Как стать юристом и получать 300 тысяч рублей через 3 года PQE (часть 1)

Всем привет! Меня зовут Никита Ивкин, я работал в практике разрешения споров одной из ведущих юридических фирм России, а теперь занимаюсь частной практикой.

О чем эта статья?

Недавно я наткнулся на статью на vc. ru, где рассказывалось о том, как устроен рынок стратегического консалтинга. Если вы ее еще не прочитали, искренне советую это сделать. Затем у меня возникла идея – почему бы не подготовить несколько статей о том, как устроен рынок юридических услуг, как найти работу на нем и не умереть?

Где готовят юристов для консалтинга?

Если вы откроете вакансии стажеров крупных юридических фирм, то может сложиться ощущение, что работу по специальности могут найти только выпускники МГУ, МГЮА, ВШЭ, МГИМО и РШЧП (иногда упоминается ВАВТ).

Отчасти это действительно так, и, не закончив один из этих университетов, вы едва ли пройдете скрининг резюме. Здесь можно было бы и разойтись, но с одной стороны диплом не гарантирует, что вы устроитесь на работу, а с другой – можно закончить региональный ВУЗ и стать партнером ЕПАМ (не тот ЕПАМ, о котором вы подумали).

Не думаю, что качество образования в этих университетах принципиально отличается от всех остальных (как показывает опыт, везде учат примерно одинаково плохо), скорее дело в том, что если ты смог поступить в НИУ ВШЭ или МГЮА, то скорее всего ты постарался и выиграл какую-то школьную олимпиаду или сдал ЕГЭ и ДВИ (внутренний экзамен в МГУ или МГИМО) на 85+ баллов.

В этом случае вас выбирают не потому, что вы очень умны (хотя и из-за этого тоже), а из-за того, что вы амбициозны (иначе зачем в 16 лет сидеть над учебниками, а не пить пиво с друзьями), а также того, что ты вы готовы работать над творческими задачами днем и ночью без выходных (даже если первый год вашим самым творческим заданием будет поход к помощнику судьи в неприемное время) и выгорать сильнее чем новогодние гирлянды в марте. Иными словами, Билл Гейтс и Стив Джобс изменили мир не потому, что они бросили свои колледжи, а из-за того, что смогли туда поступить.

Здесь я счастливый и еще не знаю, что впереди меня ждет 4 года работы, за которые я не использую 50 дней отпуска, не посплю пару десятков ночей, и к концу работу у меня будет дергаться правый глаз.
Здесь я счастливый и еще не знаю, что впереди меня ждет 4 года работы, за которые я не использую 50 дней отпуска, не посплю пару десятков ночей, и к концу работу у меня будет дергаться правый глаз.

Муткорты как путевка в жизнь

Но даже если вам не повезло закончить МГУ, вы можете участвовать в муткортах – студенческих конкурсах, на которых студенты выступают за истца и ответчика в игровом судебном процессе.

Всплеск муткортов в России пришелся на 2018 год, когда команда из НИУ ВШЭ смогла победить на самом престижном в мире конкурсе по арбитражу коммерческих споров им. Виллема С. Виса, обыграв в финале команду из Кембриджа. С этого времени ни один из университетов в мире не хочет увидеть в качестве соперника российскую команду (и в ближайшее время, к сожалению, не увидит, так как с февраля 2022 года участие команд из России в них сильно ограничено).

Эти ребята должны найти работу по специальности (но это не точно)
Эти ребята должны найти работу по специальности (но это не точно)

Параллельно в России развивались свои конкурсы с блэкджеком и стажировками. Такие конкурсы проводятся Российской арбитражной ассоциацией, Российским институтом современного арбитража, а также некоторыми университетами (например, МГЮА и ВАВТ).

Участие в таких конкурсах помогает найти работу, так как арбитрами на конкурсах выступают практикующие юристы, и они могут предложить стажировку, если ваше выступление им понравится. Также организаторы муткортов часто предоставляют стажировки в фирмах-партнерах конкурса.

