«Основная сложность работы на Бали — это коррупция»: российские предприниматели о запуске бизнеса в Индонезии

Основатель сёрф-школы Surf Discovery Евгений Цышков и создатель эко-отеля Inlight lombok Максим Ганкин рассказали о тонкостях оформления компаний, найме сотрудников и коррупции в стране.

«Основная сложность работы на Бали — это коррупция»: российские предприниматели о запуске бизнеса в Индонезии

Как всё начиналось

Максим Ганкин: Раньше я занимался профессиональным сноубордингом, строил трамплины, организовывал мероприятия на эту тему. Мы много путешествовали, снимали фото и видео для брендов — Quiksilver, Red Bull, Men’s Health и других.

В 2005 году мы решили поехать в Индонезию, чтобы попробовать покататься на сёрфе. Это была моя мечта.

Мне понравилось сёрфить и с тех пор я стал бывать в Индонезии чаще.

Я начал проводить мероприятия в стране, полгода жил там, а полгода — в России.

Максим Ганкин
Максим Ганкин

Евгений Цышков: Я всю жизнь занимался спортом, связанным с водой — виндсёрфингом по олимпийской программе, кайтом.

В 2006 году у нас с женой была запланирована поездка на Филиппины и мы решили заехать на Бали, чтобы попробовать заняться классическим сёрфингом.

Первая поездка была ознакомительная — нам понравился остров и сёрфинг.

В 2007 году мы переехали, ко мне начали обращаться люди с просьбой научить их кататься. Возникла идея создать школу — никакого другого бизнеса тогда у нас не было, а единственным источником дохода был профессиональный спорт.

О запуске бизнеса

Ганкин: У нас эко-резорт или ретрит-центр, в котором основное направление — сёрфинг, йога, здоровое питание. Всё это находится на острове Ломбок рядом с деревней Герупук.

Мы начали запускать проект в 2011 году — искали землю, открывали компанию. Строить отель стали в 2013 году и только 2 года назад, можно сказать, достроили часть. У нас достаточно большая территория — четыре пляжных виллы, ресторан, три бассейна и пляж.

На сегодняшний день стоимость нашего объекта вместе с землёй, компанией и мануфактурой — примерно $1,5 млн. Не могу точно сказать, сколько средств вложили изначально.

Ученики и инструкторы в сёрф-школе Евгения Цышкова
Ученики и инструкторы в сёрф-школе Евгения Цышкова

Цышков: Мы долго искали место — сёрф-школа должна быть при отеле и на подходящем для катания пляже. Таким мест было немного, потому что на острове уже существовало много школ, в основном австралийских. Кроме того, многие отели не хотели идти на соглашение до тех пор, пока мы не откроем компанию. А открыть компанию можно было только имея юридический адрес. Такой замкнутый круг.

В основном все отели на Бали принадлежат местным. Отель, на территории которого мы находимся, не исключение.

Бизнес-переговоры с владельцами отелей вести сложно. Все индонезийцы либо очень богаты и им не интересно что-либо менять или внедрять в своём деле, либо очень бедные и пытаются на каждом шагу обмануть иностранцев.

Нам повезло с хозяином отеля — он учился в Европе, у него очень открытый взгляд на бизнес и мир. С ним было несложно договориться.

Мы договорились на условиях аренды — мы платим около $1000 в месяц. Нам выделили помещение под офис (примерно 15 м²) и пустое пространство возле него. На этой территории мы построили зону для отдыха, где можно пообщаться или посмотреть кино на проекторе.

Мы наняли рабочий с помощью хозяина отеля, сделали минимальный ремонт, приобрели инвентарь.

На начальном этапе вложили около $10 тысяч. Из них $6 тысяч потратили на открытие компании, арендовали машину и купили доски.

Об оформлении компании и доходах

Ганкин: Законодательство позволяет иностранцу владеть компанией, если это крупный бизнес — гостиница от трёх звёзд и больше с инвестициями около $1 млн, не помню точную сумму.

Если это небольшая компания, то совладельцем должен быть местный. Заключаются документы, согласно которым местный номинально владеет контрольным пакетом компании, однако управлением не занимается.

Обычно этим занимаются консалтинговые агентства — они предоставляют услуги номинальных директоров, берут на себя все визовые вопросы, разбираются с налогами.

