Как чат-бот помог онлайн-школе сэкономить бюджет и повысить эффективность обучения

Конкуренция на рынке онлайн-школ приводит к тому, что многие из них стремятся вывести свою работу на новый уровень. Для этого школы стараются сделать общение студентов и преподавателей более эффективным, автоматизировать часть работы, упростить решение организационных вопросов.

С этими задачами отлично справляются чат-боты. С их помощью можно не только создавать продающие воронки и делать рассылки, но и отправлять напоминания об открытии новых уроков, принятии или отклонении домашнего задания. Кроме того, можно перенести материалы курса прямо в мессенджер!

Ульяна Жеринова, из Townsend

Школа инноваций и креативного мышления ИКРА обратилась к нам как раз с такой задачей. Владельцам школы было интересно протестировать возможности чат-бота с точки зрения поддержания учебного процесса. Кроме того, использование чат-бота может быть дешевле, чем использование LMS-систем, и этот факт тоже надо учитывать. В конце статьи вы найдёте сравнение мессенджер-платформы, которую мы внедрили, и LMS клиента.

Перед нами были поставлены следующие задачи:

  • перенести материалы курса в чат-бот, чтобы человек мог учиться со смартфона в любое время;
  • дополнить обучающий материал вовлекающими цепочками, чтобы студенты не забрасывали обучение и прошли его до конца.

Что было сделано

Школа предоставила нам весь контент, но его нужно было адаптировать под формат чат-бота.

Поэтому наша работа включала в себя:

а) вовлечение пользователя в некий диалог с чат-ботом;

б) адаптацию текстов к мессенджерам, чтобы их было удобно и легко читать;

в) разработку меню, чтобы студенты при желании могли вернуться к пройденному материалу;

г) добавление сообщений, стимулирующих к прохождению всех уроков.

Общая схема чат-бота со всеми уроками и вовлекающими сообщениями выглядела так
Общая схема чат-бота со всеми уроками и вовлекающими сообщениями выглядела так

Вовлечение пользователя

Чтобы на учеников не вываливался весь контент разом, мы добавили кнопки для перехода от одного блока к другому. Причём на некоторых кнопках было написано «Читать дальше», а на некоторых — сформулированные вопросы, такие как «С чего начать?», «Что изменилось?».

Такой подход создал иллюзию общения студента с преподавателем и позволил им самостоятельно выбирать скорость прохождения уроков. Студенты могли в любое время продолжить обучение прямо в своём смартфоне, без перехода на сторонние площадки.

Как чат-бот помог онлайн-школе сэкономить бюджет и повысить эффективность обучения

Особенности текстов в мессенджерах

Тексты в мессенджерах воспринимаются пользователями чуть иначе, чем на других площадках.

Во-первых, на небольшом экране телефона неудобно читать длинные тексты. А во-вторых, люди привыкли общаться небольшими сообщениями, так удобнее и проще воспринимать информацию.

Поэтому весь материал курса мы разбили на небольшие фрагменты. Это помогло студентам легче освоить полученный контент, а нам удержать их внимание.

Стимулирующие сообщения

Во время прохождения уроков необходимо также высылать студентам сообщения, которые будут стимулировать их двигаться дальше и не бросать обучение. Это могут быть напоминания о том, что чат-бот принял ответ, домашнее задание проверено, доступ к новому уроку открыт и т.д.

Меню

Разработанное нами меню позволило студентам удобно перемещаться между блоками пройденного материала. Это было полезно, так как в чат-боте было несколько промежуточных тестирований, которые помогали отследить, насколько хорошо студент усвоил лекции.

При этом блоки, которые пользователь ещё не прошёл, открывались только после успешного прохождения теста, это было сделано для того, чтобы ученик двигался дальше только после закрепления пройденного материала.

Как чат-бот помог онлайн-школе сэкономить бюджет и повысить эффективность обучения

Какие технические решения мы выбрали

Мы перенесли курс в Телеграм и выбрали несколько форматов для оформления уроков:

  • текстовые лекции;
  • подкаст;
  • тестирование;
  • картинки для большей наглядности.

Само собой, в нашу задачу входило позаботиться о том, чтобы каждый из этих форматов хорошо отображался и открывался в мессенджере — не было обрезанных слов на кнопках, не полностью открывающихся текстов, картинки должны быть в хорошем разрешении.

При выборе платформы для разработки чат-бота для нас было важно, чтобы эта платформа имела интеграции с другими сервисами, поддерживала другие мессенджеры помимо Телеграма, и чтобы можно было получать оплаты внутри чат-бота.

В итоге мы остановились на Сhat2desk.

Оплаты на тот момент принимались на сайте, но мы добавили ещё и возможность оплаты из чат-бота, настроив интеграцию с платёжной системой ЮKassa. Это позволило организовать удобный приём платежей – ссылка создаётся в один клик и тут же отправляется покупателю. К тому же мы сделали разделение на оплату от физических лиц и от компании, то есть с использованием и без использования договоров. Сразу после того, как счёт оплачен, платёжная система автоматически высылает информацию об этом.

Данные о регистрации и оплатах передавались в amoCRM. Это нужно было для того, чтобы отследить, на каком этапе сейчас находится ученик: прохождение регистрации, отправка домашнего задания, запрос на прохождение сертификации и т.д. Отследив это, чат-бот автоматически высылает студенту оповещение и стимулирующее сообщение о следующих необходимых шагах.

После сборки чат-бота мы протестировали его на фокус-группе и оптимизировали пользовательский путь. Потом запустили в пилотную эксплуатацию, проанализировали насколько реальный путь пользователя соответствует выстроенной нами логике, и докрутили логику до нужного пути.

Ольга Дерышева, руководитель проектного отдела Townsend

Сравним стоимость LMS-системы и чат-бота

Ранее клиент использовал для работы LMS-систему. Данный сервис можно было оплатить только на год, и его минимальная стоимость составляла от 84 790 рублей. При этом оплата шла за количество подписчиков, а часть функций и услуг оставалась платной даже после покупки подписки.

Мы перевели клиента на платформу Chat2desk. Здесь тариф зависит от функционала, который нужен пользователю. С учётом подключения всех интеграций стоимость сервиса составила 3 500 рублей в месяц.

Итого чат-бот обходится клиенту в 2 раза дешевле, чем LMS-система.

Результаты совместной работы

Владельцы школы и их студенты получили удобный коммуникационный сервис прямо в мессенджере, без необходимости скачивать дополнительное приложение.

Чат-бот персонализировано уведомлял студентов о новых уроках, стимулировал их двигаться дальше и дойти обучение до конца. А также помогал кураторам отслеживать эффективность каждого ученика. Он помог не только сэкономить бюджет в 2 раза, но и автоматизировать часть работы, сократить ручной труд.

Таким образом, чат-боты могут приносить пользу не только на этапе продаж курсов, но и после покупки. Главное — правильно определить задачи и тщательно изучить аудиторию.

1313
14 комментариев

Ульяна, спасибо за статью! Есть ли уже какие-то интересные кейсы использования ChatGPT в чат-ботах?

1
Ответить

У нас нет, и у коллег не встречала, кажется, рано ещё говорить про интересные, все пока тестируют и развлекаются (и то - мало кто). Есть только идеи и понимание, как это можно применить, потому что диалоговые чат-боты мы и раньше делали другим путём)

1
Ответить

Полезная статья. Спасибо!

1
Ответить

Большая работа проделана! Отличный результат!

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Сочувствую)

Ответить

молоток = орудие убийства
Вы по такой логике судите?

Ответить