Как QIWI делает подкаст о разработке

Не фокусируемся на бренде, приглашаем героев с разными мнениями и экспериментируем.

Как QIWI делает подкаст о разработке

Летом команда QIWI запустила подкаст DevOne, где эксперты обсуждают жизнь в ИТ и интересные новости из мира разработки. Авторы проекта DevRel Алина Самойлова и Engineering Manager Антон Шакинко рассказывают о «внутренней кухне» подкаста.

В чем суть подкаста

DevOne — площадка, где айтишники в дружеском, неформальном разговоре могут поделиться своим опытом, рассказать забавные истории и обсудить актуальные темы из сферы разработки. Название родилось из сочетания Dev (development) и The One («тот самый, избранный») — в итоге на слух звучит как «диван», над чем мы постоянно шутим.

Уже опубликовано 12 выпусков, на эфир приходили гости из QIWI, Ozon, Avito и других компаний. Обсуждали собеседования айтишников, пути развития в разработке, специфику построения личного бренда в ИТ и многое другое.

Как и зачем его создавали

У нас в QIWI много классных ребят, которые могут поделиться чем-то ценным. И подкаст как раз решал эту задачу: через него можно «вытащить» хороший опыт компании, причем в легком разговорном формате, который нравится команде, — в QIWI любят поболтать. В общем, идея витала в воздухе, мы подхватили ее и донесли до прода.

Начали с того, что собрали несколько идейных коллег, готовых вкладывать время в проект, и стали обсуждать концепцию подкаста. Сразу решили, что он не будет традиционным корпоративным или рекламным проектом: для нас звать ребят других из компаний — это нормально, как и не упоминать название QIWI в каждом выпуске. Еще договорились о продуктовом подходе к выпускам: наш формат — экспериментировать, собирать фидбэк и меняться. При этом компания поддержала нашу инициативу и помогла с закупкой профессиональных микрофонов и бюджетом на аутсорсеров для монтажа.

Как выглядит процесс изнутри

Сейчас запись подкаста устроена так:

  • Темы собираем двумя способами. Если есть знакомый нам эксперт, открытый к общению, узнаем, чем бы он хотел поделиться с комьюнити айтишников. Если есть резонансная тема, интересная всей команде подкаста, ищем под нее одного или нескольких героев.

Так получилось, например, с темой про T-шейперство, которой мы посвятили третий эпизод про вертикальный и горизонтальный рост в разработке. Мы хотели подискутировать с ребятами из других компаний, какие скилы входят в T-модель (только hard или soft тоже?) и дает ли широкий профиль преимущество разработчику при найме. И пригласили героев с разными мнениями.

  • Гостей ищем в профильных сообществах и через знакомых. Часто эксперты приходят сами, их привлекает возможность поделиться опытом в свободном формате, да еще и со своей аудиторией. Многим выступить на подкасте проще, чем на конференции, к которой надо готовить доклад и пилить презентацию. А по сравнению с онлайн-трансляцией это менее стрессовая история, потому что неточности и оговорки можно переписать и убрать при монтаже.
  • Пишемся на open-source программу Audacity, чтобы при удаленной записи (не в студии) гости могли установить себе нужный софт без покупки ПО или оплаты лицензии. Общаемся в Zoom, его же используем в качестве бэкапа для аудио дорожек, если основной софт засбоит. И всегда сохраняем запись не в облаке, а локально — на случай, если интернет подведет.
  • Распространяем подкаст на восьми площадках параллельно. В топе по количеству прослушиваний — Apple Podcasts, YouTube, «Яндекс.Музыка», но публикуемся еще и на Google Podcasts, Castbox, Overcast, Podcast Addict, Pocket Casts.

Какие правила стараемся соблюдать

По итогам нескольких первых записей мы вывели для себя несколько простых правил, по которым теперь работаем, они здорово облегчают жизнь подкастера.

  • Классно, когда у ведущих есть хотя бы минимальный опыт интервьюирования, так легче разговорить гостя, беседа получается интереснее. Нам прокачать этот скил здорово помогли тестовые записи подкаста, которые не пошли в эфир, и занятия по проведению интервью и развитию голоса и речи.
  • Хорошо, когда с гостем общается двое ведущих — основной и «на подхвате», желательно с разной специализацией. У нас главный тот, кому ближе обсуждаемая тема. Кроме разработчиков, в команде есть «любопытная Алина», она задает экспертам каверзные вопросы, помогает не сбиваться с темы, вовремя корректирует интонацию и вообще держит всех в тонусе.
  • Сценарий, хотя бы в общих чертах, стоит готовить заранее. Мы пробовали показывать его гостю перед записью и держать интригу — второй подход работает лучше, так реакция на вопросы получается более живой.
  • Необязательно записываться в студии или встречаться с гостем вживую — на организацию может уйти много времени. Мы записываемся удаленно, но стараемся позаботиться о шумоизоляции: просим эксперта найти комнату, где много мягкой мебели и плотно закрываются окна, чтобы было меньше шумов.
  • Записывать выпуски стараемся утром: большинство гостей и ведущие — айтишные лиды, которые постоянно говорят в рабочее время, и к вечеру голосовой аппарат просто «выгорает».
  • На встречу с гостем дополнительно нужно закладывать примерно полчаса до эфира. Мы за это время успеваем прочитать пару стишков для разминки, установить человеческий контакт, настроить микрофоны на одинаковый уровень децибел. Кстати, оказалось, чтобы проверить звук, лучше говорить не «раз-раз», а, например, «я ел на завтрак овсянку»: звучание полноценной, знакомой фразы намного ближе к обычной речи, и это поможет точнее настроить микрофон.
  • Заниматься монтажом самим не стоит (однажды мы убили на это 8 часов времени), но и делегировать его полностью нельзя. По опыту стало понятно, что сценарист и ведущий сами должны продумывать логику выпуска: они лучше знают, что оставить, а что вырезать. Обычно из полуторачасовой записи получается час эфира.

Подкаст QIWI родился как эксперимент, который драйвил команду, у нас не было цели превратить его в маркетинговый инструмент для продвижения бренда. Но сейчас, когда мы видим, что формат зашел аудитории, планируем развивать подкаст более системно, прицельно: рекламировать в близких по духу каналах, собирать обратную связь от подписчиков. А пока приглашаем подписаться на DevOne и поделиться в комментариях, какие темы и каких экспертов вам хотелось бы в нем услышать.

99
13 комментариев

Киви мошенники без тех поддержки, службы безопасности и так далее, сам банк исключительно способ получения денег в виде взяток, при продаже наркоты и т д

4
Ответить
Автор

Здравствуйте!

Мы не занимаемся мошенничеством. 24/7 наша служба безопасности отслеживает операции в кошельках, а поддержка помогает решать вопросы клиентов.

Если вы столкнулись с неприятной ситуацией, пожалуйста, напишите нам на почту smm@qiwi.com, обязательно разберёмся.

Ответить

С баланса кошельков часто пропадают деньги на что тех поддержка отвечает что типо без запроса мвд ничего не скажем

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить
Автор

Превед, Лена!

В QIWI Терминалах уже давно нет комиссии при пополнении кошелька от 1501 рубля, кроме того, в нашем сервисе есть много других способов совершать платежи без %, а само обслуживание кошельков бесплатное 😉

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

это что получается подкасты это не полная импровизация 😄

Ответить