В основном наши гости — австралийцы, русские, японцы, французы, немцы, шведы. Едут все, кому интересен сёрфинг, путешествия.

Интерьер виллы Максима Ганкина
Интерьер виллы Максима Ганкина

Сейчас у нас всего четыре виллы — это не очень эффективно. Но компания самоокупаемая, у нас есть небольшой доход — на жизнь хватает, но на развитие не особо. Нам нужно построить гостиницу на 27 номеров с рестораном, и тогда дело пойдёт лучше.

В гостиничном бизнесе чем больше гостиница — тем меньше её стоимость обслуживания. Для хорошего уровня сервиса мы наняли 15 сотрудников. Если в гостинице будет 27 номеров — мы наймём всего в два раза больше сотрудников, но доход вырастет в разы.

Цышков: В 2007 году мы начали оформлять компанию: обратились в специальное учреждение, которое занимается такими вопросами. Весь процесс занял примерно полгода.

У нас небольшая компания, поэтому владельцем должен быть местный. Директора нам предоставила сопровождающая компания, самостоятельно открыть юрлицо здесь невозможно.

Также эта компания занимается визами для наших сотрудников. Визовый вопрос в Индонезии ёмкий и дорогой — каждая рабочая виза стоит около $2 тысяч в год.

Когда проект только набирал обороты, я получал доход как инструктор — платил себе зарплату. Через три года после открытия мы стали стабильно зарабатывать и задумались об открытии школы на Шри-Ланке. Сейчас у нас три сёрф-школы: в Индонезии, на Шри-Ланке и в Португалии.

Мы продаём знания, и делать это выгодно. Для этого не нужны большие вложения. Но маржинальность бизнеса я не разглашаю.

Один групповой урок в нашей школе стоит $50, а индивидуальное занятие — $100-120.

Как только мы рассказали о нашей школе в соцсетях, то сразу появился первый поток клиентов. Для русского человека большое значение имеют отзывы друзей и знакомых. Этим русские туристы отличаются от иностранных, по моим наблюдениям.

Евгений Цышков
Евгений Цышков

О трудностях ведения бизнеса в Индонезии

Ганкин: У нас были небольшие проблемы из-за землетрясений в стране. В августе 2018 года все наши туристы отменили брони, потому что на острове были землетрясения и люди испугались. Хотя на нашей части острова не было никакой опасности, но так работают новости.

Также на одном из островов Индонезии было цунами, и это тоже отразилось на нашем бизнесе. Хотя Ломбок не имел к этому отношения.

В прошлом году мы вышли на 60-70% заполняемости — это хороший показатель. Горячий сезон — это май, июнь, июль, август.

Стоимость номера в отеле — $100 в сутки на двоих.

Цышков: Проблема на Бали в том, что население празднует все праздники. Остров лоялен ко всем религиям — отмечает мусульманские, христианские, индуистские и даже китайские праздники. Это создаёт проблему: тебе нужно что-то быстро, а случился месяц Рамадан, а следом индуистские праздники. Поэтому приходится постоянно ходить по учреждениям и что-то требовать.

Для меня основная сложность работы на Бали — это коррупция. Она развита сильнее, чем в России, и расценки на взятки гораздо ниже.

Натравить на конкурента проверку стоит всего $100. От такой проверки могут закрыть школу на несколько дней, выслать сотрудников с острова и так далее. Откупиться можно только взяткой. Поэтому, когда у меня родился ребёнок, мы решили переехать в Португалию.

О визах и помощи от государства

Ганкин: Раньше у меня была рабочая виза, сейчас виза инвестора. Ранее виза инвестора выдавалась на год, а по новым правилам — на два года.

Визами также занимаются консалтинговые компании. Это абсолютно легально.

Недавно к нам приезжал губернатор региона (NTB Nusa Tengara Barat Ломбок и Западная Сумбава) и предлагал помощь в развитии.

Нам уже помогли с электричеством, сейчас обещают помочь построить дороги. На острове идёт большая программа развития туризма, потому что это в интересах государства.

Чтобы получить помощь, необходимо обращаться с заявлениям в нужные инстанции — аналоги Мосэнерго и так далее.

