Три ошибки бизнеса, который использует геоаналитику

Согласно данным исследования ВТБ, рынок аналитики геоданных в России растет на 15-20% в год.

Раньше геоаналитика на базе больших данных требовала колоссальных ресурсов и была доступна только для крупного бизнеса. А сейчас геоданные может использовать максимально широкий круг предпринимателей, потому что инструмент стал проще и доступнее.

Вот только очень мало компаний использовали геоаналитику как инструмент для развития бизнеса, и далеко не все предприниматели знают, как работать с ним правильно. А любая ошибка в анализе приводит к неверным шагам в инвестировании, неоправданным рискам и неправильному пониманию целевой аудитории в конкретной локации. Поэтому сегодня руководитель GEO.Platforma Алексей Алексеев расскажет, какими бывают распространенные ошибки в геоаналитике, как их избежать и не допустить крупных потерь в бизнесе.

Содержание:

Три ошибки бизнеса, который использует геоаналитику

Ликбез: геоаналитика и ее перспективы для предпринимателей

Для розничных точек и ритейла неудачное расположение бизнеса — это катастрофа, которая грозит большими убытками. Проходимое место в центре города может оказаться “пустышкой”: людей много, но целевой аудитории среди них нет. И в таком случае предприниматель теряет от 30% до 50% инвестированных денег.

Для небольших компаний выбор новой точки часто превращался в лотерею. Ведь как узнать, есть ли твоя целевая аудитория среди тысяч людей, которые проходят через определенную локацию?

Сейчас такой способ есть — геоаналитика. Это бизнес-анализ больших данных, привязанных к конкретной точке на карте. А с помощью таких сервисов как GEO.Platforma даже малый бизнес, у которого нет собственных big data инструментов, может провести полноценный анализ целевой аудитории по сотням параметров в каждой перспективной локации города.

Геоаналитика — инструмент неосвоенный для абсолютного большинства предпринимателей. Из-за этого бизнес иногда допускает грубые ошибки, которые могут привести к большим финансовым убыткам. Я выделил три основных таких ошибки. О них подробно и поговорим.

Ошибка 1. Использовать инструменты геоаналитики по-старинке

Бизнес во многом не знает, на что реально способна геоаналитика — это распространенная проблема. Некоторые предприниматели пытаются использовать сервис только для сбора первичных данных, как при обычном визуальном наблюдении за локацией.

Бизнесмен считает, что он просто сэкономил время на наблюдении и анализе прохожих, и не пытается проводить глубокий разбор. По факту это никак не снижает операционные риски — открытие нового бизнеса все еще остается лотереей.

Иногда в этом случае предприниматель также использует геослои для поиска конкурентов и свободных площадей для покупки или аренды. Это все. Из всей широты возможностей работает всего 5%.

Как избежать ошибки

На самом деле инструменты геоаналитики состоят из тысяч слоев. Среди них не только демографические данные аудитории и проходимость локации, но и огромное количество специфической информации, которую можно использовать для анализа.

К примеру, можно посмотреть динамику платежеспособности и покупательских привычек целевой аудитории в разное время года. Или найти процент людей, которые интересуются путешествиями, даже если они не заказывали турпутевок в конкретной локации. Или найти локации, где интересуются свадьбами или больше снимают наличные в банкоматах.

Для предпринимателей, которые решают типичные задачи и хотят сразу получить результат, мы рекомендуем использовать готовые «рецепты». Они состоят из 5-10 слоев геоданных и отвечают на конкретные вопросы бизнеса. К примеру, найти лучшее место для открытия кофейни или семейного ресторана. В таком случае бизнесмен уже в несколько кликов получает построенную математическую модель анализа. С точностью минимум 88% выбранные с помощью анализа локации идеально подойдут для открытия конкретного бизнеса. Это значительно выше, чем при «лотерее визуального наблюдения».

А специалистов, которые стремятся использовать инструмент на максимум, мы обучаем всем нюансам работы с геослоями и помогаем решить даже сильно специфические задачи.

Три ошибки бизнеса, который использует геоаналитику

Ошибка 2. Концентрация на конкретной локации, а не на поиске решения

Очень часто геоаналитику используют, чтобы проверить перспективы конкретной выбранной локации для открытия бизнеса. И здесь есть крайне важные нюансы.

Многоступенчатая оценка конкретной локации шикарно работает, когда у предпринимателя уже есть помещение и он выбирает тип бизнеса, который будет здесь наиболее востребованным.

К примеру, предприниматель купил или арендовал на длительный срок площадь на первом этаже в новом ЖК. И он хочет узнать, что принесет больше прибыли: пекарня, кофейня, продуктовый магазин или салон красоты.

В таком случае геоданные позволяют максимально глубоко проанализировать аудиторию, которая живет или заселяется в ЖК, их интересы и потребности. А на основе анализа конкурентов построить математическую модель и оценить потенциальную эффективность каждого из интересующих видов бизнеса.

Но гораздо чаще предприниматели проверяют, подходит ли заранее выбранная локация для открытия конкретного дела. Это кажется предельно логичным, ведь бизнес выбирает локацию уже не спонтанно, а на основе анализа. Но это ошибка — в таком случае инструмент работает далеко не на полную мощность.

Да, анализ геоданных действительно покажет, насколько перспективной будет локация для конкретного бизнеса, и даже поможет выбрать лучшую из нескольких. Но здесь человеческий фактор все еще играет слишком важную роль. Ведь человек не располагает полнотой данных, чтобы провести предварительную оценку локаций.

