Keyrent.ru — сервис для аренды квартир без личных встреч

Мы сделали вызов рынку недвижимости.

1818

Выводы:

Вам предстоит сформировать целую культуру у населения и плотно взаимодействовать с властями (ФНС, Росреестр, муниципалитеты и т.д.)

Я убежден, что без крупного партнёра, крупных инвестиций и сильной команды это не реализовать. Но в любом случае, идея обязательно будет реализована в РФ, вопрос времени.

Проект, над которым мы работали, оказался намного больше, чем разработка + аналитика + маркетинг. Сначала мы работали на рынок США, потом переключились на РФ. У нас была команда, собственные инвестиции на разработку и аналитику и подвязки с крупными инвесторами.

Но в итоге пришли к выводам, что вероятность успеха у нас очень небольшая и рисковать ради неё своим временем и деньгами не стоит. Есть другие проекты, к которым страна созрела.

Немного моих советов:

- Вы написали про Европу и США, но я рекомендую сосредоточиться исключительно на одном рынке.

Если на рынке краткосрочной аренды правила одинаковые на всех рынках, то тут даже в рамках ЕС правила абсолютно различаются. Правила сдачи в Германии и Австрии отличаются от той же Чехии и Польши.

Если говорить про США, то тут, конечно, вообще всё по-другому.
У них есть кондоминиумы, а есть доходные дома, принадлежащие крупным девелоперам. Там и C2C, и B2C. В РФ B2C в аренде только-только развивается. Вы должны знать про их систему со скорингом, application, высоком уровне доверии риелторам и т.д.

Если в РФ рынок действительно варварский и здесь есть что решать, то в США он более цивилизованный. Там те же риелторы имеют свою ассоциацию, проходят обучение,
сдают экзамены. Посмотрите Zillow, Trulia, Zumper, как много там объявлений от собственников. Их почти нет. Но там ценят труд риелторов, потому что они в отличии от российских работают.

От собственников можно найти на Craiglist или Facebook, но в основном это не очень хорошие варианты, часть из них ориентирована на экспатов.

Я это к тому, что даже рынок США настолько неоднороден, что, чтобы создать одну систему и сломать сложившуюся, нужны титанические усилия и много-много денег.


- Поизучайте чужой опыт
1. Spotahome.com (Европа) - самый успешный, на мой взгляд, но сюда и положили $64 m.
2. Flatio.com (Европа)
3. Nestpick.com (Европа) - у них вообще интересная история - студент получил инвестиции, работал над проектом, потом проект признали провальным и его превратили в агрегатор.
4. Rentberry.com (США)
5. Nestaway.com (Индия)
Знаю, есть еще один проект в Сингапуре. В общем, их достаточно много.


- Упорядочьте монетизацию
1. 10% ежемесячно
2. 50% единоразово
3. Бесплатно
Выбор это не всегда хорошо. Фикс + доп. услуги - более ясная модель.
Ну и 10% для арендодателя ежемесячно, на мой взгляд, это очень много.
У нас арендодатель вообще ни копейки не платит, а тут еще 10% сверху, да и налоги.
Фактически же будет платить арендатор, т.к. ежемесячная оплата вырастет.
Если есть какой-то материал, где описывается, что 10% ежемесячно в РФ будет работать я бы хотел бы посмотреть.

- Больше аналитики, больше исследований, R&D
Многие эту часть пропускают, делая ну совсем поверхностную аналитику, которая вообще не отражает реалий. Загвоздка в том, что некоторые останавливаются на этом, не видя проблем сырого проекта. Естественно, такие проекты обречены на смерть.

Другая загвоздка заключается в том, что, выкатывая сырой продукт на рынок, можно подпортить себе репутацию. Если в сознании клиента закрепится, что вы не ок, то это очень плохо. Вернуть человека будет крайне сложно. Более того, может получиться сарафан наоборот, когда клиент распространит негатив про проект.

Есть мнение, что надо запилить MVP, а потом уже смотреть, что тут не так, и отчасти так и есть.
Но есть некоторые базисы, которые нужно знать перед стартом и на старте, тогда результаты будут значительно лучше.

Когда у вас нет чёткой концепции, понимания продукта, вы плохо знаете вашу аудиторию, проблематику, сам рынок, тогда вы делаете некорректные выводы. Вы считаете, что предлагаете решения, но по факту это не так.

На примере комментариев здесь, видно, что люди считают проблему доверия очень острой,
а у вас продукт построен для общества, в котором отсутствует проблема доверия. В итоге, как заметил комментатор выше, вы усугубляете существующую проблему.

3

... может получиться сарафан наоборот ...Очень верно подмечено. Один из случаев, когда комментарий лучше публикации.