Фаундер MedTech-стартапа в Испании: про отношение к маленькому бизнесу, стартап-визу и переезд

Майдар – один из основателей стартапа Mydarlin в области MedTech. Полтора года назад он переехал в Испанию по стартап-визе и с тех пор выстраивает международный бизнес. В нашем интервью Майдар поделился наблюдениями об испанском бизнес-сообществе, сравнил отношение к маленькому бизнесу в России и Испании, а также рассказал про свой опыт получения стартап-визы.

Фото из личного архива героя
Фото из личного архива героя

О себе

Я закончил медицинский университет по направлению «Экономика и управление предприятием здравоохранения», я условно «экономист» в больнице. После этого сначала работал в компании, которая занималась продажей медицинского оборудования и его ремонтом. Но потом понял, что хочу попробовать всё-таки поработать в больнице. Проработал полтора года в больнице в Новосибирске. Всё было хорошо, но денег там много не заработаешь. Поэтому я снова устроился в компанию по продаже и установке мед. оборудования, уже в другую, но там же в Новосибирске.

Через полгода по семейным причинам переехал в Питер и там продолжил работать в той же сфере. В 2013 вместе с кофаундером мы сделали уже свой первый медицинский проект. Он просуществовал 3-4 года, но потом с соучередителем что-то не поделили, и я из проекта ушёл.

В 2017 уже с другим партнером запустили новый бизнес. Эта компания сейчас продолжает работать в Москве. Наш бренд называется «Бережливая М». Мы работаем с больницами, с поликлиниками, предоставляем медицинское оборудование и мебель.

О стартапе

Идея сделать международный бизнес появилась в период, когда мы участвовали в выставках и мероприятиях от Skolkovo со своим проектом, рассказывали о бизнесе, как работаем, каких партнёров ищем.

Один раз после такого мероприятия к нам обратился человек из Финляндии и спросил, почему мы работаем только в России и не рассматриваем Европу. Он поделился, что принципы работы в нашей сфере одинаковые и в Европе, и здесь.

И предложил попробовать выйти на финский рынок. Но нам показалось, что Финляндия – это не то место, куда мы бы хотели переезжать со своим бизнесом. Это достаточно маленькая страна, поэтому рынок там очень маленький. А на маленьком рынке обычно тяжело развиваться.

Мы тогда подумали, что в принципе нам Европа интересна и хотелось бы попробовать. Идея для международного проекта была такая же, как и у российского: работа с больницами и производителями мед. оборудования.

Сейчас мы уже создали платформу, где будем размещать продукцию местных производителей или продукцию из других стран ЕС и предоставлять свои услуги. Мы предлагаем помощь с тендерами и подготовкой проектов, а также сборкой и установкой мед. оборудования на месте. Потому что вся медицина в большинстве случаев работает через тендеры, а тендеры не готовятся заранее. Ещё до заключения контракта нужно подготовить большое количество документов.

Про внутренние бизнес-процессы

Мы переезжали вдвоем с кофаундером. Сотрудников не перевозили, потому что это и сложнее было, и сотрудников, желающих переехать особо не нашлось. Пока что всё, что мы делаем, делается через подрядчиков из России, или своими руками. Поэтому пока мы ещё не начали нанимать людей здесь.

Мы сделали сайт, сейчас заканчиваем его наполнение. Я встречаюсь с производителями на выставках, созваниваюсь, общаюсь. Пока так. Ближайшую пару месяцев, когда закончим сайт, можно будет начинать общаться с заказчиками. Тогда уже буду нанимать местных испанских менеджеров, чтобы можно было выстраивать коммуникацию без какого-либо барьера.

Я немного говорю по-испански, но из-за специфики сферы здесь нужно владение профессиональной медицинской лексикой. Поэтому чтобы успешно продавать такие услуги, лучше воспользоваться помощью местных.

Мы не рассматриваем только испанский внутренний рынок, хотим выходить в целом на ЕС. Но испаноговорящий человек в команде всё равно нужен.

С производителями мне хватает английского, потому что это обычно медицинские компании, которые работают не только на локальный рынок. Они международные, поэтому сотрудники очень хорошо говорят по-английски.

Про переезд в Испанию

Мы выбрали Испанию, потому что здесь очень комфортная жизнь. Плюс ко всему найм сотрудников тут обойдётся дешевле, чем в других странах Европы. Например, во Франции или Германии.

Мы уже полтора года живём в Барселоне. В начале трудности были типичные: бюрократия, подготовка документов, оформление прописки (это несложно, но обязательно), поиск квартиру, организация быта. Плюс ко всему мы приехали с нулевым испанским, это тоже было большой проблемой. Особенно когда дело касалось бюрократии.

Саму стартап-визу, если посмотреть на мой личный опыт, получить оказалось достаточно просто. Мы обратились в Relocode, нам рассказали, какие документы надо собрать, помогли подготовить бизнес-план. Они взяли наш реальный бизнес-план за основу, подправили, оформили и перевели на английский язык. В дальнейшем тоже все этапы были прозрачны: когда что делать и какие документы собирать.