Всматриваюсь в фабулу конкурса и готовлюсь задавать вопросы студентам.
Всматриваюсь в фабулу конкурса и готовлюсь задавать вопросы студентам.

Даже если у вас не получится победить в муткорте, вы научитесь публично выступать, анализировать судебную практику, готовить документы для судов (а не называть по памяти признаки государства или особенности базиса и надстройки в феодальных обществах по требованию нормативиста советского образца). На муткорте вы также сможете найти друзей, которые в будущем не раз могут оказаться для вас полезными – одни плюсы.

Английский язык

No English – no money, my friend. В большинстве юридических фирм, где на позиции стажера можно рассчитывать на 70 000 рублей гросс и больше (раньше и трава была зеленее, и зарплаты выше), нужно знать английский на уровне B2, включая юридическую лексику. Иначе на собеседовании вы сможете рассказать, как Сэм-Бэнкман Фрид украл ваши бетховены, но не сможете ответить на вопрос: "What's the difference between the sale and purchase agreement, and the shareholders agreement"? После этого вас отпустят читать vc.ru дальше, но работу вы не получите.

Когда знаешь, что London is the capital of Great Britain
Когда знаешь, что London is the capital of Great Britain

Английский критически важен для юного консалтера – примерно 30% вашей работы будет на этом языке, даже если вы ходите в российские суды (вам нужно будет готовить письма для иностранных клиентов, переводить иностранные правовые заключения для того, чтобы дать их в российский суд, дышать в трубку на клиентских звонках).

Если в вашем университете плохо учат английскому языку, не нужно бросаться в Темзу с камнем на шее – вы не одиноки. Единственный университет, где английский преподают сносно – МГИМО, в остальных случаях его придется осваивать самостоятельно, проникаясь в тонкости употребления артиклей и выясняя разницу между lessor и leasee.

Но не пугайтесь – вам нужно освоить базовую грамматику и читать много юридических текстов: информационные письма международных юридических фирм, иностранные юридические книги (сейчас получить доступ к ним намного проще, чем это было 5 лет назад, когда нужно было не есть 3 месяца, чтобы купить книгу за 250 фунтов на амазоне). Всегда предпочитал еду...

Зачем работать в юридическом консалтинге (кроме денег)?

В 2018 году я заканчивал 4 курс юрфака МГУ и был вполне успешным репетитором. Но что-то внутри меня не давало покоя и нашептывало по вечерам: "Вот Вася Иванов уже работает помощником юриста за 200к в месяц, а ты так и будешь готовить детей к ЕГЭ".

Поддавшись давлению внутреннего голоса, я начал учить английский, участвовать в юридических конкурсах и нашел "работу мечты". Радости не было предела – я уже представлял себя Харви Спектром.

Мое фото на пропуске в бизнес-центр (нет).
Мое фото на пропуске в бизнес-центр (нет).

На самом же деле первый год об участии в судебных заседаниях я слышал только от старших коллег, а сам обивал пороги помощников судей, упрашивая их принять процессуальный документ, печатал документы для заседаний в промышленных масштабах и обзванивал всех приставов Татарстана.

Потом мне стали поручать творческие задачи, и какое-то время меня не пугало то, что с работы нужно уходить не раньше 9 вечера (иначе на тебя косо смотрят), а выходные стали большой редкостью, и даже из отпуска тебя могут достать запросы от старших коллег.

Лучшее место для отпуска – там, где не ловит телефон.
Лучшее место для отпуска – там, где не ловит телефон.

Помимо стандартных проблем работы в юридическом консалтинге, описанных выше, я бы хотел остановиться на большой дистанции признания – в крупной юридической фирме вы не будете общаться с клиентами первые 2–3 года, а коллеги в стрессовых практиках (например, в разрешении споров) не всегда могут сказать, какой вы сладкий пирожок из-за того, что они сами загружены по уши.

