«Яндекс.Практикум»: как доучиться и не бросить на середине пути

Привет, vc.ru! Меня зовут Миша Янович, я работаю в «Яндекс.Практикуме». Мы делаем образовательный сервис, который помогает получить новую профессию. Первыми запустили курсы по фронтенду и аналитике данных.

Перед созданием сервиса мы провели около ста интервью со студентами разных онлайн-курсов. Условно мы разделили их на три сегмента.

  • Искатели — любят познавать новое и учатся ради того, чтобы учиться. Чёткой цели в обучении у них нет.
  • Смежники — уже работают маркетологами, дизайнерами или менеджерами продукта. Хотят прокачаться в аналитике и программировании, чтобы повысить свою профессиональную ценность и лучше понимать коллег.
  • Будущие профессионалы — учатся, чтобы поменять работу, зарабатывать больше и самореализоваться.

Мы создавали «Яндекс.Практикум» для будущих профессионалов — тех, кому критично получить новую профессию. И во время интервью мы пытались прочувствовать, что в обучении давалось им особенно тяжело. В результате мы разделили сегмент на две группы.

«Яндекс.Практикум»: как доучиться и не бросить на середине пути

С каждой историей мы всё больше убеждались, что пол, возраст, склад ума, прошлая профессия не могут быть барьерами для того, чтобы получить новые навыки. Мешают другие проблемы, и они связаны с образовательным процессом:

  • учиться скучно;
  • сложно, а иногда — внезапно сложно;
  • нет уверенности, получится или нет;
  • а если получится — понравится это или нет.

Эти проблемы мы пытаемся решить в «Яндекс.Практикуме». Я проведу по курсу и расскажу, как мы это делаем.

Увлекательный контент против скуки

Огромное количество онлайн-курсов и вебинаров обещают прекрасное будущее. Их лендинги открывают образовательный гештальт и дают человеку ощущение, что новая профессия совсем близко. Само по себе это здорово, и те, кто может влюбить в идею, — большие молодцы.

Между тем только 10–13% студентов доходят до конца открытых курсов. Все остальные не могут продраться через неудобный образовательный дизайн и не очень увлечённых преподавателей. Или не могут справиться со сложными заданиями, разочаровываются в себе и бросают.

Накладывают отпечаток и две образовательные травмы:

  • приобретённая незаинтересованность;
  • выученная беспомощность.

В разной степени с ними сталкиваются все, кто чему-то учились.

Приобретённая незаинтересованность возникает, когда мы работаем со сложным и скучным контентом, а выученная образовательная беспомощность — когда получаем травмирующую обратную связь. Вспомните ситуации, когда преподаватель не вникал в ход решения задачи и сразу ставил плохую оценку. Или когда начальник кричал, хотя сам не разобрался в вопросе и был неправ.

Так постепенно появлялась мысль, что учиться скучно. Да и, видимо, склад ума неправильный, раз не получается.

Наша цель в «Яндекс.Практикуме» не просто влюбить в профессию обещаниями на лендингах, а довести студента до конца и дать билет в профессию. Мы в ответе за образовательный гештальт, который открываем.

Проблему «скучно» мы решаем с помощью увлекательного контента.

«Яндекс.Практикум»: как доучиться и не бросить на середине пути

Самую сложную теорию мы подаём на простых примерах. В этом мы вдохновлялись научно-популярными книгами и видео, где учёные на пальцах объясняют устройство Вселенной. Смотришь их и думаешь: «Надо же, почему я раньше этого не понимал». За пять минут становится ясно то, что не смогли объяснить все учебники по физике.

В «Яндекс.Практикуме» мы учимся вызывать такую же реакцию. Одно и то же явление можно объяснить по-разному.

«Яндекс.Практикум»: как доучиться и не бросить на середине пути
Первое знакомство пользователя с HTML
Первое знакомство пользователя с HTML

У студента нет задачи распутывать сложные объяснения. Наоборот, контент должен помогать двигаться в обучении дальше.

Наш главный посыл такой: если студент прикладывает усилия для обучения и инвестирует достаточно времени, но не может дойти до конца и получить билет в профессию, это проблема нашего сервиса. Сейчас проходит бета-тестирование курса для фронтенд-разработчика и аналитика данных. Мы видим, где студенты спотыкаются, и тут же на лету работаем с контентом и делаем его понятнее.

Постепенно нарастающая нагрузка

Часто обучение новому выглядит так: ребёнку дают ведёрко, просят насыпать в него песка, перевернуть и постучать сверху — получается башенка. А потом говорят: «Иди и строй настоящую башню». В этот момент большинство людей фрустрирует, мозг даёт им сигнал: «Это слишком сложно и не для меня».

