Зачем продакту знания аналитики и SQL

В статье разрушаем стереотипы, что продакт-менеджеру не обязательно иметь аналитические способности. Наглядно разбираем, зачем продакту аналитика и SQL и как развивать свои навыки аналитики.

Дмитрий Поздняков
Ex-Product Manager в Google

В чем отличие продакт-менеджера от аналитика?

Продакт-менеджер – это человек, отвечающий за развитие продукта для пользователей (подробнее описано тут). Он знает, что нужно изменить в продукте и в какой приоритетной последовательности, чтобы принести наибольшую ценность конечным пользователям. А они, в свою очередь, принесут прибыль компании.

Часто в зону ответственности продакт-менеджера также входят разработка и поддержание внутренних инструментов компании по управлению, мониторингу, исправлению работы разных аспектов продукта. Основной приоритетной задачей продакт-менеджера остается фокус на конечных пользователях. На мой взгляд, в этом и заключается основное отличие продакт-менеджера от бизнес-аналитика.

Для бизнес-аналитика одной из основных задач является анализ данных для принятия управленческих решений. Другими словами, это специалист, заточенный на потребности внутренних команд компании. Бизнес-аналитик может быть направлен на изучение внешней среды (изучение потребителей, маркетинговый или конкурентный анализ), либо на изучение внутренней ситуации в компании (объемы продаж, эффективность подразделений, количество технических сбоев и тд). Работа аналитика никогда не будет эффективной, если внутри компании нет запроса и ресурса для реагирования на тот или иной вид данных.

Как связаны аналитика и продакт-менеджмент?

Остается актуальным вопрос: откуда же продакт-менеджер знает о том, что нужно изменить в продукте, если он зачастую даже не взаимодействует напрямую с клиентами? Остается всего два источника информации: аналитика данных и взаимодействие со стейкхолдерами. Из моего опыта компании стараются избегать прямого влияния клиентов на продакт-менеджеров, чтобы избежать предвзятости в приоритизации продуктовых изменений. То, что может задеть сердце продакт-менеджера в ходе диалога с клиентом, по факту может оказаться далеко не основным приоритетом для компании.

Таким образом, большой вес имеют софт скиллы продакт-менеджера для правильного и плодотворного взаимодействия с внутренними командами компании. Большое значение имеет выстраивание правильной коммуникации со стейкхолдерами на их языке общения. То, что может казаться максимально приоритетным для отдела разработки, по факту может не оказать никакого влияния на пользователей. И, наоборот, супер важное и востребованное изменение может оказаться практически невозможным в условиях ограниченности ресурсов и времени.

Знания подходов к анализу данных позволяет продакт-менеджеру принести свою добавленную стоимость в процесс управления продуктом. Зачастую продакт-менеджеры могут выступать в роли того самого заказчика для бизнес-аналитика. Даже если продакту повезло найти подходящего аналитика, нужно быть компетентным в вопросе составления ТЗ для анализа данных: сформулировать гипотезу, утвердить методологию, метрики, обеспечить репрезентативную выборку, избежать основных предубеждений (например ошибки выжившего) и сделать правильные выводы.

Нужно ли продакт-менеджеру иметь навыки аналитики и SQL? Однозначно это будет большим плюсом. Для меня это равносильно вопросу: “Нужно ли знать английский для работы в международной компании?”. Да, есть примеры управленцев, достигших успехов и без этого навыка. Это может быть необязательным требованием в описании вакансии.

Но сколько возможностей дает владение этим навыком? Это не только правильная коммуникация со стейкхолдерами (будь то аналитики или разработчики), но и доступ к огромному количеству возможностей: находить и объединять информацию как напрямую для улучшения продукта, так и для пользы стейкхолдерам.

В большинстве случаев даже в таких корпорациях как Google, продакт-менеджер не располагает постоянным доступом к аналитикам. Для штатной роли аналитиков обычно выделяют большие задачи в бизнесе: анализ продаж, финансовый анализ, маркетинговый анализ. Несмотря на возможность консультаций с бизнес-аналитиками, зачастую они не имеют нужной детализации знаний для решения того или иного продуктового вопроса.

