Дневник предпринимателя: каким был 2022 для малого ювелирного бизнеса

Привет! Это Евгений Зыскинд, ювелир и предприниматель. Сегодня я расскажу как мой бизнес справлялся с кенгуриными прыжками золота, как мы в марте приглаживали вставшие дыбом шевелюры клиентов, и как получили бонус от Вселенского маркетолога, не имея своего штатного.

Я как бы желаю уполовинить увиденное за 22 год
Я как бы желаю уполовинить увиденное за 22 год

Давайте признаем, что прошедший год, при всей его ужасности, был уникальный. В начале года никто не понимал, что нас ждёт, и каждая следующая неделя была как в плотном тумане. И если даже глава внешней разведки не въезжал в происходящее, то что говорить о простых смертных.

И тем не менее мы устояли. Кто смог удержаться на достигнутом или даже вырасти в прошедшем году — это крепкие команды, проявившие чудеса антихрупкости и работы в условиях неопределённости. Они в очередной раз прокачали мышцы приспосабливаемости, что является сильнейшей стороной российского бизнеса. Управленцы, положившие в кейс своего опыта этот год, независимо от размера бизнеса, в будущем будут на вес золота.

2022 год стал ярким экземпляром и моей коллекции. В витрину с названием «Дорогостоящий управленческий опыт» к уникальному кристаллу «Суметь работать в пандемию» добавился минерал с очень полезными качествами — «Сохранять трезвомыслие». И странный и, как ранее думалось, больше не встречающийся кристалл — «Создавать прекрасное в войну». Грех не поделиться этим уникальным опытом и не послушать опыт других владельцев бизнеса.

Моя любимая поговорка. Забирай и применяй - она самое точное описание жизни начала XX века. 
Моя любимая поговорка. Забирай и применяй - она самое точное описание жизни начала XX века. 

Это сокращённый до самых значимых событий дневник предпринимателя за год. Поехали!

О бизнесе коротко

Создал и управляю двумя ювелирными брендами: Thing Jewelry — подарочные серебряные украшения, средний чек 13к; Obruchalki. com — золото-платиновые украшения, средний чек 150к. Развиваемся в онлайне, всю продукцию разрабатываем и производим сами в Москве.

Apple vs Facebook

21 и 22 годы реклама в Инсте барахлила из-за введения Apple политики сбора данных. И без того каждый квартал в 21 году был хуже предыдущего — площадка переполнилась игроками, лиды дорожали, а после нововведения конверсия рухнула, а работа стала непредсказуемой. Таргетолог жгла бюджеты, в редкие моменты падения цены лида мы притапливали в рекламу, и она моментально прыгала вверх. Стоимость лида в Инсте для бренда Obruchalki. com доходила до 15-18к. Некоторые месяцы бизнес делал заказы с этого канала почти в ноль.

Конец того февраля

Далее случилась война. Ой, нет СВО. С её началом в марте на рефлексию и переживания ушло до половины рабочего времени. Всю весну и до лета ещё уходило прилично, что повлияло и на эффективность. До сих пор тяжело осознавать, но помогают дела. Как говорится, дело — злейший враг мыслей.

Я быстро признал кризис, благо он у меня уже четвёртый по счёту, постарался сократить рефлексию и начал адаптироваться.

Доллар: до луны и обратно

Через 2 недели СВО адово взлетел доллар и основные составляющие ювелирного украшения — драгметаллы и камни. И если в серебряном бренде цена металла не принципиально влияет на финальную стоимость, то в бренде Obruchalki. com, с его золото-платиново-бриллиантовым ассортиментом, цена продукции прыгнула на 40-60%. На рынке бриллиантов из-за логостических проблем возник коллапс — камни вместо недели теперь ехали по два месяца.

График ЦБ. Реальное металлы стоили еще дороже
График ЦБ. Реальное металлы стоили еще дороже

Новых клиентов сдуло, как пыль вентилятором, старые, уже оформившие договор с зафиксированной в нем оплатой, тем не менее каждый день названивали и переспрашивали не будет ли повышения. — Нет, не будет, успокаивали мы, а сами офигевали. Половину заказов февраля, по которым камни и металл были куплены в марте мы сделали с минусовой маржой. Но были и такие, кто понимал, что кольца, стоившие 300к, недавно стоили 200, и могут стать 400. И они фиксировали цену и заказывали.