Тем не менее я мог бы посоветовать работу в юридическом консалтинге тем, кто видит себя в профессии – опыт, который вы сможете там получить, позволит вам быть наголову сильнее коллег по юридической специальности, и после 3–5 лет работы вы сможете уйти либо на более спокойную работу в инхаус (юридический департамент обычной компании) или даже заниматься собственной практикой (как это делаю я). Это также отличная школа жизни – после того, как вас выведут приставы из совещательной комнаты судьи, бояться вам будет нечего (недавно я общался на фарси с владельцем моей квартиры в Стамбуле, который не хотел помогать мне с документами на ВНЖ, и меня ничего не смущало).

Самое главное в работе консалтера – не забывать спать и ходить к психологу. Мой главный совет – не занимайтесь демонстрацией своей продуктивности, каждый день ночуя в офисе – ваши потуги лишь умилят коллег и откроют прямой путь на станцию "выгорание".

В следующих статьях я расскажу вам о том, где может работать юрист, какие юридические фирмы есть на рынке, и может ли юрист работать дистанционно, став "цифровым кочевником" (спойлер: может, но усесться в это седло будет непросто).

Благодарю за внимание!

Никита

2020
45 комментариев

Как стать юристом и получать 300 000 рублей через 3 года PQE

Если можно выучиться в Москве за 2 недели на ноготочки и делать ту же сумму.

6

Мой мастер «ноготочков» в Москве берет в среднем 2200. Получается, в месяц ей нужно минимум 136 клиентов, то есть не менее 4-5 клиентов каждый день. На клиента уходит от 1,5 часов. Это 6 часов непрерывной работы без выходных. А еще надо найти всех этих клиентов, закупать материалы и платить налоги.
Ничего не имею против «ноготочков», но лично мои знания показывают, что зарабатывать 300 к в месяц на этом занятии довольно проблематично.
Работать судебным юристом действительно сложно, поэтому не стоит обесценивать те преимущества, которые эта работа дает.

Никите желаю удачи!

3

можно еще пройти курсы в скилбокс и стать первоклассным айтишником))))

2

Справедливо, конечно, но в ноготочках эти 300 000 рублей – потолок, и труд неотделим от тебя (всегда придется все делать руками самостоятельно), к тому же нельзя заболеть и уйти в отпуск, ведь тогда доход упадет драматически. Управление своим салоном с ноготочками – сложный бизнес, далеко не каждый человек с этим справится, и это зависит не только от интеллекта, но и от склада психики (нужна толерантность к риску и проч.).

Написано в целом хорошо, но есть ряд спорных тезисов.

В хороших литигационных практиках стажеры уже давно не выполняют чисто техническую работу, для этого есть специально обученные люди. Разумеется, стажёр ещё не полноценная боевая единица, но, как правило, глубоко вовлечён в литигационный цикл проекта- от подготовки претензии / иска до фактического исполнения судебного акта, в том числе посещая судебные заседания вместе со старшими коллегами.

Касательно зп стажеров - это секрет полишинеля, но обозначенная вами цифра немного завышена. Да, иностранные мейджоры (которые покинули российский рынок) вроде Клири, Скаддена, Бейкер ботс и ряд других платили и больше, но это исключение. Даже топовые российские юридические фирмы столько не платят.

2

Арслан, благодарю за содержательный комментарий! По тезисам:

1) Возможность походов в суды.

Здесь сложно однозначно ответить на самом деле, это зависит от компании. Я успел поработать в относительно небольшой коллегии адвокатов (Tier 3-4 из почившего для России Legal 500), там действительно я через месяц работы получил возможность сходить представителем в апелляцию по банкротному делу. Насколько знаю, многие российские фирмы такое практикуют, и особенно талантливые студенты 3-4 курса работают в качестве ПМ над проектами.
Но здесь есть большой минус: всю техническую работу (ознакомление с делами, общение с помощниками судей) выполняют не только стажеры, но и юристы с 5 годами опыта (я сам стоял в АСГМ с советником фирмы, и мы вместе фотографировали материалы, это несколько демотивирует, из-за чего я оттуда и ушел).

