«Алиса, открой багажник»: интервью с директором по развитию бизнеса «Яндекс.Авто» Андреем Василевским

Разговор о разработке собственного бортового компьютера, интеграции с CarPlay и трансформации автомобильной индустрии.

«Алиса, открой багажник»: интервью с директором по развитию бизнеса «Яндекс.Авто» Андреем Василевским

Зачем «Яндексу» автомобильный бизнес?

Представь, как наши сервисы смогут упростить жизнь водителей, даже если мы будем знать лишь только уровень топлива в автомобиле. У нас есть «Алиса», «Навигатор», «Заправки», привязанная банковская карта.

Соединяем всё вместе и получаем бесшовный сценарий: «Яндекс.Авто» видит, что в машине заканчивается топливо, «Алиса» предлагает водителю построить маршрут в «Навигаторе» к заправке, сообщает через сервис «Заправки» количество и тип топлива, а затем самостоятельно проводит оплату с привязанной карты. И всё это с помощью нескольких голосовых команд.

Таких кейсов можно представить много, и часть идей лежит на поверхности. Подходишь к машине с сумками из магазина, говоришь часам «Алиса, открой багажник», и «Яндекс.Авто» открывает багажник.

В каршеринге можно бы было подстраивать кресло под водителя ещё до того, как он сел в машину.

Всё именно к этому и идёт. Мы думали над тем, что надо не просто запоминать настройки водительского кресла для конкретного автомобиля, а вычислять расстояния до руля, педалей и так далее — чтобы с этими данными можно было адаптировать под пользователя кресло в любом автомобиле.

На западном рынке есть целый пласт устройств, которые подключаются к универсальному разъёму автомобиля и превращают его в «умный»: анализируют стиль вождения, дают рекомендации. Например, Automatic, Mojio, Zubie. Кажется, они тоже двигаются в этом направлении.

Мы смотрели на них, но хотим пойти ещё дальше. Есть большой пласт данных, который сейчас никак не используется.

Мы сможем не просто сказать водителю, что он проезжает такое-то расстояние с такой-то скоростью. Мы сможем дать анализ: «Смотри, с твоей манерой езды ты тратишь больше денег на бензин и обслуживание автомобиля, при этом приезжаешь к точке назначения всего на две минуты раньше. Если будешь ездить спокойнее, сможешь снизить расходы на машину. А ещё получишь скидку на страховку».

Данные позволят не только следить за состоянием автомобиля, но и давать рекомендации — прямо на экране машины: «Вы проехали 15 тысяч километров, пора заменить масло и колодки. Записаться на сервис?».

Тем не менее это сложный и долгоиграющий бизнес.

Сложный бизнес — это то, что притягивает сильнее всего. Мы занялись автомобильным направлением одновременно с мобильным, когда в 2007 году появились «Яндекс.Карты» для смартфонов. В какой-то момент в них появилась информация о пробках — это и было начало нашей истории общения с автомобилистами.

Было бы здорово, чтобы эти сервисы сразу были интегрированы в автомобиль, однако довольно долго экосистемы были абсолютно разными, не было точек соприкосновения: был офлайновый автомобиль и мы — интернет-сервис.

Что изменилось сейчас?

Автомобили постепенно становятся онлайновыми, появилась возможность интегрироваться с ними. Сейчас мы уверены на 100%, что машины являются важной частью экосистемы «Яндекса», и в ближайшее время все они будут подключены к облаку.

Мы участвуем в трансформации индустрии. Для «Яндекса» это такое же важное направление, как интернет-сервисы или «Яндекс.Станция».

В центре офиса «Яндекс.Авто» стоит половина автомобиля Lada X-Ray — в нём и проходило интервью
В центре офиса «Яндекс.Авто» стоит половина автомобиля Lada X-Ray — в нём и проходило интервью

Насколько сложно выходить на этот рынок с бесконечным количеством машин, комплектаций, стандартов и прочего?

