Собери это раздельно: как мы запустили сортировку отходов

Как подключиться к переработке и дорого ли это — сортировать отходы в офисе, рассказывает руководитель группы по работе с поставщиками, лидер экологического направления Райффайзенбанка Андрей Сосов.

Собери это раздельно: как мы запустили сортировку отходов

В России сейчас насчитывается 14,5 тысяч свалок. Их общая площадь сравнима с размером небольшой европейской страны. Не будем останавливаться на пользе переработки — все написано до нас. Приведу некоторые цифры, которые проиллюстрируют, какой вклад крупные компании, как наша, смогут сделать, если начнут экономно относиться к ресурсам и сортировать отходы. Итак, всего офисы Райффайзенбанка расходуют:

  • 105 тонн бумаги в квартал. Это 1785 деревьев.

  • 29181 куб. метров воды за три месяца. Этого объема хватит, чтобы наполнить 15 олимпийских бассейнов.
  • 10 296 882 кВт/ч электроэнергии в квартал — достаточно, чтобы дважды вскипятить воду в этих бассейнах.

  • 980 тонн твердых бытовых отходов в год. По объему такое количество мусора сопоставимо с целым этажом головного офиса.

Подготовка и первые шаги

Сортировка мусора — это, конечно, не первая «зеленая» инициатива банка. Мы давно решили закупать энергосберегающие лампы, настроили дефолтную двустороннюю печать, установили рассекатели для воды на смесителях, собираем батарейки на безопасную переработку. Обычно под безопасной утилизацией батареек подразумевается, что их определённым образом закапывают в землю, но это далеко не лучший вариант. В России существует единственный завод, который занимается переработкой батареек, он находится под Челябинском — мы направляем собранные нами батарейки туда.

Мы стремимся к тому, чтобы сортировать 40% всех отходов. Может показаться, что это немного. На самом деле, это очень амбициозный план. Сегодня лидер по сортировке отходов — Германия, там сортируют 60%. В России сейчас стоит цель — достичь уровня 10%.

Как вовлечь людей

Если просто установить контейнеры для раздельного сбора отходов в офисе и ждать, что все вдруг начнут задумываться над проблемами экологии и захотят внести свой вклад в сокращение количества свалок, ничего не получится. У сотрудников должна быть мотивация совершать более сложные действия вместо простых и привычных — задумываться, куда бросить бумагу, а куда пластиковую бутылку, вместо того, чтобы бросать весь мусор в урну у рабочего стола. Проблематику нужно обозначить в коммуникации с сотрудниками, вовлечь их в обсуждение, побудить задуматься о проблеме, обменяться мнениями.

Еще до того, как мы запустили раздельный сбор, мы начали сотрудничество с общественным движением «Добрые крышечки» и благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам». В специальных контейнерах мы собираем пластиковые крышки от йогуртов, газировки, воды. Затем они отправляются на Тверской завод переработки пластика, который оплачивает их вес и перечисляет деньги благотворительному фонду. Тот, в свою очередь, покупает на них кресла-коляски для детей с ограниченными возможностями. За несколько месяцев этой акции нам удалось собрать более 15 000 пластиковых крышечек – почти 30 кг пластика. Мы поняли, что наши сотрудники готовы к раздельному сбору мусора и поддержат инициативу.

Как выбрать пилотный офис

Организация раздельного сбора мусора — это первый шаг на пути к переработке. При планировании необходимо учесть много нюансов, например, расположение офиса, режим и ритм работы. Первые контейнеры для сортировки отходов мы установили в двух московских головных офисах в конце прошлого года. При выборе пилотных офисов мы делали ставку на численность сотрудников: с одной стороны, там производится больше отходов, с другой — вовлеченность этих людей наверняка распространится на других коллег.

Собери это раздельно: как мы запустили сортировку отходов

Нужно ли объяснять всё подробно

В наши контейнеры можно бросать пластик, металл, стекло, тетрапак, бумагу, картон и отдельным классом — несортируемые отходы. В одной секции объединены стекло, металл и тетрапак. Не все догадываются, почему мы собираем их вместе. Во-первых, если усложнять и делать свой контейнер вообще под каждый вид отхода, будет легко запутаться. Во-вторых, если выбрасывать стекло отдельно, оно будет биться. Вероятность разбиться у стеклянной бутылки гораздо меньше, если она упадёт на пустой пакет из-под сока или на алюминиевую банку. Общий пакет привозят нашему подрядчику, и он продолжает сортировать фракции дальше вручную.

Слишком подробное руководство уменьшает конверсию. Изначально мы подготовили инструкцию, которая учитывала и подробно объясняла все нюансы сортировки и переработки. Но первые недели обратной связи от сотрудников показали, что инструкция кажется им слишком сложной и скорее отпугивает, чем мотивирует. Тогда мы переработали плакаты — заменили сложные формулировки простыми, добавили пиктограмм, акцентирующих внимание на важном.

Распространенные ошибки

  • Бросать салфетки и одноразовые полотенца к бумаге. Хотя они называются бумажными, бумаги в них почти нет — только бумажная пыль, непригодная к переработке.

  • Сдавать на переработку картонные коробки от пиццы. Жирный и грязный картон переработать нельзя. Более того, он может испачкать лежащую рядом чистую бумагу и испортить её тоже.

  • Тщательно отмывать пластиковую посуду или выбрасывать её к несортируемым отходам. Да, пластик не должен быть грязным, но это означает, что нужно всего лишь вылить остатки кефира из бутылки – не более того. На заводе перед переработкой пластик очищают, поэтому мыть его дополнительно незачем.
  • Считать картонные стаканчики для кофе бумагой. Существует заблуждение, что картонный стаканчик из-под кофе более экологичный, чем пластиковый. На самом деле, они оба вредны: у картонных стаканов внутри ламинация, которая делает их непригодными к переработке.