Соответственно, большую часть аналитики приходится делать самому. На мой взгляд, это вполне хороший тон – сверить правильность финансовых заключений в своей модели с отделами аналитики, но для этого нужно хотя бы знать и понимать их инфраструктуру баз данных. Какие ключевые метрики из каких баз данных используются, какая соответствующая таксонометрия, стандарты периодичности учета данных? Для этого, опять же, знания SQL крайне полезны.

Зачем продакту знания аналитики и SQL

Пример работы над изменениями

Чтобы убедить стейкхолдеров в необходимости изменений в продукте, как правило мне приходилось работать над BRD (Business requirement document). BRD – это документ, который продакт-менеджер подготавливает для стейкхолдеров, чтобы объяснить бизнес-потребность в том или ином техническом изменении: расчет прибыли и затраты на изменение. Без расчета и аналитики о выгодах изменений невозможно вовлечь в работу стейкхолдеров из разных команд для работы над проектом.

В зависимости от проекта, выгоды могут быть в объеме выручки, снижении количества обращений, багов, сэкономленного времени, численности персонала. К сожалению, не все проекты удается свести к одному общему знаменателю или метрике. Бывает, что проект снижает репутационные риски, риски безопасности и т.д. Именно поэтому аналитическое умение и способность оцифровывать выгоды крайне полезно и необходимо для продакт-менеджера.

Продакт-менеджер – “не инженер и не дизайнер”. Он может не знать всех затрат, необходимых на выполнение того или иного изменения. Но расчет и понимание коммерческих выгод является ключевым объектом дискуссий между продуктовыми и бизнес-командами.

Как прокачать навыки аналитики

На мой взгляд, академический подход к тестированию гипотез может быть очень полезен для выработки правильной методологии. Моей специальностью в универе были статистические маркетинговые исследования, что мне помогло более структурировано подходить к аналитике. Несмотря на то, что в университете мы изучали SPSS и Microsoft Access, на практике эти инструменты мне не пригодились в карьере.

Однако основы работы с базами данных довольно универсальны. Сначала я ограничивался Google таблицами и продвинутыми функциями вроде Importrange и визуализации в Google Datastudio. Потом мне приходилось на практике изучать Google SQL для решения практических задач, например, сведений баз данных контрактов с платежной системой. Также я запустил свой сайт (подробнее тут), и знания SQL мне пригодились для сведения баз данных пользователей сайта с дополнительными плагинами, обеспечивающих функционал. Что мне помогало в изучении - это наличие практической задачи. Поиск средств для ее решения я находил как на stackoverflow, так и советуясь с коллегами.

Таким образом, знание аналитики крайне полезно для продакт-менеджеров. Далеко не обязательно знать все технические инструменты и языки программирования, чтобы качественно выполнять работу. Однако основы работы с базами данных, знания о тестировании гипотез и желание разобраться в цифрах дают больше возможностей для творчества.

Аналитические способности можно прокачивать как самостоятельно, так и с помощью онлайн-обучения, которое сейчас очень актуально. Если вы чувствуете необходимость в прокачке ваших скиллов, в онлайн университете ProductStar есть разнообразие курсов по изучению аналитики и SQL: “Старт в SQL для анализа данных” или “Аналитика с нуля”. За 2 месяца вы научитесь получать и обрабатывать данные, визуализировать их, работать с SQL. Самое главное – обучение проходит сразу на практике, изучая реальные кейсы!

Если вас заинтересовала сфера продакт-менеджмента и вы хотели бы освоить для себя новую профессию, советуем обратить внимание на курс “Профессия: продакт-менеджер” от ProductStar. С нуля вы не просто научитесь навыкам продакт-менеджмента, а сможете трудоустроиться на позицию продакта по окончании обучения. С чем вам помогут наши эксперты из Центра Карьеры.

99
1 комментарий

Также недавно подготовил статью с бизнес планом создания мобильного приложения. Ссылка доступна тут https://dev.to/dimario/business-plan-of-a-daily-coach-app-4jlf

1
Ответить