Разные форматы — наименьшая из проблем. Для нас важнее всего было научиться работать с автопроизводителями. Здесь очень много нюансов. Например, другой жизненный цикл устройств в автомобиле.

Дело в том, что автокомпании живут в девятилетнем цикле: три года проектируют автомобиль, в течение трёх лет его продают, затем в течение трёх лет его поддерживают. Это нормальный подход для офлайн-рынка, когда функционально ничего не меняется. Нужно лишь поставлять продукт и обеспечить его правильное функционирование в течение шести лет.

У интернет-компаний другой цикл — продукт может сильно измениться всего за один год. «Яндекс.Навигатор», который обновлялся бесконечное количество раз, запустился «всего» семь лет назад — а по автомобильным меркам он бы даже не прошёл ещё первый производственный цикл.

Поэтому и на вопрос, каким будет «Яндекс.Навигатор» через девять лет, мы не сможем дать ответ. Потому что никто этого не знает — продукт постоянно эволюционирует и изменяется. Не получится установить в автомобиль компьютер, который будет работать девять лет и обновляться всё это время. Можно привести любые примеры.

Помнишь компьютеры с процессором Pentium? Это были прекрасные устройства для своего времени. Сейчас, вероятно, на них даже можно установить Windows 10, но я не уверен, что она будет работать так же хорошо. Или старый iPhone, на котором нужно запустить какое-то новое приложение.

В последней iOS, кстати, оптимизировали код и смогли расширить поддержку старых устройств.

Наш опыт показывает, что одной оптимизацией программного обеспечения здесь не обойтись, нужно ещё что-то делать с железом. В какой-то момент пользователю приходится выбирать: либо он больше не получает обновления и новые фичи, либо обновляет железо.

Ещё нужно учитывать, что в автомобильной системе вовсе нельзя допускать задержек в интерфейсе, так как это вопрос безопасности дорожного движения. У водителя всё должно быть быстро, гладко, плавно и понятно — вне зависимости от того, едет он в пробке или на трассе со скоростью 100 км/ч.

Как всё же работать с индустрией, у которой такие растянутые жизненные циклы?

Есть несколько сценариев, которые зависят от типа встраивания и автопроизводителя.

Первый сценарий — автопроизводитель говорит, что у него есть определённое оборудование, устанавливаемое в машины, и предлагает нам посмотреть, как можно интегрировать в него программное обеспечение «Яндекса».

Второй сценарий — когда автопроизводитель говорит, что в его оборудование интегрироваться нельзя, но можно выпустить отдельную комплектацию с нашей головной системой.

Собственное устройство «Яндекс.Авто», которое мы анонсировали в январе, — это третий сценарий, при котором пользователь может установить на уже приобретённый автомобиль наше оборудование.

Это устройство, полностью разработанное вами?

Разработкой и сборкой устройств занимаются наши поставщики. Мы же выбрали оптимальное решение по цене и качеству и внесли ряд изменений: доработали микрофоны, улучшили некоторые компоненты — например, драйвера модема — и работали над совместимостью с разными моделями автомобилей.

Создание собственной бортовой системы для машины даже сложнее, чем, например, смартфона: пока нет готовых платформ, которые уже зарекомендовали себя, пользователи только начинают формировать запрос к функциональности.

На рынке автомобильных устройств существует большая фрагментация и не очень хорошее качество решений. У нас было много различных пробных запусков — можно найти видеоролики, на которых пользователи обескуражены нормальной идеей, но слабым железом.

Иногда встречаю такие устройства в «Яндекс.Драйве».

Да, их можно там встретить. Мы предполагали, что достаточно взять железо, которое удовлетворяет нас по характеристикам, и написать для него программное обеспечение. Однако в процессе выяснилось, что есть специфические особенности функционирования устройств, которые в итоге приводят к проблемам с программным обеспечением. В итоге мы пришли к выводу, что у нас не получится игнорировать «железную» составляющую.

