Кто такой Product Manager и с чем его хантят?

Кто такой Product Manager и с чем его хантят?

Продакт-менеджер (product manager, PM) – достаточно новая и очень популярная профессия. В этой статье мы постараемся ответить на волнующие всех вопросы: кто же он такой, почему ему столько платят и какие навыки требуются. Также мы поделимся hr-исследованием рынка и расскажем, насколько продакт-менеджер сейчас ему нужен. Итак, давайте начнем!

Кто такой продакт-менеджер?

Продакт-менеджмент – это система управления, с помощью которой создают и выпускают новый продукт, поддерживают и развивают его. А продакт-менеджер управляет всем процессом его создания с нуля и до его завершения.

Продакт придумывает, планирует, создает, запускает и совершенствует продукт. Если просмотреть сотни вакансий и провести анализ, становится понятно, что продакт-менеджер – специалист, работающий на стыке бизнеса, маркетинга и программирования.

Немного из истории…

Продакт-менеджмент как дисциплина зародился в США в 1930-х годах в компании Procter & Gamble. Эта компания одна из первых начала системно управлять своим продуктом на протяжении всего его жизненного цикла, разделив маркетинг на две отдельные функции: управление брендом и управление продуктом.

В рамках управления продуктом были разработаны процессы и методики, которые позже стали называться продакт-менеджментом. Но необходимо отметить, что некоторые элементы продакт-менеджмента (например, управление жизненным циклом продукта) использовались в бизнесе еще раньше.

HR-исследование рынка продакт-менеджеров

Онлайн-университет ProductStar, лидер рейтинга Smart Ranking за I квартал 2022 года по темпам роста бизнеса в сегменте цифровых профессий, и служба исследований крупнейшей российской платформы онлайн-рекрутинга hh.ru представили результаты исследования рынка продакт-менеджмента России.

Исследование показало, что спрос на специалистов по продукту в 2022 году достиг максимума с 2017 года.

Количество вакансий на позицию product manager (PM) ежегодно растет в среднем на 14%, в Москве этот рост опережает общероссийский на 2 процентных пункта. В 2017 году компании искали 8 600 продактов, к 2020 году показатель превысил 12 000 вакансий. Только за первую половину 2021 года общее количество открытых вакансий продакт-менеджеров в России составило 8 400.

Москва занимает первое место по открытым вакансиям продакт-менеджеров. Также сегодня продуктовый подход интересует компании в Санкт-Петербурге, Новосибирской, Московской, Свердловской областях и Татарстане. За первые пять месяцев 2022 года в Москве компании открыли более 4 500 вакансий PM на hh.ru. В 2017 году показатель открытых вакансий продакт-менеджеров в столице не превышал 4 300.

Зарплатные предложения на рынке:

  • до 100 000 ₽ – 12.52% вакансий
  • от 100 000 ₽ до 150 000 ₽ – 10.05% вакансий
  • от 150 000 ₽ до 200 000 ₽ – 12.17% вакансий
  • от 200 000 ₽ до 250 000 ₽ – 17.81% вакансий
  • от 250 000 ₽ до 300 000 ₽ – 14.99% вакансий
  • от 300 000 ₽ до 350 000 ₽ – 15.17% вакансий
  • от 350 000 ₽ до 400 000 ₽ – 10.58% вакансий
  • от 400 000 ₽ – 6.7% вакансий

На что обращают внимание при приеме на работу

При приеме на работу продакт-менеджера компании наибольшее внимание обращают на следующие навыки соискателя:

  • Управление продуктом выделили как ключевую экспертизу 19% работодателей.
  • Вторым преимуществом хорошего специалиста компании считают умение вести активные продажи— так ответили 17% работодателей.
  • В тройку наиболее важных навыков входит знание английского языка – 12% компаний указали это требование в вакансиях продакт-менеджеров.
  • Также компании охотнее возьмут на работу сотрудника с опытом управления проектами, готовностью работать в команде и знанием маркетинга.

Таким образом, можно сделать вывод, что спрос на специалистов по продакт-менеджменту будет всегда.

Почему продакт-менеджер будет востребован в России?

На данный момент в России стали недоступны многие сервисы, к которым мы все так привыкли: корпоративные мессенджеры, сервисы бесконтактной оплаты, CRM-системы, стриминговые сервисы. И пользователи ждут, когда на замену этим продуктам придут российские аналоги, а значит, сейчас самое время занять освободившийся рынок. Но сделать это не так просто, так как перед продакт-менеджерами встает непростая задача – запустить качественные сервисы за короткий срок и не потратить весь бюджет компании, ведь быстрая разработка требует больших инвестиций.

Какие навыки нужны продакт-менеджеру?

Базовые навыки продакт-менеджера не утратили актуальность, так как это очень перспективная работа, которая по-прежнему нужна компаниям.

Требуются продакты, которые умеют разбираться:

  • Во frontend-разработке (разработчик занимается клиентской частью веба, разработкой интерфейса цифрового продукта, то есть видимой пользователю части);
  • В backend-разработке (специалист занимается созданием программно-аппаратной части продукта, то есть его «начинкой», скрытой от юзера);
  • А также в построении финансовой модели, анализе данных, проведении маркетинговых исследований и выстраивании коммуникации как с пользователями, так и со своей командой.

Хороший продакт-менеджер:

+ Понимает принципы работы продукта+ Оценивает сроки релиза+ Готовит документацию продукта+ Описывает разнообразные фишки и уникальные качества продукта

Плохой продакт-менеджер:- Ставит масштабирование превыше исследования- Полагается на чужие исследования и проекты- Боится ошибок

Итог

Прямо сейчас видно, что компании начали опять интенсивно инвестировать в найм компетентных продакт-менеджеров, и этот тренд сохранится ближайшие несколько лет. Причем как в классических IT-компаниях, так и в Web3-сфере, где качественный продукт является главным критерием инвестирования в стартапы. Поэтому переживать о востребованности и и перспективности не стоит – рынок ждет новых, компетентных продакт-менеджеров!

11
1 комментарий

Всем доброго дня! Посвященные в тему продакт-менеджмента, подскажите пожалуйста, от чего в работе продакты получают наибольшее удовольствие не считая оплаты? У меня сложилось мнение что работа продакта весьма скучное занятие.
Продукты, которые надо заменить всем понятны известны, концепции и требования к ним проработаны.
Есть ли драйв в этой работе и в чем?

Ответить