Социальное предпринимательство в России

Социальное предпринимательство в России

Социальное предпринимательство — что это, каковы его основные отличие от коммерции в классическом трактовании этого термина?

Суть социального предпринимательства, и вместе с тем — основное его отличие от классической коммерции, заключается в его направленности — если обычный бизнес первоочередно нацелен на получение прибыли с последующим распределением ее между акционерами, менеджментом и сотрудниками предприятия, а также с частичным рефинансированием, то первостепенной задачей социального предпринимательства является выполнение определенной миссии, которая так или иначе полезна обществу.

Вместе с этим следует обратить внимание на возможность получения прибыли в коммерческих компаниях, относящих себя к социально-ориентированным — но полученные средства не идут акционерам (владельцам) предприятия, а направляются на развитие организации (иначе говоря осуществляется реинвест 70-90% прибыли — за вычетом налогов и выплаты з/п персоналу). Хотя и здесь все далеко не однозначно, потому как существует несколько направлений социального предпринимательства — а соответственно, и несколько вариантов финансирования проектов и распределения прибыли:

1. Чисто некоммерческие организации. Например — благотворительный фонд «Ашока», который финансирует другие социальные проекты, причем как начинающие, так и весьма солидные.

2. Гибридные формы социального предпринимательства. В первую очередь здесь необходимо упомянуть крупнейшие социальные сети, такие как Facebook и Instagram. Основной концепцией этих проектов стало повышение коммуникативных возможностей между людьми, однако уже через некоторое время, благодаря высокой посещаемости, социальные сети стали универсальными рекламными площадками и позволили своим создателям получать колоссальные доходы (а Instagramизначально вообще не планировали модернизировать). То есть, в данном случае показано удачное сочетание коммерческого проекта и социальной миссии.

3. Коммерческие организации, открывающие параллельно со своей деятельностью проекты с социальной направленностью. Здесь можно в качестве примера привести практически любую крупную корпорацию, потому как они практически все открывают всевозможные благотворительные фонды. Другой вопрос — это истинная цель реализации проектов в данном случае. Все дело в том, что большинство таких социально направленных проектов создаются либо для «отмывания» денежных средств, либо с целью пиара. Но тем не менее, социальной составляющей из них никто не убирал, и пользу обществу они приносят немалую.

4. Венчурные некоммерческие фонды, основной целью которых является финансирование стартапов, имеющий в той или иной степени социальную направленность.

Социальный бизнес в России

Если в странах Запада социальное предпринимательство является достаточно распространенным явлением, приносящим выгоду всем — и самим бизнесменам, и обществу и правительству, то в России бизнес, направленный в первую очередь на реализацию той или иной социальной миссии, пребывает в «зародышевом» состоянии, причем из-за значительных экономических проблем все идет к тому, что ближайшее время ситуация никоим образом не изменится. Нет, есть много благотворительных фондов, индивидуальных предпринимателей, разрабатывающих мобильные приложения, которые позволяют детям лучше усваивать школьный материал, а также организаций покрупнее, которые реализуют важные социальные задачи, связанные в первую очередь с экологическими проблемами, однако альтруистический бизнес в России не пользуется особой популярностью. Единственной серьезной организацией некоммерческого плана является Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», основанный еще в 2007 году Вагитом Аликеровым. Основной миссией фонда является помощь в создании бизнеса людям, судьбе которых не позавидуешь — это вдовы, матери — одиночки, инвалиды, ветераны войн и все те, кто по объективным причинам нуждается в помощи, а тем более — в начале своей предпринимательской деятельности.

Что движет предпринимателями, реализующими социальные проекты?

Мотивы, которые движут бизнесменом, решившим создать коммерческий проект, имеющий социальную направленность, могут быть самыми разными:

1. Желание сделать это мир лучше. Достаточно расплывчатая мотивация, но тем не менее, она подтверждает свою высокую результативность. Многие американские и английские предприниматели действительно делают этот мир лучше, повышая уровень образованности населения, улучшая материально-бытовые условия нуждающихся и реализуя важные проекты в области здравоохранения. При этом они возможно и не получают непосредственной выгоды, зато формируют себе положительный имидж «капиталиста с человеческим лицом», доброго филантропа и вообще — хорошего человека. Кстати сказать, именно такой подход является лучшим пиаром в политической карьере...

2. Пиар компания. В некоторых случаях бизнесмен изначально стремится заполучить имидж, а не изменить мир к лучшему, потому и создает «социально направленный проект» на время. Но даже это лучше, чем ничего!

3. Легализация доходов, полученных незаконным путем. К сожалению, множество благотворительных фондов существуют только лишь для отмывки денег, особенно в России.

Социально-ориентированные предпринимательство и франчайзинг

Мы наблюдаем явный тренд роста интереса к социальному предпринимательству со стороны бизнес сообщества. На рынке появилось множество успешных франшиз с социальной направленностью, начиная от дошкольных развивающих центров, сети которых насчитывают несколько сотен филиалов, заканчивая домами престарелых, причем наличие последних явно демонстрирует готовность российских предпринимателей инвестировать в социальное предпринимательство.

Для развития социально-ориентированного проекта лучший выбор - франчайзинг. Для этого мы создали систему упаковки франшиз с гарантией продаж, что будет полезно социальным предпринимателям для их проектов

Александр Маркеев, Упаковка франшизы - Центр Развития Франчайзинга
55
7 комментариев

Ой... ну ладно, скучной статье - скучные комменты.

первостепенной задачей социального предпринимательства является выполнение определенной миссии, которая так или иначе полезна обществу

так или иначе любой бизнес полезен обществу, так как развивает экономику (хотя бы через трату множества денежных средств), создает рабочие места, а также — на фоне (но необязательно) — хайпится, пиарится и прочими методами тыкает палкой в глаз остолбенелой массе людей, жаждущей даже не то, чтобы зрелищ после хлеба, а просто какой-нибудь приколюхи.

3
Ответить

Среди мотивов социального предпринимательства за рубежом можно выделить достижение 17 целей в области устойчивого развития, которые ООН выдвинула ещё в 2016 году. С выдвинутым в статье прогнозом сложно не согласиться. Требуют базовые структурные экономические реформы, прежде чем серьёзно говорить о развитии благотворительного, волонтёрского движения, а также корпоративной социальной ответственности.

Ответить

За 2000 лет и "социальная" идеология и предпринимательство облажались в конец.
Вряд ли что-то можно реанимировать.

Ответить

Если у таких предприятий не предусмотрена прибыль в принципе, то кто же тогда оплачивает издержки владения имуществом, комунальные платежи, оплату труда персонала?
И что ж там за ценный такой "прелпринимательский" опыт получают участники, если это без мотивации и без реального маркетинга?

Ответить

Любой бизнес направлен на получение прибыли или иной выгоды , в том числе и «социальный».
Словом «социальный» больше прикрываются, якобы благие намерения, а если глубже копнуть то..

Ответить

Не любой бизнес для прибыли. Многие богатые люди занимаются бизнесом от скуки или чтобы свои идеи проверить в деле.

Ответить