Это был хороший период. Мы познакомились с большим количеством производителей: как корейских, китайских, так и европейских. Посетили много фабрик, разобрались, в чём же принципиальное отличие планшетов от головного устройства автомобиля.

В чём их отличие?

Основная задача автомобильного устройства — готовность работать в «автомобильных» условиях. Вибрации, перепады температуры, скачки напряжения. Проблема любых планшетов в том, что они разрабатываются для других условий эксплуатации.

Зимой они не будут реагировать...

Проблема даже не в том, что они не будут реагировать — автомобильные системы при сильных отрицательных температурах тоже вялые. Но мы же не будем ехать в автомобиле с минусовой температурой в салоне, и автомобильные решения довольно быстро оживают с прогревом автомобиля. А обычный планшет после двух-трёх подобных циклов может и не ожить.

Второе отличие — интеграция с самим автомобилем, например, на уровне управления радио- и аудиосистемами. Планшет не может общаться с ними на уровне железа.

Производитель, который делает классные смартфоны, вам не подойдёт?

Вообще не подойдёт, потому что у нас своя специфика. Мы проделали большую работу, разобрались, как устроен рынок, посетили множество производств. Я бы очень хотел сказать здесь, что «и вот, после всего этого мы выбрали лучшие решения и…», но это не так. Мы стали искать компромисс, потому что лучшее железо стоило очень дорого.

К примеру, экраном с разрешением FullHD в смартфонах никого не удивишь, а для автомобильных решений это всё еще дорогое оборудование. Поэтому мы пока работаем со скромными 1024 на 600 пикселей и только в этом году перейдём на разрешение 1280 на 720. Это не потому, что мы где-то решили сэкономить, а потому, что сложно найти на рынке оптимальное решение по цене и качеству — производители пока не выпускают комплектующих в нужных объёмах.

Другой пример: модем, который может быть встроенным либо внешним USB-устройством. Удивительная вещь, но опция «встроенный модем» сразу добавляет к стоимости устройства около 5000-6000 рублей. При этом внешний модем стоит 2000 рублей. Опять же, потому что на рынке нет больших объёмов производства для подобных вещей.

Кто в итоге занимается выпуском «Яндекс.Авто»?

Мы работаем с фабриками, которые поставляют свои решения на сборочные конвейеры — то есть они проходят контроль качества, устанавливаемый производителями автомобилей. Для нас это очень важно как минимум до тех пор, пока мы не научились сами контролировать качество производства.

Я обратил внимание, что у всех устройств в вашем офисе разный дизайн, отличаются даже элементы управления. Это усложняет задачу?

Мы нашли способ для решения этой проблемы. Наша команда очень боялась фрагментации, потому что, несмотря на то, что все наши системы похожи по своей функциональности, каждая интеграция с автопроизводителем — это отдельный проект со своей спецификой и возможностями железа. Это действительно отнимает очень много ресурсов.

Стенд с разными устройствами «Яндекс.Авто» в офисе компании
Стенд с разными устройствами «Яндекс.Авто» в офисе компании

Но есть способ оптимизировать задачу. Есть лицевая панель, которая состоит из экрана и рамки вокруг него — для каждого автомобиля она своя. За лицевой панелью находится блок — тот самый компьютер, в котором находятся системные платы, процессор, память. Его мы как раз и сделали одинаковым для того, чтобы повысить качество производства и прийти к единому стандарту: один компьютер — одно программное обеспечение.

Почему он такой объёмный? Здесь вместятся десять компьютеров.

Это старый-старый автомобильный стандарт, обусловленный тем, что в этом месте должен находиться CD-ROM.

«Яндекс.Авто» для Volkswagen Polo
«Яндекс.Авто» для Volkswagen Polo

То есть нужно было сохранить форму корпуса?

Да. Но перед интервью я показывал тебе плоский блок. Сейчас мы постепенно переходим на такие решения. Остаётся лишь адаптировать заднюю часть с разъёмами для каждого автомобиля.

