина мира с распадом Советского союза, который был альтернативой капиталистическому образу жизни, как это сказалось на ситуации во всем мировом сообществе. Реанимация церкви в нашем обществе не вернула людям главного – Веры. Пользуясь покровительством государства, церковь задачу духовного роста паствы рассматривает далеко не в первую очередь, ибо, имея критерии, сама еще не способна идти путем их осуществления. А церемонии ритуалов и обрядов, какими пышными они бы ни были, не способны заменить кропотливой ежедневной работы над собой. Попытавшись осознать, а не сразу отвергнуть этот «бред» задумайтесь: социализм и коммунистическая идея (без современных ссылок на «человеческий фактор») – это утопия или результат эволюции?

Всё это может показаться смешным и оторванным от жизни. Но, на самом деле, это все мы настолько оторвались от неё, что совсем не замечаем. В год Экологии похваляемся оружием массового уничтожения, покрываем купола золотом и оставляем умирать больных детей без средств на лечение, закрываем перед Богом двери своих душ и ищем Его там, куда он никогда не придет.

Показатели негатива и зла в обществе зашкаливают. Люди практически не слышат друг друга, говоря об одном и том же разными словами, не понимают общности своих чаяний, не утруждают себя необходимостью прислушаться и услышать собеседника, доказывая свою, и только свою, правоту. Факт «Вавилонского столпотворения» уже налицо. К чему придет наше общество, если школу «упразднят», введя дистанционное обучение? Если мы не сумеем осуществить те из 12 постулатов теории Вернадского, которые зависят исключительно от воли человека, к этому придется идти другой цивилизации долгие миллионы лет.

22
8 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

С греческого, «идиот» – гражданин полиса, живущий в отрыве от общественной жизни. С этой точки зрения к идиотам можно отнести немалую часть нашего населения. Дистанционное обучение закрепит и умножит их количество . По Ожегову – идиотизм – это врожденное слабоумие. Именно людей с такими отклонениями современная система образования предлагает социализировать путем обучения в неспециализированных школах, в обычных классах обычными педагогами. С какой целью?
Что касается однобокости моих суждений – так я и не претендую на их истинность в последней инстанции. То, о чем говорите вы – это проблема системы, а не школы. Образование может быть частично платным только на уровне специального или высшего, и то на определенных условиях. Поясню, почему я думаю так.
Сейчас есть «элитные» школы и обычные. Скажем, из 30 выпускников элитной школы в ВУЗ поступят 20 человек, а из 30 обычной – пять. Разве это означает, что в обычной школе работают плохие учителя и обучаются идиоты, если знания пяти адекватны знаниям двадцати? По-моему, вопрос в другом – в мотивации. О том, что ЕГЭ дает равные возможности выпускникам сельских школ может говорить только тот, кто никогда не видел нынешней сельской школы. Моя подруга живет в 200 км от Москвы и в 20 км от районного центра, в их школе работали 4 учителя, в начальной – один, в одном кабинете училась вся начальная школа. Все девять лет в классе обучалось 3 ученика. Чтобы учиться 10-11 класс ребенок жил в райцентре, снимая квартиру. Девочка окончила медвуз, фармацевт. Естественно, платно. Но чего это стоило родителям…. О какой РЭШ можно говорить, если в селе вообще нет интернета. И это в нашем, 21 веке!
Мой собственный сын только через пять лет после окончания школы осознал, что ему необходимо высшее образование. За полгода он с помощью пособий и подготовительных курсов подготовился к ЕГЭ, написал тесты, поступил в один из ведущих технических вузов нашего региона, и, кстати, по количеству баллов был в первой пятерке наряду с выпускниками текущего года. Это тоже вопрос мотивации.
Я училась в 70-е прошлого столетия в самой обычной школе. Среди моих соучеников преподаватель ВУЗа с ученой степенью, капитан дальнего плавания, летчик, ветеринарный врач, журналист, два экономиста, все живущие в России и программист, иммигрировавший в Израиль. Из моих последних выпускников школы, куда идет набор по конкурсу, в нашем городе практически никто не задержался: или в дальнем зарубежье или в одной из двух наших столиц. Ведь в нашем небольшом, но некогда весьма развитом в промышленном отношении городе разрушено всё, разорены и приватизированы по частям даже оборонные предприятия, выпускавшие уникальное оборудование для военных кораблей и подводных лодок.
Работая в последние годы в городской системе образования, могу сказать, что у нас много замечательных учителей, работающих одинаково хорошо и с одаренными и самыми обыкновенными детьми. Талант, если есть желание и трудолюбие, всегда сможет себя показать. А система, которую нам предлагают, рассчитана на успешность для избранных, которые вряд ли связывают своё будущее с Российской Федерацией.

1
Ответить

Не поленился прочесть и узнал: как вырастить ленивого дебилоида.

Ответить

Вы знаете, я, наверное "динозавр" на фоне нынешнего поколения, но допускаю, что мы очень разные, и с удовольствием выслушала бы ваше аргументированное несогласие. Но из вашего ответа можно понять лишь то, что вы один из тех самых, ленивых.

Ответить

каждый день идти в школу, как на каторгуТут мало что изменилось, я 20 лет назад точно так же ходил.
А вообще текст трудно читать сплошной стеной, вы бы его поделили на главы-разделы, что ли.

Ответить

не научили в школе, видимо

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить