Продуктовый маркетолог: начало карьеры, ключевые навыки

Профессия продуктового маркетолога в России набирает обороты. Вижу много вакансий в технологических компаниях, каждый день появляются новые. Растет и интерес со стороны соискателей: тех, кто только начинает карьеру или хотел бы перейти из других сфер (продажи, клиентский сервис). Вопросы, которые я слышу: "как понять, что я подхожу?", "какие первые шаги?", "что, если у меня нет опыта здесь, но есть другой?".

Вопросов больше чем ответов. Онлайн-университеты только разработали программы подготовки к профессии, информации на русском мало, а описания вакансий могут испугать длинным списком навыков и знаний, нужных для работы. Чтобы плавно войти в должность и адаптироваться, я бы сосредоточилась на главном…

С задачами продуктового маркетинга так или иначе работаю с 2013 года. Объем и состав зависит от стадии жизненного цикла продуктов, изменяется, но всегда включает понимание ответов на вопросы: какие проблемы решаем (продукт), чьи это проблемы (клиент), как продавать (упаковка, каналы продаж и коммуникации) и по какой цене.

Ожидания от опытного продуктового маркетолога

Такой специалист умеет решать конкретные задачи. Вот некоторые из них:

  • позиционировать продукт,
  • проводить интервью, win/loss анализ,
  • выяснять причины оттока клиентов или низкой конверсии из этапа в этап в процессе продажи,
  • предлагать и внедрять рабочие решения,
  • обучать отдел продаж,
  • вместе с продуктом формировать календарь запусков и определять объем маркетинговой поддержки, стратегию коммуникации.

Ожидания от начинающего продуктового маркетолога

Специалист без опыта в продуктовом маркетинге может разобраться с этим в процессе работы. Но есть 4 навыка, без которых будет сложно адаптироваться и приносить результат:

  • Навыки ведения и реализации проектов. Приготовьтесь к большому количеству параллельных проектов. Они будут растянуты по времени, иметь разные цели, число промежуточных этапов и состав участников. Здесь полезны навыки ведения проектов плюс способность организовать себя, довести дело до конца.
  • Навыки решения проблем. Продуктовый маркетолог хорошо знает продукт, отличия от конкурентов, клиентов, их нужды, причины оттока и мотивы выбора других продуктов, не ваших. Любознательность плюс навыки работы с данными, помогут найти ответы, которые станут основой для эффективных решений.
  • Навыки коммуникации. Проекты продуктовых маркетологов кросс-функциональны. Для запуска продукта или фичи на разных этапах вы будете взаимодействовать с продуктом, продажами, контентом, social media, PR, клиентским сервисом. Эмпатия плюс умение слушать, переговорные и навыки построения отношений здесь полезны. Ведение проектов так же, но о них я говорила выше.
  • Отдельно выделю презентационные и сторителлинг. Представить позиционирование, обосновать необходимость изменения цены, рассказать о запуске внутри и за пределами компании, осветить преимущества продукта, сценарии использования так, чтобы было ясно и понятно, нашло отклик и уменьшило дистанцию между участниками диалога. С этим справляются люди, которые умеют слушать, выделять главное и доносить до собеседника в нужной форме. Истории помогают передать смысл так, чтобы он нашел отклик и запомнился.

Вход в профессию

Войти в сферу можно с нуля, после университета: найти компанию со стартовой позицией, приобретать опыт и постепенно брать более сложные задачи в стратегии.

Второй сценарий: получить опыт в продажах или тактическом маркетинге, например, диджитал, а потом перейти в продуктовый, чтобы работать со стратегией. Если не понравится, вернетесь обратно. А если понравится, то полученный опыт будет дополнять картину и помогать в решении задач.

Что почитать:

- Филип Котлер “Основы маркетинга”. Вся база для работы маркетологом. Построит фундамент и несущие стены знаний. Практика и остальные книги - декор.

- Джет Траут "Позиционирование". Расскажет о том, что это такое, какие стратегии использовать, если вы лидер рынка или новый продукт. Много кейсов из традиционных отраслей.

- Роберт Фицпатрик “ Спроси маму”. Руководство для тех, кто проводит интервью. Расскажет, как задавать вопросы, чтобы получить ценные ответы

11
реклама
разместить
1 комментарий

Полезная статья, вместе с тем больше подходит для джунов. Кстати, если ты опытный маркетолог и хочешь поделиться экспертизой, приходи к нам в подкаст "Багрепорт". P.S. в новом сезоне у нас участвуют только девушки ;)