Чтобы подключиться в машине?

Не только. Мы хотим, чтобы эта система в будущем обрастала своими аксессуарами. Например, захотел видеорегистратор — легко подключил его к системе. Причём нужна лишь маленькая камера, без дисплеев и кнопок — всё управление будет происходить на экране «Яндекс.Авто». А с учётом быстрого интернета в будущем мы сможем ещё и автоматически загружать видео в облако.

Точно так же могут работать камеры заднего вида, датчики и так далее.

В Renault у «Яндекс.Авто» вообще нет кнопок — только экран, в Kia рядом с экраном есть сенсорные кнопки, в Volkswagen есть физические кнопки. Почему так?

В Volkswagen конструкция посадочного места такая, что между воздуховодом и «Яндекс.Авто» есть свободное пространство, поэтому мы можем добавить физические кнопки. В Kia большая рамка вокруг экрана, но, несмотря на это, за ней нет свободного места. Поэтому можно либо уменьшать размер экрана, либо делать кнопки сенсорными.

Я понял для себя, что мне физические кнопки и крутилки гораздо больше нравятся. Я не большой фанат сенсорных интерфейсов в автомобиле.

«Алиса, открой багажник»: интервью с директором по развитию бизнеса «Яндекс.Авто» Андреем Василевским

Как обновляется программное обеспечение в «Яндекс.Авто»?

Сейчас это работает так (показывает на примере интерфейса в тестовом автомобиле, стоящем прямо в офисе): здесь загорается индикатор «Есть обновления», нажимаешь его, система скачивает данные и устанавливает их.

И пока устанавливает, я не могу пользоваться системой?

Да, и нам это не нравится. Поэтому мы разрабатываем решение, чтобы можно было обновить программное обеспечение в тот момент, когда система не нужна пользователю.

Когда машина выключена?

Да. К сожалению, сейчас мы не можем быстро реализовать эту функциональность. Как только водитель выключает зажигание, запускается механизм отключения всех приборов. Система в считанные минуты засыпает.

Нужен встроенный аккумулятор?

Или своя схема питания от автомобильного аккумулятора. Мы хотим сделать интеллектуальную систему. Здесь как раз особенно важна обратная связь с автомобилем — для реализации автоматических обновлений нам нужно научиться измерять ток в машине и выключать те компоненты в устройстве, которые сейчас не нужны.

Например, при выключении зажигания бортовая система не отключается, так как человек ещё не покинул салон — он может продолжить слушать музыку или изучать что-то на экране. Но если затем откроется водительская дверь, система отключится — потому что можно сделать вывод, что водитель уходит.

Дальше нужно проверить состояние аккумулятора. При коротких поездках аккумулятор не успевает заряжаться, поэтому нужно оценить его состояние, чтобы не оставить машину без заряда после обновления. Если все проверки пройдены, можно начать установку. При этом нужно постоянно контролировать процесс, потому что для передачи данных нужно много энергии.

Звучит как очень сложная задача.

Она не очень сложная, а комплексная.

Если даже обновление — такой многоступенчатый процесс.

Потому что он новый. Когда ты хочешь обновить приложение в смартфоне, то тебе ничего не нужно делать — это отлаженный процесс. А здесь нужно всё заново продумывать.

Сколько человек этим занимается?

В целом около тысячи человек: потому что подключаются ещё команды «Навигатора», «Алисы», «Музыки», «Такси» и так далее, которые также вовлечены в продукт. Я считаю, что они тоже работают над «Авто».

Apple и Google пока ограничились глубокой интеграцией автомобильных систем со смартфонами — Apple CarPlay, Google Auto.

Я боюсь, что мы очень мало знаем из того, что делают Google и Apple в этом направлении. В этом году наверняка увидим что-то интересное, тогда и можно будет сравнить, в каких областях кто продвинулся дальше.

Но вы всё же решили выпускать отдельное устройство.

Не поверишь, но у нас есть и то, и другое.

Интеграция смартфона с автомобильными системами появится в решениях Bosch SoftTec (компания поставляет программное обеспечение для многих автопроизводителей — vc.ru). CarPlay, Android Auto, «Яндекс.Авто» — это компромисс между автопроизводителями и ИТ-компаниями. Людям нужны приложения, но встроить эти приложения в головное устройство автомобиля невозможно, поэтому решили, что они будут жить в смартфоне.

Невозможно или этого не хотели автопроизводители?

Тогда было невозможно. Подключали телефон, который был компьютером с приложениями. Сейчас мир изменился.

Фактически как второй экран у смартфона, которым выступает дисплей автомобиля?

Да. Мы создали свою систему, которая подключается к машине аналогичным способом. Вероятно, у неё меньше функциональных возможностей, чем у отдельного устройства «Яндекс.Авто», но такая интеграция может быть более доступным решением для производителей, у которых нет возможности обновлять железо — а её практически ни у кого сейчас нет.

Как это работает?

Содержимое экрана смартфона кодируется в видеопоток. Потом этот видеопоток пересылается в головное устройство по проводу или по беспроводной связи, на головном устройстве этот видеопоток разворачивается.

С точки зрения головного устройства это хорошо, потому что чип, который декодирует видео, можно найти почти в любой кофеварке. Но с точки зрения смартфона это затратная операция. Флагманы с ней справляются хорошо, а более слабые устройства — не очень.

Аппарат может греться, быстро разряжаться, даже находясь на зарядке. Кроме того, когда ты поставляешь такую систему, у тебя появляется большая зависимость от типа смартфона. Мы не можем сказать пользователям: «Купите себе одну из последних моделей смартфона, чтобы воспользоваться нашим приложением».

И здесь мало возможностей для оптимизации — особенно в навигации. Передавать такую картинку (показывает на экран с включённой «Яндекс.Музыкой») легко: она почти не меняется, её можно обновлять раз в секунду, и пользователь ничего не заметит.

А в навигации, когда картинка постоянно меняется, видео с частотой 20 кадров в секунду будет доставлять дискомфорт пользователю. В итоге приходится увеличивать частоту обновления картинки, что приводит к расширению видеопотока — его сложнее кодировать и передавать, смартфон начинает греться.

«Алиса, открой багажник»: интервью с директором по развитию бизнеса «Яндекс.Авто» Андреем Василевским

Почему в Apple CarPlay нет приложения «Яндекс.Навигатора»?

Мы не хотим, чтобы у пользователей «Навигатора» опыт взаимодействия с сервисом отличался на разных платформах. В CarPlay сейчас невозможно перенести ни «Алису», ни автоматические заправки — почти ничего, кроме построения маршрута из пункта А в пункт Б. Поэтому мы самостоятельно работаем над полноценной интеграцией «Яндекс.Авто» в смартфоны.

Автопроизводители тоже пытаются что-то делать в этом направлении, запускают свои магазины приложений. Часто по подписке. Как они относятся к тому, что приходит сторонняя ИТ-компания и предлагает заменить то, на чём они могут заработать?

У нас получается договариваться со многими автопроизводителями. Есть компании, которые нас любят. Есть, конечно, компании, к которым мы сами пока не готовы приходить с такими предложениями. Например, в премиум-сегменте, в котором пока нет возможности заменить головное устройство.

Мы понимаем это, поэтому реализовываем здесь только projected-решения — по типу CarPlay и Google Auto. Например, по такой схеме мы интегрируемся с Jaguar Land Rover.

На иностранные рынки планируете выходить?

Конечно, думаем и об этом тоже. Во-первых, есть Турция, где у «Яндекс.Навигатора» очень хорошее распространение. Его знают, любят, люди им пользуются. Но пока рано говорить что-то конкретное.