Вот эта шутка хорошо иллюстрирует образовательный процесс:

Арифметика для начинающих <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fabstrusegoose.com%2F474&postId=59189" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">с сайта abstrusegoose.com</a>
Арифметика для начинающих с сайта abstrusegoose.com

Чтобы процесс обучения не казался безнадёжно бесконечным, мы разделили каждую профессию на несколько спринтов. Например, фронтенд-разработчик проходит профессию за десять спринтов. Каждый спринт — отдельный образовательный процесс.

Студент начинает курс с простого задания в тренажёре. Он подставляет нужный код в нужные строчки, и через десять минут у него получается страница с поисковой строкой «Яндекса».

Дальше студент изучает теорию и прорабатывает её в заданиях. Постепенно они усложняются, но каждые 3–5 минут студент получает результат.

В тренажёре студент пишет свою первую страницу, пока простую. Это его первая победа, а лучшая терапия в образовательном процессе — победы.

В тренажёре студент изучает основы HTML и CSS, теги и стили, собирает первые страницы

Дальше он переходит на следующий уровень и начинает писать страницы с нуля.

Помощь в пустыне отчаяния

Студент может столкнуться со сложным заданием, не справиться, разочароваться в себе и бросить. Через такой этап проходят все, кто учится, это нормально.

Условно мы делим процесс обучения на четыре этапа: медовый месяц, скалу смятения, пустыню отчаяния, подъём благоговения. Терминологию мы подсмотрели в материале Viking Code School. Примерно это выглядит так:

«Яндекс.Практикум»: как доучиться и не бросить на середине пути

Медовый месяц — работа в тренажёре, когда одна победа подкрепляет другую. Потом студент скатывается со скалы смятения: теперь всё нужно делать с чистого листа и самому писать код. А дальше — бесконечная пустыня отчаяния. Вокруг множество источников информации, но ни один из них не помогает решать сложные задачи.

Студент понимает, что он никогда не сможет выучить всё и стать полноценным программистом. В этот момент появляется наставник. Он нужен, чтобы студент не погиб в пустыне отчаяния.

Наставник не ждёт, пока студент разуверится в себе и поймёт, что эта профессия не для него. Он пропитывает мыслью, что для развития в карьере важно признавать, что чего-то не знаешь. Наставник учит обращаться за помощью и задавать правильные вопросы.

Наставники помогают развивать коммуникацию, коллаборацию, критическое мышление, креативность — навыки, без которых сложно будет в настоящей рабочей среде.

При общении со студентом наставник не даёт готовые советы и не становится отвечалкой на вопросы. Ему важно научить студента справляться с трудностями самому, ведь на работе не будет тренажёра и постоянной поддержки.

Студент столкнулся со сложной задачей. Наставник начинает с вопросов: «Расскажи, в чём твоя задача и проблема? Что ты уже делал, чтобы справиться с ней? У кого спрашивал? Что тебе сказали?».

Наставник не даёт конкретных ответов, но рассказывает, как сам действует в подобных ситуациях: «Когда я сталкиваюсь с таким, иду за ответом туда, разрезаю задачу на куски или делаю так. Как бы поступил ты?». Наставник даёт не решения, а инструменты. Он помогает отрефлексировать полученные знания и опыт.

Главная задача наставника — чтобы у студента появилось понимание, как выбраться из пустыни отчаяния.

Наставник учится давать развивающую обратную связь, без высокомерия и грубости направлять студентов, учить критическому мышлению. Цель наставника — самостоятельные выпускники, которые продолжают развиваться и изучать новое, но уже на работе.

Оценка своих сил

Чтобы человек мог оценить свои силы, мы разделили курс на две части: бесплатную и платную. Бесплатная — двадцать часов в тренажёре для изучения базовых навыков. Дальше — платная часть: практика и погружение в рабочую среду.

Работа с тренажёром отличается от реального рабочего процесса. В тренажёре человек чувствует себя героем, у него всё получается. На работе всё по-другому. Его ждут жёсткая обратная связь от старших коллег «Что за костыли ты тут придумал!» и реальные задачи, которых не было в тренажёре.

Во время курса мы постепенно уводим студента от тренажёра и погружаем в рабочую среду: написание кода в Visual Studio Code, обсуждение рабочих нюансов в Slack и двухнедельные спринты с выполнением проектов. Готовый проект проверяет код-ревьюер и оставляет отзыв с комментариями и замечаниями.

