Работал учителем несколько месяцев в сельской школе в центральном регионе. Ситуация точно такая же, до мелочей. Из запомнившегося: когда я заболел, директор приказала учителям приходить ко мне домой. Проверять, сижу ли я дома и болею ли на самом деле.
Появляются очевидные вопросы. Что приводит к выстраиванию такой системы? Почему директорами школ становятся некомпетентные люди с манией величия аля "царь во дворца"?
У меня есть несколько предположений, думаю они все частично верны и дополняют друг друга.
1. Управление образования и местная администрация косвенно стимулируют такое поведение директора. Например, спускают приказ: летом надо сделать баскетбольную площадку, денег на это администрацией не выделено, все оплачивайте из бюджета школы. Чеки отдадите в бухгалтерию, отчитаетесь.
Лишних денег в бюджете школы обычно не оказывается, все распланировано на премии (а больших денег там и не было никогда). Так что перед директором ставится задача обычная для военнослужащих срочной службы: родить через короткое время спортивный объект стоимостью несколько сотен тысяч. Невыполнение задачи приведет к увольнению с теплого места.
Что делать директору? Правильно. На педсовете спустить приказ подчиненным учителям: провести собрание родителей и организовать строительство площадки. Родители вашего класса, Евгения Андреевна, пусть колотят щиты, а вашего, Илона Сергеевна, плетут корзины. В вашем классе, Елена Арцаховна, папа Миши — предприниматель, попросите у него денег на краску, он даст. А мама Сережи — маляр, тут ей сам бог велел нам помочь.
Могут учителя возмутиться и отказаться? Могут. Директор лишит их премии? Непременно!
Момент не очевидный для новичка: у учителей, которые давно работают и ладят с директором премии значительно превышают зарплату.
И тут перед учителями дилемма: активно подключить родителей, но заработать побольше. Ничего не делать, но заработать поменьше. Выбор очевиден, если зарплата для тебя важна.
Тут автор (как и я в свое время) стоит особняком от большинства учителей. Многие все же работают ради денег.
2. Сельская община обычно довольно тесная. Все друг друга знают. Отношения де-факто регулируются не законами, а другими инструментами. Ну не пойдет дядя Вася судиться со мной, если я случайно в его доме окно разобью. Либо я ему денег дам, либо он мне в морду, и конфликт исчерпан. Поэтому случаи в сельских школах, когда что-то делается не по закону, а по понятиям, нередки. А поскольку законами не пользуются, то естественно их не знают и в своих поступках руководствуются чем-то иным.
Директор в глазах учителей и родителей не то, чтобы царь, но уважаемый человек и его просьба, мнение важны (вспомнилась сцена из крестного отца: ... но ты просишь без уважения).
В глазах человека со стороны директор — работодатель. И отношения регламентируются трудовым кодексом.
3. Причина нездорового поведения директора — профессиональная девиация. Это явление распространено среди педагогов, много работ написано на эту тему. Поскольку директорами обычно назначают опытных педагогов, вероятность проявления отклонений в конкретном директоре приближается к 100%.
Чисто спортивный интерес... По первому пункту. О каком бюджете школы речь и приказах сверху родить площадку? Вы в курсе, что сбор средств незаконен? Вы вообще в курсе движения средств в образовании хотя бы примерно?
Работал учителем несколько месяцев в сельской школе в центральном регионе. Ситуация точно такая же, до мелочей. Из запомнившегося: когда я заболел, директор приказала учителям приходить ко мне домой. Проверять, сижу ли я дома и болею ли на самом деле.
Появляются очевидные вопросы. Что приводит к выстраиванию такой системы? Почему директорами школ становятся некомпетентные люди с манией величия аля "царь во дворца"?
У меня есть несколько предположений, думаю они все частично верны и дополняют друг друга.
1. Управление образования и местная администрация косвенно стимулируют такое поведение директора. Например, спускают приказ: летом надо сделать баскетбольную площадку, денег на это администрацией не выделено, все оплачивайте из бюджета школы. Чеки отдадите в бухгалтерию, отчитаетесь.
Лишних денег в бюджете школы обычно не оказывается, все распланировано на премии (а больших денег там и не было никогда). Так что перед директором ставится задача обычная для военнослужащих срочной службы: родить через короткое время спортивный объект стоимостью несколько сотен тысяч. Невыполнение задачи приведет к увольнению с теплого места.
Что делать директору? Правильно. На педсовете спустить приказ подчиненным учителям: провести собрание родителей и организовать строительство площадки. Родители вашего класса, Евгения Андреевна, пусть колотят щиты, а вашего, Илона Сергеевна, плетут корзины. В вашем классе, Елена Арцаховна, папа Миши — предприниматель, попросите у него денег на краску, он даст. А мама Сережи — маляр, тут ей сам бог велел нам помочь.
Могут учителя возмутиться и отказаться? Могут. Директор лишит их премии? Непременно!
Момент не очевидный для новичка: у учителей, которые давно работают и ладят с директором премии значительно превышают зарплату.
И тут перед учителями дилемма: активно подключить родителей, но заработать побольше. Ничего не делать, но заработать поменьше. Выбор очевиден, если зарплата для тебя важна.
Тут автор (как и я в свое время) стоит особняком от большинства учителей. Многие все же работают ради денег.
2. Сельская община обычно довольно тесная. Все друг друга знают. Отношения де-факто регулируются не законами, а другими инструментами. Ну не пойдет дядя Вася судиться со мной, если я случайно в его доме окно разобью. Либо я ему денег дам, либо он мне в морду, и конфликт исчерпан. Поэтому случаи в сельских школах, когда что-то делается не по закону, а по понятиям, нередки. А поскольку законами не пользуются, то естественно их не знают и в своих поступках руководствуются чем-то иным.
Директор в глазах учителей и родителей не то, чтобы царь, но уважаемый человек и его просьба, мнение важны (вспомнилась сцена из крестного отца: ... но ты просишь без уважения).
В глазах человека со стороны директор — работодатель. И отношения регламентируются трудовым кодексом.
3. Причина нездорового поведения директора — профессиональная девиация. Это явление распространено среди педагогов, много работ написано на эту тему.
Поскольку директорами обычно назначают опытных педагогов, вероятность проявления отклонений в конкретном директоре приближается к 100%.
Согласен.
Грамотно написал и близко к реальности. Респект
Чисто спортивный интерес... По первому пункту. О каком бюджете школы речь и приказах сверху родить площадку? Вы в курсе, что сбор средств незаконен? Вы вообще в курсе движения средств в образовании хотя бы примерно?
что еще за девиация?