Мы хотим, чтобы «Яндекс.Авто» состоялась как платформа. И я могу представить, что она поставляется в другие страны.

Сторонние разработчики смогут писать приложения для «Яндекс.Авто»?

Мы неминуемо к этому идём. Мы бы очень хотели сразу запуститься в такой конфигурации, но нас сдерживают два фактора.

Первый — самый основной — пока не так много приложений, которые действительно оптимизированы под автомобиль. Интерфейс должен учитывать, что человек стоит в пробке или едет по трассе на скорости 100 км/ч.

Чтобы подстраиваться под скорость?

Да. Мы как раз сейчас экспериментируем с таким решением. Чем быстрее движется автомобиль, тем больше становятся кликабельные зоны на экране. Если водитель захочет глубже погрузиться в интерфейс, нужно будет сбавить скорость или вовсе остановиться.

Вторая причина — недостаточная распространённость систем. Сначала мы должны популяризировать решение, чтобы люди привыкли к тому, что автомобильная система — это такая же простая и доступная вещь, как смартфон. Дальше неминуемо появится спрос и, конечно же, возможность устанавливать любые приложения, полезные для пользователя.

3838
59 комментариев

Блин, как-то неловко, но после первой трети уже вагон вопросов:
Расскажет про маленькое количество топлива, построит маршрут до АЗС
1. Я вижу сколько у меня топлива
2. Машина мне сигнализирует, когда его осталось мало
3. Как часто я оказываюсь не на своём ежедневном маршруте и у меня насколько мало топлива, что мне внезапно нужно построить маршрут? 0_0

Откроет багажник, когда я с сумками
1. У меня электропривод багажника? Он не реагирует на ногу под бампером?
1.1. Ок, Алиса услышит меня из внутреннего кармана куртки/джинс?
1.2. Если нет, то какая разница доставать брелок или телефон?

Каршеринг запомнит параметры сидения
1. Ничего, что 99% парка - тачки с механическими регулировками? Кто и что там запомнит?

Подскажет, что можно тратить меньше топлива?
1. Т.е. допустим (допустим :D), что я ношусь как чёрт (редко, кто так едет из-за спешки, это просто такая манера) и тут я узнаю, что сэкономлю пару литров на сотку, если буду ехать не так резко? Мммм, вот это новость, спасибо.

Подскажет, что уже 15к пробега и пора на ТО.
1. Машина сама в курсе и об этом подсказывает за пару тысяч до/ за месяц до.
2. Дилер замучает за 2 месяца до

Ну и далее. Словом, какая-то сова на глобусе, а не юзабельные кейсы.

24
Ответить

Ваша беда в том, что вы смотрите на вопросы с точки зрения потребителя, а нужно посмотреть с точки зрения директора по развитию бизнеса, тогда всё станет понятнее и очевиднее ))

22
Ответить

https://www.youtube.com/watch?v=ZKKADm5UbHQ
Не частый кейс, но многих ставит в тупик - что делать при аварии... некоторые даже звонят менеджерам, кто продал автомобиль))

3
Ответить

Филипп, ну вы уж не обижайтесь :D

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Почему в Apple CarPlay нет приложения «Яндекс.Навигатора»?
Мы не хотим, чтобы у пользователей «Навигатора» опыт взаимодействия с сервисом отличался на разных платформах. В CarPlay сейчас невозможно перенести ни «Алису», ни автоматические заправки — почти ничего, кроме построения маршрута из пункта А в пункт Б. Поэтому мы самостоятельно работаем над полноценной интеграцией «Яндекс.Авто» в смартфоны.

Большинству водителей кроме построения мартшрута с пробками и камерами ничего больше и не надо. Так бы и сказали, что сначала хотят отжать рынок, а потом делать (я надеюсь) для своих постоянных пользователей интеграцию для CarPlay.

7
Ответить

Когда-то никому не надо было ничего кроме более быстрой лошади (С) ;)

4
Ответить