Вы готовы к «удалёнке»?

Работать удалённо не легче, чем в офисе. Важнейшими компетенциями являются умение быть на связи, оперативно поддерживать коммуникацию, пунктуальность и уважение к дедлайнам. Рассказываем, чем удобен удаленный формат для работника и нанимателя.

Вы готовы к «удалёнке»?

Для IT-специалистов удаленная работа ― одна из желанных возможностей профессиональной реализации. Сами по себе их задачи не всегда требуют командного взаимодействия, а рабочие процессы нуждаются, скорее, в уединённой сосредоточенности. Но сегодня IT – не единственная индустрия, для работы в которой не требуется обязательное нахождение сотрудников в офисе.

Мы начнем с распространенных убеждений относительно удаленки, а потом дадим примеры плюсов и минусов для работника и работодателя.

Мир мифами ролниться

«Удаленную работу гораздо проще искать, чем основную»

Для дистанционной работы пока ещё охотней приглашают сотрудников по хорошим рекомендациям. Чтобы ваше резюме обращало на себя внимание без них ― оно должно быть оформлено лаконично, но исчерпывающе, быть ярким, но не вызывающим. Важно, как вы описываете себя, свой опыт и свои проекты. Чем выше позицию вы ищете, тем весомей должны выглядеть пункты отраженной в нем работы.

«Самая частая причина выгорания на удаленной работе – отсутствие общения»

Удаленные сотрудники скорее чувствуют усталость от большого потока задач, чем от изоляции. Как правило, они испытывают большую ответственность, прежде чем вычеркнуть задачу в своем to-do list. Тут важнее, чтобы люди не работали по 12 часов в день.

«Большинство людей не умеют работать удаленно»

Даже если у вас не было подобного опыта работы, успех зависит личностных качеств – soft skills, о которых мы подробно рассказываем ниже. Научиться эффективно работать вне офиса совсем не сложно: мотивация и самодостаточность вам в помощь. Можно добавить только то, что перед переходом на удаленный формат работы важно четко видеть в себе желание совершенствоваться в этих замечательных качествах. И быть уверенным, что от вас хотят именно того, что вы умеете делать наилучшим образом.

«Работа в разных временных зонах осложняет коммуникацию»

Может и осложнять ― в зависимости от того, как организована коммуникация. Как правило, покрытие нескольких зон, наоборот, позволяет решать задачи наиболее оперативно.

«Сотрудники, работающие удаленно, отвлекаются гораздо чаще, чем сотрудники в офисе»

Отвлекаются они точно так же. А проблема решается при наличии постоянного потока сложных, интересных задач и привязки вознаграждения к её результату.

«Команды, которые работают в офисе, более продуктивны, чем те, что работают удалённо»

Спорно. Важно наличие измеримых четких целей, совещаний, конференций. Когда люди знают, чего от них ждут, когда и в каком виде должен быть представлен результат, они совершенно точно работают над задачами to the point. Удалённая работа не позволяет просиживать время.

«Микроменеджмент неизбежен, иначе команда потеряет фокус»

На самом деле, микроменеджмент отсутствует. Ведь наниматель не может следить за сотрудником по мелочам: когда он приступил к работе, когда устроил себе перерыв. В этом плане картина даже более ясная и четкая, чем в офисной обстановке. Там сотрудник может проводить время, отвлекаясь и прокрастинируя как получится, а потом вам всем придется разбираться в результатах. В удаленной работе сотрудника не видно, за коллегами он не спрячется, и нанимателя интересует только итог его работы, который он обязан предоставить в срок, если рассчитывает на вознаграждение.

«Офисы – это креативная среда, где рождаются новые идеи»

И да, и нет. Вспомните о том, что существуют офисы по типу cubicle или open space, где все сидят в наушниках, чтобы отвлечься от окружающей суеты и сфокусироваться на собственных задачах. Вспомните сутолоку редакционных кабинетов, офисные перекуры и чаи, за которыми рождается всё, что угодно, кроме требуемого креатива.

Или ещё говорят, что работая удалённо, сотрудники удаляются заодно и от корпоративной культуры. Правда, при этом забывают, что суть корпоративной культуры в наличии общих с сотрудниками ценностей и целей. А такие вещи с соискателями нужно выяснять еще до подписания договорных отношений.

Не всех «удалёнка» радует

Одних перспектива удаленной работы вдохновляет, других толкает в объятия беззастенчивой прокрастинации. В чем могут быть самые очевидные подводные камни:

  • Не у всех получается укладываться в режим без постоянного контроля
  • Бытовые удобства далеко не каждого человека позволяют ему работать из дома
  • Не многие могут использовать мессенджеры для социализации и выстраивания отношений с людьми

К тому же, дистанционная работа – это не всегда гибкий график. Часто это полный рабочий день в обычные часы, плюс, работа ночами и в выходные. Если вы переходите на удалёнку в надежде избавиться от жёсткого графика работы, этот момент лучше уточнить при собеседовании с потенциальным нанимателем.