Это был крутой стресс-тест аудиторий на эластичность изменения цены. Вряд ли кто-то добровольно такое сделает, но это случилось, это было поучительно и хорошо, что на короткое время. Через два месяца цены почти вернулись на место.

Думалось любовь, а нет, опять опыт..

В начале года отказались от очередного контекстолога. Бренд Obruchalki. com больше опирается на трафиковую модель лидгена — больше трафа, больше клиентов, и для такой модели кровь из носу нужны маркетосы.

Последний прокоптил аж 4 месяца, сжёг тысяч 300 рублей, добыл за них пару лидов и одну продажу. За 3 последних года это была 17-я попытка найти маркетолога

У меня есть отдушина в виде двух брендов, и когда в одном что-то долго не идёт, я абсолютно спокойно переключаюсь на другой. Это существенный плюс для психики и работы с бизнесом вдолгую. Да и экономически диверсификация упрочняет компанию.

Всю зиму мы готовили к весне выход новинок, а в начале года я заказал радио Chill создание для Thing Jewelry персональной передачи о восприятии красоты. Внезапно возникшие СВО, кризис и вой воздушной тревоги снесли на задворки пирамиды Маслоу потребность новинок и красоты. Но позже, уже в апреле, умывшись холодной водой прагматизма, мы с командой поняли, что ситуация надолго, а людям в любой ситуации нужна будет красота, и в тяжёлые времена она будет ещё более востребована. А мы её умеем делать.

В итоге в весну по одному бренду мы вошли без новинок, что унесло, или точнее не додало 1-2 миллиона продаж по году. А радиопередача про красоту всё таки вышла.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Осенью 21 года нам предъявили иск на 3,2 млн за использование фразы из известного стиха в соцсетевых постах. Консультации с юристами привели к пониманию, что истица возьмёт свое через суд, непонятным оставался вопрос насколько. Были мнения от 300к до миллиона. При срочной досудебной оплате её устраивал 1,6 млн. Сами юристы за защиту хотели от 200к и далее по протяжённости тяжбы. Совокупная цифра трат угрожала остановить развитие компании на год и угрожала её безопасности.

Это лучшее отображение моего состояния в первом квартале 22 года

Всё это разворачивалось в январе-марте 2022 и создавало дополнительный негатив. Но, благодаря ситуации в стране и моим танцам с бубном, удалось снизить запрос до 100к. Мы выплатили, я выдохнул и положил ещё один кейс в копилку опыта.

Передел рынка рекламы: Meta больше нету

В марте случилось ключевое для всего рынка рекламы событие — из него разом выбыли все американские площадки. На ФБ, в Инсте и Гугле больше нельзя было рекламироваться. Тик Ток заблокировал возможность постинга для россиян, а блокировка российскими властями Инсты положила на тортик счастья малого бизнеса России финальную вишенку. Или пока не финальную?

Инсты у нас было много и бюджеты были большие. В контексте обоих поисковиков работы не велись, но был неплохо прокачанный сайт и SEO. В Тик Ток зашли только несколько месяцев назад, делали первые ошибки и думали над стратегией. Плюс были продажи на маркетплейсах.

Оказалось, что проблемы поиска товара частично переложились на клиента. Рекламы и её касаний с клиентом стало меньше, а потребность найти товар осталась, и клиент потёк в оставшиеся незаблокированные площадки: поисковики, маркетплейсы, Ютуб, Телеграм. И те, кто был на этих площадках, получили свежий поток клиентов.

В маркетплейсах первый и второй кварталы в целом прошли положительно. Из занимательного была корреляция роста заказов со скачками курса доллара. Выше курс — больше заказов. Похоже, люди пытались сохранить сбережения и покупали то, на что давно откладывали. Второй тренд — падение среднего чека в целом по всем товарам маркетплейсов. Товары за 5 —7к стали самыми востребованными.

Таргетолог ушла в долгий запой, а весь рекламный бюджет и её зарплата полностью остались в компании. Это были приличные деньги. В моменте маржинальность бизнеса скакнула вдвое.

