Почему образованцам пора прекратить ненавидеть инфобизнес и перенять его приемы

Объясняет руководитель Full House School Наталия Ландау

Почему образованцам пора прекратить ненавидеть инфобизнес и перенять его приемы

Раздражение, зависть, любопытство и даже благодарность — мы, образованцы, испытываем в отношении инфобизнесменов самые разные эмоции. Мы не можем игнорировать инфобизнес, потому что делим с ним одну аудиторию. И мы не так сильно от инфобизнеса отличаемся, чтобы отгораживаться от него глухой стеной.

Страх, ненависть и немного любви

Образовательный рынок не умолкает, обсуждая проекты, которые обещают научить зарабатывать миллионы, сидя у океана и работая час в день. Трудно остаться равнодушным, когда ты сам создаешь качественный образовательный проект, тщательно работаешь над методологией, а в это время кто-то приходит и уводит твою аудиторию, завлекая ее нереалистичными обещаниями и громкими лозунгами.

Образованцы высказывают полярные точки зрения на инфобизнес и понимают под этим словом разное. Есть те, кто инфобизнес категорически не приемлет, поскольку он разрушает доверие к образовательному рынку: “Слышишь слово "инфобизнес" — бери огнемёт и действуй”. Здесь проявляются очевидные противопоставления: они про деньги — а мы про миссию, они врут — а мы предлагаем реально достижимый результат, они продают контент — а мы обучаем.

Инсайт: "Инфобизнес — это мошенничество на выученной беспомощности". Честно скажу, после того, как я это написал, я плакал: настолько это определение было реальным, а не номинальным.

Максим Скрябин, Старший научный сотрудник ВШЭ

Есть и те, что видят в инфобизнесе очевидную пользу для образовательной отрасли: инфобизнесмены подогревают рынок и популяризируют образовательные услуги, а еще заставляют клиентов самосовершенствоваться.

Для меня инфобизнес — про быстрое и легкое достижение целей (что часто неправда) и более агрессивную подачу информации. Но я считаю, что инфобизнес ничем не хуже образования, ведь скольких людей это мотивирует хоть что-то сделать!

Наталия Мойола, директор по маркетингу SkyEng

Образованцы часто испытывают раздражение и недоумение, сталкиваясь с продуктами инфобизнесменов. Я сама не исключение, но все же занимаю примирительную позицию в споре о том, как инфобизнес влияет на образовательный рынок.

Если говорить о некачественных информационных продуктах, то их расцвет связан с нехваткой опыта у аудитории. Возможно, однажды услуги плохого качества научат людей разбираться, отличать плохое от хорошего, читать отзывы, глубже вникать в то, что им предлагают. Впрочем, пока я вижу лишь подорванное “плохим” инфобизнесом доверие к рынку.

Мы привыкли называть инфобизнесом низкокачественные услуги, продажа которых основана на пестовании ложных надежд. Но далеко не всегда это так: многие высококлассные услуги — консультационные и образовательные — это та же продажа информации. Просто значение слова инфобизнес было дискредитировано.

Я раньше очень верила в то, что рынку нужны регуляторы, селекция, сноб-контроль от лидеров сообщества (ведь каждый плохой продукт убивает клиента для рынка), но сейчас верю в то, что без разнообразия не будет роста.

Катя Лерман, директор по развитию в Профилум

Я сам не заметил, как ушел из лагеря ярых противников инфобиза — во многом потому, что понял: четкую грань тут провести довольно сложно, да и у каждого она будет своя. Как и образование, инфобиз есть плохой, а есть — хороший (субъективно), к тому же, это не постоянная величина, а качели. Хороший образовательный проект тоже может со временем скатиться в стыд.

Сергей Болисов, руководитель академии “Лайфхакера”

Что инфобизнес делает по-другому?

Очевидно, что информационный бизнес и образование — не одно и то же, и между ними есть грань, которая и порождает попытки образованцев отгородиться от инфобизнеса. Но где она находится, да и есть ли она вообще?

Я опросила своих коллег по отрасли: сотрудников вузов, корпоративных университетов и компаний, которые занимаются дополнительным образованием (среди них — Нетология, ИКРА), о том, что же все-таки отличает образовательный проект от инфобизнесового. И вот основные отличия.

Цель, отраженная в названии

Инфобизнес ставит своей ключевой задачей получение прибыли, образовательный проект — научить людей, дать им новые знания и навыки. Несмотря на то, что коммерческий учебный проект обязан быть финансово успешным, образованцы часто забывают о том, что им нужно еще и зарабатывать.

Различие по цели зашито в название. Инфобизнес целится в бизнес — сделать деньги из информации, отсюда главное: упаковать то и так, чтобы это лучше продавалось. Цель образования — человека образовать, привести к какому-то образу: что-то с ним должно в этом пути случиться (родиться, трансформироваться, вырасти, поменяться). Все усилия истинного образования направлены на то, как помочь этому изменению случиться наилучшим образом и с наибольшей вероятностью. Инфобизнес о каких-либо результатах и лучших путях не парится, только о лучших и самых продаваемых обещаниях.

Ксения Плетнер, ex. руководитель направления развития персонала в Microsoft

Коммуникации

Инфобизнес выбирает панибратский тон и агрессивный маркетинг. Оставьте заявку на участие в тренинге или бесплатном вебинаре, и вы точно получите мегатонны писем, десятки навязчивых звонков и смс. Главная фишка таких проектов — обещание золотых гор и головокружительных успехов за короткий срок. Часто лицом и единственным драйвером инфобизнеса становится его владелец.