Развеиваем мифы

Переработка отходов окружена множеством мифов. Мы и сами в них верили, пока не начали изучать эту тему сами. Но теперь знаем, что всё совсем не так сложно и страшно, как кажется на первый взгляд.

Миф №1. Переработка отходов – большие затраты для компании

Раньше мы платили за вывоз мусора обычным жилищным компаниям. За день только в нашем головном офисе собирается восемь кубовых контейнеров мусора, так что в масштабах всего банка получались огромные деньги.

Сейчас мы также оплачиваем услуги компании, которая занимается вывозом отходов. Но поскольку перерабатывающие заводы тоже платят за полученный отсортированный мусор, и эти деньги компания возвращает нам, в итоге мы получаем экономию. Если постоянно собирать достаточное количество мусора, услуга будет окупаться сама собой.

На сортировке отходов компания может даже зарабатывать. Для этого необходимо оптимизировать затраты на вывоз мусора, например, объединившись с компаниями, занимающими соседние офисы.

Миф №2. Сборщикам мусора нельзя доверять

В нашей стране многие пока относятся к переработке скептически. Кто-то говорит: «Ага, я рассортирую, а потом эти три мешка сбросят в один контейнер». Есть несколько роликов на YouTube на эту тему. Ящики, схожие с нашими, находятся на платформах МЦК, и кто-то снял, как уборщик открывает этот контейнер и помещает четыре разных пакета в один.

На самом деле, действительно нет ничего страшного в том, что эти четыре пакета соберут в один мешок и загрузят так в машину. Когда она приедет на пункт сортировки, предварительно отсортированный мусор продолжат раскладывать на более мелкие фракции вручную. И это в любом случае лучше, чем выбирать сортируемые отходы из общего бытового пакета, где он смешивается с пищей и другими органическими отходами. Это не только неприятно, но ещё и сложно: многие фракции могут быть испорчены.

В нашем офисе в конце рабочего дня сотрудник клининговой компании точно так же может собрать несколько пакетов в один общий, чтобы донести мусор до контейнера. Но дальше, на точке поставщика, всё раскладывают обратно — мы неоднократно проверяли это.

Миф №3. Организовать переработку в России очень сложно

Сейчас в России достаточно много компаний, которые вывозят отсортированный мусор, и заводов, занимающихся переработкой. Ряд крупнейших московских операторов твёрдых бытовых отходов уже обязали внедрять сортировку на государственном уровне. Самая сложная задача в другом — научить людей бережно обращаться с отходами – не как с мусором, а как с ресурсом.

Если вы работаете в небольшой компании, организовать раздельный сбор очень просто. Найдите в интернете поставщика, определите, какое количество отходов генерируется в день и как часто их необходимо вывозить. Как правило, все операторы берут на себя проработку этих шагов и консультируют по всем вопросам. В большой компании процесс тот же, но дополнительно нужно подумать о том, как увлечь этой темой всех сотрудников.

Если вы хотите сортировать отходы и дома, можно просто найти на карте ближайшую к дому сетку для раздельного сбора отходов. Они уже установлены во многих районах Москвы. Сетки общие, в них можно бросать всё, что поддаётся переработке: бумагу, алюминиевые банки, пластиковые бутылки. Содержимое высыпают в специальный общий контейнер автомобиля и дальше на пункте приёма рассортировывают вручную.

Нам как компании очень хотелось бы, чтобы через наш офис такие полезные привычки передавались нашим сотрудникам, а от них – их семьям и знакомым. Ведь всё это — нетрудные действия, которые, на самом деле, приводят к большим изменениям. И пожалуй, это будет лучший вклад в окружающую среду, который мы можем вносить каждый день.

2121
реклама
разместить
16 комментариев

Нужное дело, скорее бы это распространилось на всю страну.

5

Молодцы!Такой серьёзный подход!
И статья познавательная.
Ваш опыт-в массы!)

1

Ольга, спасибо! Надеемся, он действительно кому-то пригодится :)

1

Круто, очень круто. Особенно, что подошли к вопросу переработки вдумчиво, а не просто сделали как назойливую формальность. Спасибо за информацию про салфетки, пиццекоробки и кофейные стаканчики. Знал, что они не годятся к переработке, но не знал почему. Было познавательно.

Самое большое заблуждение, что якобы никто не будет заниматься сортировкой. Но полные контейнеры батареек во Вкусвиллах и заполненные сетки с пластиком на мусорках говорят об обратном.

1

А что мешает на законодательном уровне регулировать? В рамках целой страны, поставить у каждого дома 3 мусорных контейнера: бумага, стекло и пластик и метал, органический мусор. Штрафовать коперативы и физ лица за нарушения. Да менталитет будет меняться не сразу, но лет через 10 все встанет на свои места. Оборудование для такого метода переработки у же есть ведь в штатах это практикуется десятки лет.
Правительство вкладывает бюджетные деньги в бредовые проекты типа отделение рунета, а за очевидно выгодный проект никто не возьмется.

1

"Американский" подход, когда все, что может быть переработано собирается в один контейнер, кмк, сейчас ближе к реальности и это нормально (даже рассортированные мусор все равно требует повторной сортировки т.к. мир не идеален). Но одного я никак в толк не возьму: зачем тогда эти "специальные", "красивые" контейнеры использовать? Один "обычный" справится не хуже, но обойдется дешевле (возможно в этом его недостаток?)

Новый подход к разделению на органический отход и неорганический нам тоже нравится. Но, к сожалению, не все пока готовы делать это правильно. Высок риск того, что бутылка с недопитым кефиром протечет и испортит картон или бумагу, если они будут находиться в едином контейнере. Так что пока деление на фракции себя оправдывает.