Выросла конверсия на поиске Гугла, и с него посыпалось в 3 раза больше лидов. Если ранее большинство его экрана было забито рекламой (которой у нас не было), то после её отключения все 10 позиций достались органично востребованным бизнесам. Соответственно, кто ранее был немного не докачан и находился на второй странице, тот разом оказался на первой. А стоящие на первой принимали тройной поток заявок.

Дневник предпринимателя: каким был 2022 для малого ювелирного бизнеса

Этого нельзя сказать о Яндексе, который стал бенефициаром передела рекламных площадок. В его контекст ломанулись все, кто лишился рекламы и, как я догадываюсь, цены там сейчас зашкаливают. Дополните меня, кто знаком с конкретными цифрами.

Резюмируя маркетинговую часть текста, можно сказать, что лидов стало несколько меньше (на 10-20%), качество лида выросло, а стоимость упала в разы. Высвободившийся бюджет открыл возможность для новых действий.

А у нас создался кейс — мы компания, которая работает без профессионального маркетолога, и у нас почти нет активной рекламы. При этом у нас розничный b2c бизнес с парой десятков сотрудников, десятками заказов и сотнями продаж в месяц.

Кризис — время лояльных клиентов

Круто показал себя Thing Jewelry, в котором было отключено 90% рекламы. Продажи упали, но незначительно. Клиенты сами начали искать нас. Выросло количество брендовых запросов в поисковике, вырос сарафан. Не зря мы создавали этот бизнес изначально как бренд, вкладывались в оригинальный внешний вид, качество продукта и удовлетворённость клиента.

Бизнесу бренд позволяет сократить количество касаний, каждое из которых сейчас платное.

Клиенту бренд позволяет сэкономить время и нервы, и не выяснять с нуля при каждой покупке вопросы безопасности и качества. Однажды выяснив их, клиент доверяет бренду.

Улучшения на Вайлдберриз, объединение складов и туманные планы на Амазон

В прошлом году на Вайлдберриз мы перешли с формата FBO на формат FBS, что позволило вывезти весь склад и объединить его со складом студии. Контролировать и наполнять один склад заметно проще и выгоднее, плюс на пару месяцев отпала необходимость производить продукцию, так как её стало в избытке. В моменте эта остановка работ дала +20% к маржинальности бизнеса. Подробно о работе с маркетплейсами рассказывал тут.

Раздрай и непонятный курс, которым пошла страна, навели на мысли о диверсификации бизнеса и выходе на вторую страну. Причём вторая страна не только как способ защититься и спрятаться, а как возможность роста и выхода на западные рынки. Россия и в прежние времена не создавала возможностей заниматься экспортом ювелирки, во всяком случае уровень налогово-таможенных геморроев и точки входа были не для малого бизнеса. А после блокировок всего со всех сторон это стало заоблачным миражом. Пока приглядываюсь и жду знаков Вселенной. Хочу выйти на Этси и Амазон из страны с мягким бизнесовым климатом.

Чтобы не перегружать читателя в последний вых недели, на этом я и зафиналю первую половину событий и выводов прошедшего чудного года. Через неделю, во второй половине нас ожидают безудержное блогерство и как сделать миллион просмотров на хейтерах, боль, как источник лидогенерации и Третьяковка, которая никуда не спешит, фишки прогрева аудитории и первыполненный новогодний план. А пока спасибо за апрув и аривидерчи!

А если захочется больше лайвхаков от бизнеса и красивых украшений для эффектных подарков, заглядывай в мой ювелирный телеграм. Я веду его сам и отвечаю сам на все вопросы.

6262
102 комментария

Сейчас выходить на Этси и Амазон, думаю то еще занятие. Вы реально это планируете?

2

Реально. Из другой страны.

4

Мда прошлый год, жопа знатная и повсеместная была! НО и в тоже время все были на таком очке, что и создавались на этом отличные возможности роста. Жду продолжения, занимательно пишите.

1

Очко, как точка роста)

4

Евгений, вопрос может не по теме поста, но все равно животрепещущий для ювелирной отрасли. Повлияет ли отмена УСН на ценник ваших изделий?

Уже повлияло – с 1.01 цены примерно на 20% поднялись. Далее посмотрим, потому что никогда с этим не работали.

Эта тема больная для всего ювелирного биза. Очень много малышей просто закрылись.

4