Перспективная точка в центре города может оказаться убыточной из-за избыточной конкуренции и нехватки целевой аудитории. И тогда выбор месторасположения нужно начинать с начала. А на невзрачную, но перспективную локацию в спальном районе и вовсе не обратят внимания.

Как избежать ошибки

Эффективнее анализировать не одну или несколько, а сразу все точки города. Достаточно наложить геослои на карту, совместить нужные параметры и найти самые перспективные локации. А можно и вовсе не ограничиваться одним населенным пунктом.

Проверка перспективности одной точки не отличается от анализа всего города ни сложностью, ни затраченным временем, ни стоимостью. Даже геослои во многом будут идентичными. Но результаты именно поиска выгодного месторасположения нового бизнеса будут принципиально лучше, чем выборочная проверка локаций.

Ошибка 3. Неправильная оценка собственных возможностей

Одну задачу можно решить несколькими способами. Особенно, если это касается геоанализа. Среди более чем двух тысяч параметров можно создать огромное количество комбинаций из 5-10 геослоев.

И крайне важно во время анализа учитывать специфику бизнеса и собственные возможности.

Один из наших клиентов — популярная сеть небольших кофеен. Они уже построили устойчивое отношение потребителей к своему продукту, большинство любителей кофе знакомы с брендом.

В геоаналитике они используют крайне простую схему поиска новых точек для кофеен: ищут локации, где высокая проходимость целевой аудитории и где люди уже покупают много кофе.

Менеджеры понимают, что сформированный бренд дает сильное конкурентное преимущество. И даже если они откроют новую точку там, где уже есть работающие кофейни, они все равно перетащат на себя большую часть клиентов и выйдут на прибыль.

Если такую же тактику использует предприниматель, который открывает свою первую или вторую кофейню, это приведет к серьезным потерям.

Три ошибки бизнеса, который использует геоаналитику

В геоаналитике есть достаточно инструментов, чтобы решить практически любую задачу с размещением бизнеса. Но про стратегии развития, собственные возможности и здравый смысл забывать не стоит.

Допустим, геоанализ нашел две точки в городе, где можно расположить элитный ресторан. Одна в туристическом центре города, а вторая — в одном из бизнес-районов. Целевые аудитории разные, поэтому принципы развития таких ресторанов будут разными: в первом случае акцент делается на туристах и гостях города, а во втором — на бизнес-ланчах и деловых встречах предпринимателей.

Заведения будут отличаться уже на уровне концепции, что отразится на инструментах привлечения гостей, продвижении бренда, ценовой политике и даже разработке меню. Все это можно оценить уже после анализа аудитории с помощью геоданных.

Геоаналитика позволяет бизнесу уже на стартовом этапе выделить перспективную целевую аудиторию и проанализировать ее платежеспособность. Это важнейший инструмент для предварительного анализа окупаемости и прибыльности бизнеса. Важнейший, но не единственный. Забывать о собственных предпочтениях в ведении предприятия и других факторах тоже не стоит.

Как избежать ошибки

Геоаналитика не должна быть единственным инструментом, который предприниматель использует для принятия стратегических решений. Это полезный и результативный метод анализа локаций и целевых аудиторий, но делать выводы и строить план действий нужно на основе комплексных данных и предпринимательского опыта.

Для локальных бизнесов геоаналитика должна быть частью стратегии. Но чем больше бизнесмен использует инструментов и данных, тем ниже вероятность ошибок.

Анализ геослоев — это инструмент, с которым нужно уметь правильно работать. Для типичных задач вроде открытия небольшой кофейни или салона красоты предприниматель может использовать и готовые «рецепты», которые мы создаем. Но специфичные цели требуют более глубокого понимания, особенно в случае крупных инвестиций и высоких рисков. В таких ситуациях мы отдельно работаем с аналитиками клиентов, чтобы раскрыть все возможности геослоев и помочь в принятии важных решений.

Геоаналитика все еще остается новым и непривычным инструментом для российских предпринимателей. Поэтому иногда бизнес допускает ошибки, которые приводят к убыткам.

А какие ошибки вы совершали при открытии розничного бизнеса и как их решали?

1515
15 комментариев

А можно с помощью геоанализа узнать, где ходят туристы?

1

Комментарий недоступен

Без привязки к конкретному туристу можно выявлять «точки притяжения», анализируя банковские транзакции и данные сотовых операторов.

А как система ищет людей, которые интересуются путешествиями, но не заказывали турпутевок в конкретной локации? Это по каким данным собирается информация? И насколько она релевантная?

Если пользователь не оплачивал путёвки банковской картой, не обращался к travel-сайтам и не делал покупки в другом регионе – он не будет включен в статистику. Хорошая новость в том, что система ищет не конкретных людей, а оперирует распределением общего количества пользователей. И даже такая частичная информация даёт возможность сравнивать места между собой.

не совсем понимаю, кому нужна finally гео аналитика?))

Геоаналитика нужна бизнесу для оценки потенциала конкретной локации (например, по количеству клиентов и их интересам). Если говорить о целевой аудитории продукта – это владельцы малого и среднего бизнеса, а также те, кто отвечает за развитие крупного бизнеса. Кроме того, государственные учреждения успешно используют геоаналитику для оценки туристической привлекательности регионов.