«Сами мы покупателя не искали»: сооснователи Nginx о сделке с F5, первых клиентах и выходе на мировой рынок
Игорь Сысоев и Максим Коновалов дали интервью «Ведомостям» по следам сделки на $670 млн.
11 марта 2019 года американская компания F5 Networks, которая разрабатывает системы для ИТ-инфраструктуры предприятий, объявила о покупке российского веб-сервера Nginx за $670 млн.
Компанию Nginx основали в 2011 году создатель веб-сервера Игорь Сысоев с партнёром Максимом Коноваловым. Сысоев занимался разработкой сервера с 2002 года. К весне 2019 года технологиями Nginx пользуются более 374 млн сайтов, среди которых «Яндекс», Mail.Ru Group, «ВКонтакте», Netflix, Starbucks и McDonald's, это самый популярный веб-сервер среди самых высоконагруженных проектов в мире.
Основное преимущество Nginx перед конкурентами вроде Apache — в упрощении работы для администратора сайта. По словам Коновалова, Nginx переносит заботу о настройке конфигурации объёмных проектов на плечи разработчиков и помогает проще управлять сайтами.
Изначально сервер распространялся по модели open-source, но сейчас компания зарабатывает на продаже подписки на продукт Nginx Plus — как сооснователи рассказали в интервью, это дополнительные платные модули к серверу: например, для управления трафиком и кластеризации.
Об основании компании
Я не умею заниматься маркетингом, не люблю управлять людьми и не умею продавать — какие могут быть мысли о бизнесе с таким подходом к жизни? Но ко мне начали приходить люди, инвесторы, которые уговаривали создать компанию.
О первом продвижении
Сначала сервер использовали «Звуки.ру», эстонский сайт знакомств Rate.ее и российский сайт знакомств Mamba. Никакого продвижения в современном понимании не было: я не люблю и не умею этим заниматься. Но в какой-то момент возник пользователь из Австрии, который начал переводить документацию к открытому коду на английский язык, а в 2006 году появились первые англоязычные пользователи.
О выходе в США
В 2013 году к Nginx присоединился новый генеральный директор Гас Робертсон и вместе с несколькими сотрудниками начал продвигать продукт компании в США. После привлечения $20 млн в 2014 году от фонда NEA проект смог открыть в США офис продаж, пишут «Ведомости».
Мы с первого дня понимали, что строить бизнес только в России невозможно. Во-первых, российский рынок мал. Во-вторых, очень многие уже использовали Nginx, хорошо разбирались в нем, поэтому сама идея, что мы будем продавать им какое-то решение за деньги, для рынка была дикой.
Без международных амбиций в нас бы никто не инвестировал. И нам самим было интересно делать международную компанию: продукт востребованный во всём мире, какой смысл продавать его на каком-то отдельном рынке?
О сотрудничестве с Netflix
По словам Сысоева и Коновалова, Netflix стал одним из первых крупных клиентов компании — однако платил он не за сам продукт компании Nginx Plus, а за разработку.
С Netflix мы делали нечеловеческий проект: помогали им создать собственный CDN. Для нас — крупнейший фейл. Я подозреваю, что Netflix благодаря ему сэкономил колоссальные деньги, число с семью нулями, а мы заработали в 100 раз меньше. У нас были шаткие переговорные позиции, да и бизнесмены из нас так себе.
О сделке с F5
F5 — лидер на рынке балансировки нагрузок сайтов и ускорения приложений, куда мы в 2013 году вышли с нашим коммерческим продуктом — Nginx Plus. Мы потихоньку пытались конкурировать с этими компаниями — лидером F5, Citrix и другими, — как маленькие рыбки откусывали небольшие куски пирога.
В какой-то момент мы подросли и, видимо, попали на радары F5. Они пришли к нам обсуждать потенциальное партнёрство, и оказалось, что у наших бизнесов много комплементарных элементов, и это быстро переросло в нечто большее. Сами мы покупателя не искали.