Тестовое задание для product manager. Школа продактов hh.ru

Введение

Хочу поделиться своим результатом решения тестового задания для Школы продактов hh.ru, по итогам которого, я прошел на следующий этап отбора и в дальнейшем был принят. В настоящее время я прохожу обучение в школе, которое состоит из лекций и воркшопов от опытных продактов из hh.

В этой статье, я немного порефлексирую и освежу свой взгляд на решение данного кейса. А так же собираюсь использовать ее для портфолио. Надеюсь, что для кого-то она будет полезной и/или занимательной.

Дисклеймер — на момент решения тестового у меня за плечами было прохождение небольшого бесплатного курса от Product Sense, симулятор GoPractice, некоторое количество просмотренных видео/прочитанных статей и нулевый опыт работы в IT-сфере.

Представленный в статье материал является примером решения тестового задания и не претендует на пособие по работе с реальным продуктом.

Описание кейса

Ниже представлены кейс и задачи к нему.

Тестовое задание для product manager. Школа продактов hh.ru

Первое что бросается в глаза — это ограничение по количеству слайдов на 4 объемных задания. Очевидно, эти задания можно было бы расписать более подробно на много слайдов, но, видимо, помимо знаний в продакт менеджменте, в данном тестовом было так же необходимо показать своё умение излагать мысли коротко и ясно. Кейс мне показался достаточно интересным, задачи понятными. Есть простор для того, чтобы проявить фантазию, а так же возможность продемонстрировать свои навыки.

Решение кейса:

Тестовое задание для product manager. Школа продактов hh.ru

Первый слайд я полностью посвятил решению Задачи 1. В ней необходимо проанализировать рынок и конкурентов, понять что нас выделяет на их фоне и составить образ продукта.

В первую очередь я решил составить образ продукта. В кейсе описана карьерная платформа, которая позволяет людям искать работу, обучаться и заниматься нетворкингом. Я представил это как некий гибрид социальной сети, онлайн-школы, классифайда с вакансиями и площадки для ведения блогов. В общем всё то, что у нас уже есть и чем мы все пользуемся, только собранное на одной платформе. Главной ценностью такого продукта будет возможность закрывать все карьерные потребности в одном месте.

После того как я собрал образ продукта, можно приступать к анализу рынка. Первым делом я пошел на известный ресурс для анализа веб-сервисов — similarweb.com. Триальный аккаунт дает возможность поверхностно проанализировать любой сайт по основным метрикам. Я проанализировал ресурсы на российском и ворлд-вайд рынках, которые отвечают одному или нескольким параметрам [социальная сеть, онлайн-школа, классифайд с вакансиями, площадка для ведения блогов о карьере]. Так как анализ аудитории hh показал мне, что подавляющая часть их пользователей — это люди из стран СНГ, а задачу масштабирования на международные рынки в данном кейсе мы не рассматриваем, я решил проигнорировать крупных игроков, которые не популярны среди людей из СНГ. В итоге у меня получился список из пяти российских и четырех зарубежных площадок, с которыми мы в первую очередь будем бороться за аудиторию:

  • VK
  • Habr
  • SuperJob
  • Skillbox
  • Работа. ру
  • Facebook
  • LinkedIn
  • Medium
  • Coursera

При желании можно было добавить еще больше конкурентов, но задание ограничивает меня по слайдам, и поэтому я остановился на самых крупных. Для наглядности добавил немного цифр (MAU и Monthly Visits), а так же сделал кликабельные ссылки в названиях конкурентов, которые ведут на их сайты, я считаю важными такие мелочи, ведь они позволяют продемонстрировать своё внимание к деталям в контексте решения тестового задания и немного повысить свою ценность для потенциального работодателя.

На фоне конкурентов такую площадку выгодно выделяло бы то, что на ней собраны все необходимые инструменты для развития карьеры, нетворкинга и поиска работы. А так же развитый более чем за 20 лет бренд hh и самая большая база резюме и вакансий в СНГ.

Тестовое задание для product manager. Школа продактов hh.ru

На втором слайде передо мной стоял челлендж уместить решение трёх оставшихся задач. Начал я с того, что сформулировал цель продукта и главные метрики для Задачи 2.

Цель продукта состоит в том, чтобы максимально наращивать постоянную аудиторию B2C, которая будет пользоваться платформой регулярно на всех этапах карьерного пути. А так же дать B2B клиентам инструменты для эффективного найма и развития HR-бренда за который они готовы платить.

Основная метрика — это долгосрочный Retention — возвращаемость пользователей на платформу в течении длительного периода времени. Данная метрика будет отлично демонстрировать удается ли нам создавать ценность и доносить её до пользователей, ведь если продукт не несет ценности, то зачем возвращаться в него? Закупить трафик и привести пользователя в продукт не такая сложная задача, как удержать его и превратить в постоянного.

