Автокредиты разогнались с нулевых выдач

Автокредитование стало единственным сегментом, который в январе 2023 года показал рост по сравнению с тучным декабрем. И это несмотря на традиционно низкий показатель выдачи кредитов в начале года. Но будет ли автокредитование и дальше бить рекорды?

Фото: theunsplash.com
Фото: theunsplash.com

В январе 2023 года банки традиционно выдали меньше кредитов гражданам, чем в декабре и январе 2022 года. По данным экспресс-мониторинга розничного кредитования Frank RG, объём выдачи кредитов в первом месяце 2023 года снизился на 38,6% и составил 845 млрд рублей, когда в декабре 2022 года он был на уровне 1,3 трлн рублей.

Помимо этого, в январе 2023 года было выдано кредитов на 7,1% ниже, чем в январе 2022 года. Это является показателем того, что рынок кредитования до сих пор полностью не восстановился на фоне геополитической ситуации в стране, считают аналитики Frank RG.

Падение объёма выдачи по итогам января было зафиксировано практически во всех сегментах кредитования:

  • Ипотечное кредитование показало результат в 284,3 млрд рублей, хотя в декабре 2022 года выдачи были на уровне 702,1 млрд рублей, а в январе 2022 — 328,6 млрд рублей (-13,5% год к году). Вместе с этим снизился и средний размер выдаваемых кредитов на 12,5%, до 3,5 млн рублей. «Столь значительное снижение может быть обусловлено решением правительства с 1 января увеличить максимальную процентную ставку по программе «Льготная ипотека», а также ажиотажем, который пришелся на декабрь», — пояснили аналитики компании.
  • Объёмы выдачи кредитов наличными снизились на 18,3%, с 553,9 млрд в декабре 2022 года до 452,7 млрд рублей в январе 2023 года (к январю 2022 — сокращение — 3,2%). Однако подобная ситуация была зафиксирована и в более ранних периодах, которая обуславливается новогодними праздниками, а также большими тратами граждан в декабре.
  • Самое сильное снижение объёмов кредитования наблюдалось в сегменте POS-кредитования, где данный показатель снизился на 28,1%, до 33,7 млрд рублей (-1,55% по сравнению с январем 2022 года). Однако средний чек на данный вид кредитования увеличился по сравнению с декабрем 2022 года на 2,8% до 25,3 тысячи рублей.

Единственным сегментов, в котором аналитики Frank RG отметили положительную динамику, стало автокредитование.

  • Кроме того, январь 2023 стал первым месяцем с 2014 года, когда этот сегмент показал рост выдач по сравнению с декабрем.
  • В январе 2023 года было выдано на 1,5% автокредитов больше, чем в декабре 2022 года, всего — 74,1 млрд рублей.
  • Однако средний размер автокредита снизился на 6,1% до 1,2 млн рублей.
  • Также за первый месяц 2023 года количественно было выдано на 4,5% меньше кредитов на авто, чем в январе в 2022 году, что является ещё одним показателем того, что рынок кредитования до сих пор не восстановился после падения в 2022 году.

Мнения экспертов

Ключевым фактором повлиявшим на рост рынка автокредитования мог стать перезапуск в январе 2023 года льготной программы, рост цен на автомобили, а также появление на рынке новых брендов.

При этом исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов считает, что показатель января объясняется низкой декабрьской базой.

В ноябре завершилась программа льготного автокредитования, поэтому в декабре мы наблюдали спад выдач кредитов на новые автомобили. Декабрь для января оказался низкой базой. При этом выдачи кредитов на автомобили с пробегом растут от месяца к месяцу, начиная с лета, не стал исключением и январь. Это связано с активной работой банков и дилеров в развитии этого сегмента.

исполнительныйдиректор «Автостата» Сергей Удалов

Рост был обусловлен тремя факторами, считает директор департамента розничного автокредитования «Росбанк Авто» Алексей Бородавин: увеличением поставок китайских брендов, ростом продаж авто с пробегом, а также сыграл роль отложенный спрос на «ВАЗы» на фоне запуска госпрограммы.

В феврале 2023 года объём выдач автокредитов продолжит расти, уверен вице-президент ВТБ Владимир Высоцкий.

На фоне дальнейшей адаптации рынка к новым условиям активность заемщиков в сегменте автобизнеса продолжит расти. За год при благоприятной макроэкономической ситуации выдачи автокредитов могут значительно превысить результат 2022 года. Важными факторами роста станут развитие параллельного импорта, расширение присутствия марок из Китая и приход новых брендов, наращивание производства отечественных машин.

вице-президент ВТБ Владимир Высоцкий

Директор департамента розничного автокредитования «Росбанк Авто» Алексей Бородавин считает, что после остановки госпрограммы вся надежда на китайские бренды.

Мы видим, что февраль идёт сдержаннее января. В феврале будет остановлена госпрограмма ввиду завершения выделенных средств у части банков. Дальнейшая судьба рынка сильно зависит от возможности китайских брендов поддерживать и наращивать поставки/производство машин.

директор деп. розничного автокредитования «Росбанк Авто» Алексей Бородавин

Однако по мнению управляющего директора Совкомбанка Артема Языкова, рост напрямую зависит от мер господдержки:

Если они будут продлены, то рынок автокредитов конечно же покажет рост к фактическим показателям 2022 года, если же финансирование будет остановлено, то при позитивном сценарии отрасль повторит результаты прошлого года, в базовом — покажет отрицательную динамику.

управляющий директор Совкомбанка Артем Языков

Аналитики Frank RG полагают, что рынок кредитования постепенно возвращается на уровень 2022 года. Однако скорость восстановления рынка будет зависеть от макроэкономической ситуации в стране.

Отсутствие дестабилизирующих факторов, снижение уровня инфляции, продление программ кредитования с господдержкой будет способствовать к увеличению темпов роста кредитования. Но на фоне падения реальных доходов население может переориентироваться на сберегательную модель поведения, что опосредованно приведет к снижению спроса на кредитные продукты. По итогам 2023 года мы ожидаем более высокий объем кредитования, чем в 2022 году.

аналитик Frank RG Ксения Ларикова

А что думаете вы? Пишите в комментариях.

Frank Media в Telegram: Frank Media и Frank Media Invest.

Без анонимности и фейков.

55
2 комментария

Что-то цены не останавливаются расти, с такими темпами на машин ипотеку придется делать)

Судя по росту числа каршеринговых и таксишных всяких Haval Julion и подобных(до сих пор не могу привыкнуть к виду каршеринговых/таксишных паркетников китайских) - кредитуется бизнес, который не может жить без автомобилей. В потоке таких автомобилей так же с каждым днём всё больше. С b-сегментом беда(Солярис/Поло/Рапид/Веста), тем временем кому надо выходят из положения несколько более дорогими китайскими кроссоверами. Ну как бы вариантов то иных и нет. Бесконечно на старых автомобилях ездить нельзя. Не хватает автомобилей ценой в миллион с небольшим с автоматом очень сильно явно.