В коммуникациях образовательных проектов, как правило, “нет огня” и обещания реалистичные и приземленные. Люди, которые всерьез занимаются методологией и работают над мотивацией студентов, держат в голове множество вводных, которые могут помешать учащимся добиться результата. И у них язык не поворачивается произносить громкие лозунги. Как следствие — сдержанные, даже консервативные коммуникации, отсутствие эмоций и личного контакта с потенциальными клиентами. Образованцы на фоне инфобизнесменов, как правило, выглядят довольно скучно.

Методы

В образовательных проектах используются отраслевые наработки в области педагогического дизайна, андрагогики, психометрики и других наук. Учебный продукт держится на теоретической базе, на которую, как на каркас, надеваются практические наработки и иногда экспериментальные образовательные форматы и методики. В идеальной ситуации знания упаковываются так, чтобы студент смог использовать их в различных жизненных ситуациях и усваивать свежую информацию по теме самостоятельно. Образованцы предпринимают честную, но не всегда успешную попытку передать людям новые навыки.

Инфобизнес идет по другому пути: в центре продукта — передача готовых схем для достижения какой-либо цели (как правило, быстрого обогащения). Часто учебный продукт вроде вебинара или онлайн-курса предваряет продажу консультационного продукта — более дорогого.

Образование базируется на фактических, эмпирических данных, результатах длительных исследований как теоретических, так и практических, и научных трудах.

Инфобизнес берет верхи этих знаний или даже “ощущения знаний”, добавляет удобные в интерпретации материалы под конкретный курс и сверху шлифует эмоциональной составляющей, чтобы цепляло! Но практической и информационной значимости — минимум.

Надя Норд, консультант в сфере администрирования проектов и малого бизнеса

Что образованцам стоит перенять у инфобизнеса?

Почему образованцам пора прекратить ненавидеть инфобизнес и перенять его приемы

И образованцы, и бизнесмены сейчас существуют на молодом рынке, который сам отсеет некачественные и плохо упакованные услуги. В этих условиях главная цель образованцев — научиться продавать свои продукты. Для этого они могут перенять приемы инфобизнеса в продвижении:

  • Автодозвон: можно использовать, чтобы напомнить о предстоящем бесплатном вебинаре или дне открытых дверей, на который человек регистрировался
  • White-paper или “белая книга” — документ, который поможет клиенту выбрать именно вашу компанию.
  • Бесплатный демо-продукт, вебинар: даем клиенту проверить качество продукта перед покупкой. Сейчас на рынке уровень доверия очень низок, поэтому актуальность бесплатного демо как никогда высока.
  • Активное использование личного бренда создателей образовательного проекта в рекламе услуг.
  • Оригинальный и яркий дизайн посадочных страниц.
  • Тексты и промо-материалы, погружающие читателя в финальный результат обучения.
  • Триггерные смс и емейл-рассылки.
  • Хорошо отработанная цифровая воронка продаж с индивидуально настроенным скриптом для каждого из ее этапов.
  • Система скидок и спецпредложений, позволяющая человеку выгодно приобрести продукт, в случае если он сомневается в нем (через ретаргетинг, авторассылки или персональное общение с менеджером).
  • Онлайн-чаты с пользователем.
  • Рассрочки и системы кредитования.
  • Использование статистики для доказательства финансовой выгоды от покупки образовательного продукта (например, уровень зарплаты по специальности, которой вы обучаете, рассказ об успехах студентов).
  • Гарантии и возвраты денег в случае, если пользователь останется недоволен продуктом на старте.

А что у инфобизнеса брать не стоит?

Если маркетинговые принципы инфобизнеса — это то, к чему образованцам стоит присмотреться, то есть вещи, которые перенимать не надо. Это и развязный стиль коммуникаций, и навязчивость, и декларирование ложных обещаний.

Я бы также посоветовала с осторожностью выходить в сферы, традиционно занятые инфобизнесменами. Одна из них — это софт-скиллз.

Играйте на рынке софт-скилз с осторожностью или выходите на него тогда, когда у вашего проекта за плечами несколько лет работы и прочная репутация.

Когда Full House School, которой я руковожу, еще начинала свою работу, мы взялись за создание курса по личному брендингу. Мы собрали психологов, ученых, карьерных консультантов, бизнесменов, специалистов по продвижению в интернете, выстроили курс на базе серьезной методологии… и не смогли этот курс окупить.

Эта неудача связана с тем, что мы ступили на выжженную землю: в этой нише уже долгое время работали инфобизнесмены и продавали не самые качественные продукты, обещая гарантированный результат. К тому времени, как мы подготовили курс, на рынке воцарилась атмосфера недоверия и мы не смогли ее преодолеть.

Нужно признать, что в коммерческом смысле инфобизнес дает сто очков вперед образовательным проектам. А если инфобизнес добросовестный, он еще и приводит своих клиентов к результатам.

В то же время не все образовательные проекты оказывают качественные услуги. И нам, тем кто занимается образованием, стоит отнестись к соседям по рынку с меньшим снобизмом и взять лучшее из их практики.

Спасибо всем, кто помог в подготовке этого материала и поучаствовал в дискуссии на Facebook.

Если вам есть что сказать по теме этой колонки, напишите мне

1313
13 комментариев

слабый наброс...
"Инфобизнес идет по другому пути: в центре продукта — передача готовых схем для достижения какой-либо цели (как правило, быстрого обогащения)" - нужно уточнить быстрого обогащения инфоцыгана

6
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Жаль, что нет информации чему «инфобизнесу» стоит поучиться у «образованцев»...

2
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

".... есть вещи, которые перенимать не надо. Это и развязный стиль коммуникаций, и навязчивость, и декларирование ложных обещаний."-как будто не переняли,уже давно и вовсю используют. А вообще-то на мой взгляд статья нормальная, есть о чем поспорить.

1
Ответить