Пример одной страницы из задания

На старте мы честно сообщаем, что придётся тратить примерно десять часов в неделю и соблюдать дедлайны. Это наше негласное соглашение со студентами. Мы не ручаемся дать билет в профессию всем, кто зайдёт в бесплатный тренажёр. Но мы в ответе за тех студентов, которые готовы прикладывать усилия и справляться с трудностями.

Если студент ещё не закончил бесплатный курс и сразу хочет подписаться на платную версию, мы не возьмём деньги до окончания бесплатного курса. Нам важно, чтобы студент ощутил нагрузку и осознал, что для обучения придётся прикладывать немало усилий.

Конечно, мы не исключаем, что студент может расхотеть учиться в платной версии, бывают разные обстоятельства. В этом случае мы возвращаем деньги за непройденную часть курса.

Каждый познаёт свой «синдром самозванца»

В «Яндекс.Практикуме» мы хотим уйти от идеи, что студент должен изучить всё — и только тогда получит билет в профессию. Если говорить начистоту, мы все обречены на частичную некомпетентность. Кажется, пора принять это профессиональной нормой. Даже известные специалисты не знают всё и не могут решить всех задач. Как и все мы, они периодически ощущают на себе «синдром самозванца».

Девиз сервиса — «Каждый может стать». Мы создавали его с такой мыслью: чтобы стать программистом, не нужно специально устроенного мозга или образования в определённом университете. Достаточно прикладывать усилия и быть самостоятельным, чтобы находить решения задач.

Этот блок временно не поддерживается
7676
79 комментариев

Очень хорошая статья, и реклама ненавязчивая

24
Ответить

Толя, ты бы еще логотип Яндекса на аватар поставил, ей богу.

4
Ответить

Мы создавали «Яндекс.Практикум» для будущих профессионалов — тех, кому критично получить новую профессию.

Несколько тысяч человек отвалял котлету рублевых банкнот в надежде получить билет в профессию, а затем столкнутся со следующим:

1) Их не везде возьмут даже джуниором. Опыт создания какого-нибудь мобильного или web приложения в рамках прохождения курса !== умение решать поставленные задачи. Такие, как правило, не знают что и как загуглить, сталкиваясь с не совсем тривиальной для них задачей.

2) Писать код не всегда бывает весело и интересно. Иногда приходится решать неинтересные задачи, проходить ревью, искать и править баги. А пором специалиста накатывает прокрастинация и эмоциональное выгорание.

Хотелось бы, чтобы информация о том, что Яндекс Практикум будет погружать своих студентов именно в рабочую среду (с прохождением многочисленных код-ревью и решением нетривиальных задач) не оказалась пустословием, как это случилось с другими известными онлайн школами. Иначе, в скором времени, мы к большому числу недоюристов на рынке труда получим еще и недопрограммистов

8
Ответить

Александр, вы абсолютно правы по обоим пунктам. Я не буду утверждать, что мы знаем сейчас как решить обе эти проблемы, но мы точно ставим себе задачу именно приземление студентов в работу и их выживание в первые 3 месяца испытательного срока.

Сейчас мы инвестируем в решение этих проблем и строим эксперименты: например, код-ревью с реальной, местами жесткой обратной связью; наставники, которые не дают готовых решений, но поддерживают и помогают справится с неверием в себя и т.д.

За 6 месяцев-год мы отточим эти процессы и подведем результаты.

11
Ответить

Мне в этом плане нравится подход от Devman (по крайней мере то, что рассказывал их фаундер). Они каждому ученику выносят мозг через код-ревью, неполные ТЗ, которые внезапно меняются по ходу реализации задачи. В общем, всё как в реальном мире :)

9
Ответить

И что? По-моему любому очевидно, что курса\образования недостаточно. Причем это касается любой профессии.
И да, продвигаясь по карьерной лестнице, люди всегда начинают почти с нуля в рублевом эквиваленте.

Курс дает вам представления о программировании. Дальше вам самим решать, развиваться ли в этой сфере и так далее.

Ответить

Предлагаю открыть вам случайный урок из середины, а лучше где нибудь из конца, чтобы понимать до каких высот вы развиваете ваши уроки. Так не будет комментариев в стиле Бизнес-Молодости, Портнягина итп. Мы хотим знать к чему придет наше обучение и за что мы платим!
Я ни разу не пользовался python и вообще не программирую, и как раз хочу этому научиться, я ваша ЦА. Задания уровня ctrl-c ctrl-v и все на функцию принт(), хотя бы начальное обращение с таблицами нормальное сделали, а не тупое вбитие цифр руками. С такой динамикой кажется, что за 60к за 6 месяцев научишься таблицу 10 на 20 обработать с помощью питона.

2
Ответить