С другой стороны, фирмы из Tier 1-2 Legal 500 работают с крупными клиентами (например, условными инвестфондами из Лондона или российскими госбанками), и в них специалисты получают возможность реально ходить в суд (имею в виду выступление с позицией) только через 2-3 года в лучшем случае, потому что клиенты не готовы соглашаться, чтобы студенты магистратуры судились за условные 5 млрд рублей. Здесь есть опция ходить вместе с партнером, но для помощников это часто бывает не сильно актуально, потому что обычно с партнером ходит старший юрист / юрист, и брать третьего человека может быть не слишком эффективно по расходам, и приходится буквально выискивать заседания, на которые можно сходить.

В каждом варианте работы есть плюсы и минусы, я их опишу в следующих постах.

2) Характер работы.

Опять же я работал в Tier 1-2 литигационной практике, и там было много технической работы (особенно угнетает сбор папок к заседанию и ознакомление с материалами дела), для этого можно привлекать курьеров и секретарей, но они не профессионалы и их работу надо перепроверять всегда (особенно когда цена ошибки очень высока, как это было у нас). Основные задачи стажеров помимо тех, что я описал выше, это поиск судебной практики (на самом деле часто это тоже техническая задача) и подготовка документов (у нас практиковалась подготовка первых драфтов стажерами и помощниками, где-то они готовят только отдельные части документов), но я не уверен, что эти условно творческие задания занимают больше 40% времени.

3) Оплата труда.

Здесь, конечно, самое интересное. Перед февралем 22го года в Клири платили 200к в месяц, но у них в основном корпоративное право, в Клиффорд Чанс - в районе 180к, но понятно, что туда устраивались единицы (в свое время я ходил на 9 собеседований в Клири, но в итоге меня не взяли). Зарплата в топовых рульфах (типа ЕПАМ, Алруд, МЗС) была в районе 70-110 тысяч (для стажеров скорее 70, но стажировка занимала несколько месяцев, потом ты становился помощником, на помощнике обычно старт от 90к), она такая и осталась после февраля 22 года.

После февраля ильфы ушли (тоже напишу статью про это), и зарплаты сильно ужались, стажер в бывшем Хоган Ловеллс получает около 80к, а в некоторых ильфах (например, бывшем CMS была вообще 30к в месяц, что не слишком разумно с точки зрения привлечения кадров, но, видимо иначе они не могут). Тот же Клиффорд сильно ужался тысяч до 70, насколько я знаю, а никаких клири на рынке больше нет (не уверен насчет правильности этого тезиса, может они работают через компании-прокладки).

Если брать рульфы попроще, то там, наверное, можно рассчитывать на 35-45 к без английского, и 50-70 с английским (но это на стажировке, дальше зп растет, хотя и не в несколько раз за пару лет).

Главный тезис - в фирмы с хорошей оплатой очень сложно попасть (как правило, без хорошего вуза, базовой подготовки и муткортов, и внутренних университетов компаний) это почти невозможно, но надо иметь в виду, что если вы не попали в одну из этих фирм, то дальше вас ждет большое проседание по доходу и не слишком радужные перспективы при сопоставимом уровне загрузки (то есть вы можете делать примерно одно и то же, но в среднем рульфе вы это будете делать за 40к, а в топовом - за 100к). Для таких случаев я бы серьезно рассматривал инхаус - за те же 45 тысяч у вас будет поменьше загрузки и возможность получить какой-никакой опыт, чтобы дальше идти в консалт или расти внутри компании (что часто тоже хорошая опция, потому что топ-менеджмент крупных компаний часто получает больше партнеров даже крупных фирм).

4

Комментарий недоступен

2