Про бизнес-инкубатор

Когда мы только переехали, нам писал человек из Малаги, приглашал в бизнес-инкубатор, но мы решили отказаться. Потому что тогда надо было либо переезжать в Малагу, либо очень часто ездить туда. А нам это было не совсем удобно.

В целом у нас не было большой потребности вступить в бизнес-инкубатор и проходить какие-то программы. Может, стоило бы попробовать. Поддержку со стороны коллег, полезные знакомства и обмен опытом я получаю в Barcelona Health Hub. Это место, где люди из сферы медицины и здравоохранения могут работать в одном опенспейсе. Там легко можно найти единомышленников.

А в остальном – на нашем этапе проекта мне полезнее общаться с производителями и налаживать отношения с ними. Может, позже мы и пройдём какую-то бизнес-программу. Сейчас это не приоритет.

По испанской бюрократии я консультируюсь с хестором. Найти его тоже помог Relocode. Есть даже русскоговорящие работники, с которыми можно пообщаться.

О главных проблемах

Всё занимает какое-то время. Например, в России у нас не было проблем с организацией бизнеса, потому что мы уже были в этой сфере. Мы знали, как всё работает, и у нас даже были первые клиенты ещё до того, как мы открыли компанию.

Здесь мы сталкиваемся с незнанием рынка, с плохим знанием языка и ещё какими-то вещами, которые ты не думал, что важны. А оказывается, что они имеют значение. Новые рынки всегда ощущаются по-другому.

Про отношение к маленькому бизнесу

Здесь люди открытые, готовые идти на общение и контакт. Если ты сам показываешь, что хочешь с кем-то поговорить, то все готовы встретиться с тобой где-то за обедом или пригласить к себе на завод.

Что сильно отличается от России, так это отношение к маленьким компаниям. Все очень спокойно к ним относятся. В России если ты маленькая компания, тебе надо сначала доказать производителю свой опыт, чтобы начать работать и продавать. Только после этого тебе будут предлагать улучшенные условия.

Здесь же наоборот – все понимают, что начинать бизнес сложно, и готовы предоставить особые условия для работы. Они тоже заинтересованы в работе с нами, а не только я как владелец маленького бизнеса ищу с ними встречи.

Я был на выставке здравоохранения в Дюссельдорфе. И после выставки, когда знакомился с другими участниками, говорил, что только начинаю бизнес в Испании. Несмотря на это, все были готовы продолжить общение и наладить сотрудничество. После выставки мы тоже продолжаем держать связь.

Никаких предрассудков по поводу того, что мы из России, тоже нет.

Я даже общаюсь с компанией из Англии, с которой мы начинали сотрудничать ещё до того, как переехали в Испанию. Сейчас они уже с Россией не работают, но со мной готовы работать дальше и даже сами проявляют инициативу в этом: хотят созваниваться, общаться, предлагать особые условия, проводить встречи.

То есть, в целом бизнес-общество тут достаточно дружелюбное. Но кто знает, может быть, впереди нас ждёт какая-то жёсткая конкуренция.

Советы для тех, кто хочет переехать за границу

Один из главных советов - взвесить все «за» и «против». Понять, что для вас самое важное. То есть понять, для чего вы хотите переехать? Для бизнеса? Для себя лично?

Во-вторых, нужно иметь план. Набросать примерный порядок действий и следовать ему. В-третьих, не бояться. Если первые два пункта уже сделаны, если вы действительно решили переезжать, всё продумали и выстроили процессы, как надо, то остаётся только решиться и переехать.

2929
11 комментариев

В чем инфоповод? В чём информационная ценность?
Мы открыли перекупский бусинесс в Испании с недоделанным сайтом? Браво, срочно на ВЦ!

6
Ответить

Реклама Релокод-что тут непонятного?

5
Ответить

Что вы понимаете? Статья попала в рассылку vc "Интересные материалы за неделю")) Причем не в блок рекламы, а как реально рейтинговая.

2
Ответить

Просто с языка снял , слесарь установщик медицинского оборудования уже стартапер ,
Маразм какой-то , но раз работает , что говорить. Откуда клиники которые не к производителю идут а к посреднику прокладке.

В России на тотальной коррупции и откатах понятно. Но зачем нужны бизнес прокладки в понятной и матуризированной области.

И главное в чем тут тут стартап в перекупе?

1
Ответить

Похож на того дизайнера, которому в знаменитом ролике дали задание нарисовать параллельно пять перпендикулярных красных линий синего цвета в форме котенка.

1
Ответить

Майрад, я правильно понял, что вы строите агрегатор (интернет магазин) поставщиков мед оборудования с элементами проектирования и сопровождением в тендере?

1
Ответить

"Фаундер" - это же просто основатель по-русски?

Ответить