Так же я выбрал такие метрики как LTV, ARPU, ROI, ROMI, DAU и Engagement Rate.

Почему я выбрал именно их?

DAU — Количество уникальных пользователей в сутки покажет насколько хорошо мы охватываем аудиторию;

LTV, ARPU — Две метрики, показывающие нам сколько мы зарабатываем с одного пользователя, помогут нам в расчетах юнит-экономики;

ROI, ROMI — Будут отражать насколько хорошо окупаются наши инвестиции;

Engagement Rate — Метрика вовлеченности пользователей, показывает насколько активно аудитория реагирует на контент (ставит лайки, пишет комментарии, делает репосты и тд.).

В Задаче 3 необходимо сгенерировать 3-5 гипотез направленных на повышение нашей ключевой метрики — долгосрочного Retention. Предложенные мной гипотезы можно посмотреть на слайде.

Дополнительно в задании требовалось приоритизировать гипотезы любым способом. Я решил приоритизировать их по сложности тестирования. Топ-1 гипотезой я выбрал «Бесплатный доступ к одному мини курсу каждый месяц», так как для ее проверки требуется наименьшее кол-во затрат, по сравнению с другими гипотезами. И тут мы плавно переходим к Задаче 4, в которой я описывал как бы я проверял влияние бесплатного доступа к мини курсу на долгосрочный Retention.

В A/B тесте контрольная и экспериментальная группы не должны влиять друг на друга. А в любой соц сети происходит сетевой эффект — когда на одного пользователя влияет мнение другого. На нашей платформе люди будут много общаться, нетворакать и обмениваться мнениями о сервисе. Тогда у тех, кто окажется в контрольной группе и не получит доступа к бесплатному курсу, может возникнуть недоумение, чувство несправедливости. Это делает контрольную группу совсем не контрольной, и более того, снижает лояльность к бренду.

Поэтому я решил, что правильнее будет провести тест в одном из регионов, с похожим поведением пользователей на сервисе, как в Москве и Санкт-Петербурге. Я предполагаю, что эти два региона самые больше для hh. Желательно, чтобы пользователи этого региона не очень часто коммуницировали с пользователями из других. К примеру, это может быть Беларусь или Казахстан или дальние регионы России, такие как Владивосток или Хабаровск. Сам эксперимент я представил в следующем виде:

  • Рассказываем людям о возможности получать один мини курс в месяц бесплатно с помощью пушей, рассылок и ярких баннеров;
  • Оцениваем конверсию в выбор одного из мини-курсов, чтобы понять насколько вообще пользователи заинтересованы в них;
  • Следим за Retention 1ой, 2ой, 3ей, 4ой недели. Это будет являться прокси-метрикой для долгосрочного Retention;
  • Сравниваем динамику Retention с другими регионами и принимаем решение.

Заключение

Подводя итог хочется сказать, что задание показалось мне достаточно интересным и увлекательным. Благодаря ему, мне удалось почувствовать себя в шкуре действующего продакта, попрактиковаться в анализе рынка и конкурентов, самостоятельно сгенерировать несколько гипотез — именно этих вещей не хватает во многих обучающих курсах, в которых обычно разбираются примеры, выполненные кем-то другим.

Сейчас я начинаю активный поиск работы и c нетерпением жду новых интересных тестовых заданий.

Желающих высказать свои мысли по поводу решения данного кейса или самой статьи буду ждать в комментариях или в телеграме @lev4e.

2222
20 комментариев

Достаточно интересный подход к постановке тестового задания. Честно говоря, такое можно брать и тестировать в дальнейшем самостоятельно, учитывая то, сколько таких заданий получает хх на этапе отбора соискателей.

Надеемся, что у Вас получится построить блистательную карьеру и получить крутой опыт работы с таким достойным проектом 👍

4
Ответить

Спасибо)

1
Ответить

1. Конкурентный анализ слабый, точней его нет. Кого с кем сравнили и по каким критериям не ясно. Правильно: нужно видеть ниши конкурентов/смысл их продукта, чтобы было понятно, где находимся мы (hh), а где они. Тут только траффик, который говорит о чем? Цифра ради цифры.
2. Интересно, в целях описано, что мы также B2B, а метрик таких нет. Или есть и они намешаны с B2C? Где деньги, карл? Совсем не ясно.

Подход хороший, но над структурированием еще надо работать.

3
Ответить

Спасибо за ценный фидбэк!

Ответить

Почитал с интересом. Однако, основная цель любого бизнесового продукта это все же не наращивание аудитории, а зарабатывание денег. Через решение проблем этой самой аудитории.

2
Ответить

Спасибо!
Полностью согласен про деньги, стоило уделить этому больше внимания в решении тестового

1
Ответить

Так-то retention должен быть как можно меньше, иначе сайт не выполняет свою задачу и человек никак не может найти работу заходя на сайт снова и снова 😄

2
Ответить