Для компании практика удаленной работы ― тоже вопрос непростой. Примерно пять лет назад Yahoo! отказалась от сотрудничества с удалёнщиками. Это затронуло порядка нескольких сотен их full-time сотрудников по всему миру. По версии руководства, компания хотела увеличить скорость работы с проектами, повысить качество продукта и улучшить координацию работ. За ними последовали и другие крупные технологические компании, такие как Reddit, HP, IBM. Последняя объяснила свою позицию тем, что, когда сотрудники работают все вместе, плечом к плечу, они гораздо более восприимчивы к инновациям, чем по отдельности. Сейчас компания приглашает ключевых сотрудников только в офис, но всё равно содержит небольшое количество консультантов или подрядчиков по всему миру для спецпроектов.

В то же время, многие стартапы и tech компании по-прежнему привлекают удаленных сотрудников на регулярной основе. Примеры – Deezer, Cisco, Citrix, Adobe, Amazon, DataCamp, Mozilla, Github. Они используют системы учета задач и коммуникации, выделяют бюджеты для сотрудников, чтобы те могли оборудовать себе рабочее место дома, оплачивают различные путешествия и собирают команду пару раз в году в каком-нибудь красивом месте.

Выгоды удалённой работы

Появляется свобода передвижения, расширяются границы ― вы можете работать из любой точки мира. Стирается возрастная разница, и весь фокус смещается на ваши навыки, способности и экспертизу. Вы больше не тратите время на то, чтобы добраться из дома в офис. И не должны терпеть стресс оттого, что коллеги предпочитают работать под вашу нелюбимую радиоволну, под кондиционером дышащим на +28℃, под разговоры о чужих домашних делах, если вы чувствительны к таким вещам. Появляется возможность влиять на баланс работы и личной жизни, вы можете с большим удобством для себя совмещать работу, семью и друзей. Обнаруживается перспектива развития самостоятельности, критичности мышления, умения фокусироваться на одной задаче и находить креативные пути для её решения.

Компания, прежде всего, очень здорово экономит на операционных расходах и может позволить себе нанимать гораздо больше талантливых сотрудников в команду. Расширяются географические границы найма ― не нужно ограничиваться городом или страной. Компания может нанимать специалистов, исходя из их реального опыта, знаний и навыков, не обращая внимание на пол, возраст и физические показатели. Кроме того, компания получает возможность гораздо быстрее решать возникающие проблемы, не дожидаясь, пока все соберутся в офисе. Итого:

  • Экономия бюджета компании
  • Расширение возможностей выбора сотрудников
  • Оперативность в решении текущих вопросов

Внимание и ответственность

От сотрудника требуются, прежде всего, его soft skills. Внутренняя мотивация к достижению целей ― это главное условие эффективной работы.

Есть довольно устойчивое мнение, что к удалённой работе больше способны люди, склонные к работе над собой. Одна из ключевых компетенций при удалёнке ― коммуникация. Ее часто нужно инициировать самостоятельно, а не ждать, пока к вам обратятся с вопросом. Качественный feedback (обратная связь) становится практикой по умолчанию. Даже когда у вас никто ничего не спрашивает, вам нужно сообщать команде, в каком статусе находится задача и возникают ли трудности. При этом, очень высоко ценится умение самостоятельно находить решения, продумывать свои действия на много шагов вперёд.

Компания, которая планирует пополнить штат удалёнными работниками, нуждается в качественных современных технических решениях: быстрый интернет, хорошая связь, грамотная IT-инфраструктура, аналитические платформы, системы коммуникации, такие как Slack, Cisco Spark, Yammer, Hipchat. Множество технических средств на сегодняшний день способны превратить связь команды в естественную среду и сделать её частью реальной жизни.

Средств для ведения удалённой документации и содержания аналитики тоже полно: Google Drive, General Confluence, Warp Zone и так далее. Существуют платформы по тайм-менеджменту, типа Wrike, которые помогают следить за своевременным выполнением задач сотрудниками. Они же делают более эффективным операционный менеджмент, сокращая звенья согласования. Важно наличие систем обучения, вебинаров, обмена опытом между сотрудниками.

Помимо технических аспектов, важны чёткие договорённости. Это касается и налаживания рабочих процессов, и своевременного оповещения, если что-то меняется. Ну и своевременная оплата труда удаленного сотрудника, надо отметить, напрямую влияет на качество соблюдения им сроков выполнения работ.

33
16 комментариев

Везде есть свои плюсы и минусы,все зависит от человека,работать удаленно тоже не сахар,многое зависит от работодателя.

1

работать - вообще не сахар! ;))

2

сейчас уже сложно вернуться в офис и тратить 2-3 часа каждый день на транспорт.

Это где надо жить чтобы столько времени ездить туда обратно)

"Бытовые удобства далеко не каждого человека позволяют ему работать из дома" - имхо это одна из штук, о которой забывают многие пробующие удаленку.

например?

Удаленка — все еще пребывает в режиме становления. Пока из развитых стран, пожалуй лишь в США она привычна. В Европе все еще работодатель за удаленку платит меньше или ожидает больших результатов. К счастью ситуация из года в год меняется