«Основная сложность работы на Бали — это коррупция»: российские предприниматели о запуске бизнеса в Индонезии

О налоговой нагрузке

Ганкин: С налогами здесь проще чем в России — нужно платить добавочную стоимость в виде 10% на любую приходящую сумму, а также подоходный налог — 2-5%. Это обязательные налоги. Также медицинская страховка на сотрудников ($4 от компании и $2 от сотрудника) и накопительное страхование ($6).

Ещё тратим на коммунальные услуги, это недёшево, но вполне по силам — мы используем энергосберегающие лампочки и разные эко-решения. На всё освещение в месяц используем 100 Вт.

У нас есть солнечные обогреватели для воды — мы не используем электричество. Для подачи воды используем гравитацию, так как находимся на склоне. Но тем не менее сейчас мы в поиске инвестора, чтобы развить дело, вернуть все инвестиции и выйти на серьёзную прибыль. Всего нам нужно около $2,5 млн.

На привлечение клиентов работает Booking.com, сарафанное радио, страницы в социальных сетях. Реклама в Instagram тоже эффективная — многие узнают о нас из соцсети, а потом идут бронировать на Booking.com. Комиссия сервиса — в районе 15%.

О конкурентах

Цышков: Мы занимаемся только с русскими, потому что иностранцам некомфортно находиться в компании, где все общаются не на английском языке.

Бали — это австралийский курорт, и основатели уже существующих на тот момент школ были недовольны конкуренцией. То, что мы занимались только русскими туристами, в какой-то мере успокаивало их и давало нам спокойно работать рядом.

Некоторые споты (места для катания) исторически принадлежат определённым школам или только местным — кататься в этих местах нельзя. Это особенность не только Бали, на многих курортах так.

Но иногда к нам приходят иностранцы, для них мы выделяем отдельную группу и инструктор ведёт её на английском языке.

Высокий сезон — майские праздники, август, Новый год и ноябрьские праздники. В год мы принимаем около 2 тысяч учеников.

О сотрудниках

Ганкин: У нас работают местные ребята, мы их обучаем, проводим тренинги. Иностранных работников, кроме нас с женой, нет. Местным ребятам важно находится рядом с семьёй, мы тоже стараемся поддерживать местные традиции и культуру и давать работу этим людям, а не искать на стороне.

Мы берём на практику школьников. Они приходят учиться туристическому делу — как общаться с гостями, готовить номера, еду и так далее. Это считается перспективным направлением.

С одной стороны, все люди одинаковые, но мотивация у них разная. Основное отличие северного человека от южного: северяне всегда думают наперёд — что будет, если они не успеют запасти еды на зиму.

У южан нет такой привычки — у них несколько урожаев риса в год, фрукты растут.

Индонезийцы не переживают о карьерном росте, для них главное — жить и получать положительные эмоции.

Чтобы прокормить семью, в день им достаточно заработать $3. Нашим сотрудникам мы платим от $100 до $250 в месяц.

Цышков: Все наши сотрудники — русские. У нас в штате только два местных парня. Первыми сотрудниками стали наши знакомые ребята, которые умели кататься на сёрфе, хотели жить на острове и учить других.

Основной состав — это инструкторы. Люди едут именно в нашу школу чаще всего именно потому, что им порекомендовали определённого инструктора. Затем они рассказывают о нём своим знакомым, нашим потенциальным клиентам.

Мы платим инструкторам московские зарплаты, для нас это важно. Если инструктор уйдёт, то заберёт и часть своих клиентов. Сейчас у нас четыре сотрудника и пятый подключается в высокий сезон.

3333
27 комментариев

Статья не о чем. С трудом дочитал. Вернулся несколько дней назад со Шри-Ланки. Ходил там в их серф-школу в Велигаме. Всё понравилось. Также был на Куте Бали, тоже в их же школе много лет назад. Тоже всё было супер.

19
Ответить

Коммент ни о чем, с трудом дочитал.

16
Ответить

Статья о том,что нужны деньги!.))

3
Ответить

«Основная сложность работы на Бали — это коррупция»
Слава Богу в России этого нет, обошлось.

12
Ответить

Статью-то прочёл?

2
Ответить

Сейчас вот так на Шри Ланке :)
Все круто, желаю развития

4
Ответить

Не дочитал

3
Ответить