Четыре типа руководителей, которые привели меня к выгоранию и затем – работе на себя

Меня зовут Александра Авдеева. Занимаюсь PR-продвижением предпринимателей и экспертов в СМИ и руковожу агентством ЗНАТЬ. Несколько лет я работала в найме, но постоянно выгорала там. Потом открыла свое дело и эта проблема ушла. Делюсь с редакцией WEEEK, почему каждое новое место работы становилось испытанием, какие руководители приводили меня к выгоранию и как предпринимательство избавило меня от негативных эмоций.

Четыре типа руководителей, которые привели меня к выгоранию и затем – работе на себя

Начать хочу с четырех историй о руководителях, с которыми я сталкивалась, когда работала в найме.

Авторитарный руководитель, который не знает, чего хочет

После университета я устроилась на работу в PR-студию в Красноярске, поработала там два месяца и поняла, что выгорела. Руководитель сначала привлекла меня своей интересной жизненной историей, карьерными достижениями и сильным характером. Но уже через месяц сотрудничества стало понятно, что она авторитарная личность и в ее стиле было давить на сотрудников и давать непонятные задачи. Например, она могла требовать переделать текст статьи, но при этом не говорила, что именно в нем не так. Я переделывала текст много раз, пытаясь угадать, какой же результат ее устроит. Это очень изматывало.

Что бы я посоветовала такому руководителю сегодня. Давать качественную обратную связь сотрудникам. Потому что молодой сотрудник не всегда может задать правильные вопросы и «вытащить» нужную информацию. Тем более, когда общение происходит в жесткой форме, на повышенных тонах. От такого отношения человек быстро выгорит.

Руководитель, который не “чувствует” сотрудников и перегружает их задачами

Когда я переехала в Санкт-Петербург и устроилась на работу в рекламную компанию, на первом собеседовании руководитель отметил мои лидерские качества и сказал, что я отлично им подхожу. Я работала с полной самоотдачей: за год работы не взяла ни больничный, ни отпуск. При этом постоянно задерживалась на работе. Если было необходимо, то ездила в командировки в Москву и брала дополнительные проекты.

Руководителю нравился мой трудоголизм, она поощряла это и давала дополнительные проекты. Но через время я выгорела и призналась ей в этом. Она сказала, что политика террора в отношении сотрудников – это ее метод работы и перегружать сотрудников для нее нормально. Меня шокировала эта фраза и через два месяца я завершила свои задачи и уволилась.

Что бы я посоветовала такому руководителю сегодня. Учиться чувствовать людей и не загонять их в угол огромным количеством задач. “Политика террора” не понравится никому, даже если за такую работу много платят. Рано или поздно человек выгорит, а руководитель – потеряет ценного сотрудника.

Руководитель, который не может организовать коллектив

Однажды мне нужно было организовать раздачу новогодних подарков. Это была сложная логистическая задача: нужно было из 100 клиентов выбрать 20-30 топовых, ранжировать их по стоимости подарка, а также оформить, упаковать и проследить за тем, чтобы все подарки были доставлены и не потерялись. Задачу делали несколько человек. Если кто-то что-то забывал сделать, то в коллективе начинало расти недовольство. Что делала в это время руководитель? Игнорировала и не вмешивалась. Когда подобная ситуация повторилась, несколько сотрудников не выдержали и ушли.

Что бы я посоветовала такому руководителю сегодня. Обязанность руководителя – поддерживать доброжелательное настроение в коллективе, особенно в таких стрессовых ситуациях. Направлять и разрешать конфликты. В противном случае, сотрудники начнут быстро выгорать.

Руководитель, который не компетентен и не хочет признать это

Когда-то я занималась продвижением премиального фитнес-клуба и мой руководитель сказала: «Хочу, чтобы в социальных сетях были мемы с котиками!». Но это противоречило Tone-of-Voice бренда: премиальные клиенты, камон, какие еще котики? Руководитель продолжала настаивать.

Хочу отметить, что меня принимал на работу в этот фитнес-клуб приглашенный консультант из Москвы. Это был очень грамотный руководитель-маркетолог, который потом уехал и передал задачи операционному директору.

У операционного директора не было знаний в маркетинге, она лишь контролировала процесс продвижения, чтобы владелица клуба была довольна результатом.

Что бы я посоветовала такому руководителю сегодня. Прислушиваться к сотрудникам, которые пришли улучшить бренд. Толковые специалисты остаются надолго в компаниях, которые готовы меняться к лучшему и выполнять их рекомендации.

Работа, из-за которой выгорают вовлеченные трудоголики

Если вы – активный трудоголик, которому важно постоянно развиваться, и увидели в моих историях себя, вам точно не подойдет такая работа:

  • Работа с однотипными задачами. В первые месяцы такая работа может зажечь огонь в ваших глазах, но потом вам станет скучно, вы выгорите и уйдете.
  • Работа без отпуска. Сначала трудоголику интересно и он может год работать в очень активном ритме. Я тоже так делала, но через 12 месяцев чувствовала себя выжатым лимоном. Нужно инициировать отпуск хотя бы раз в полгода.
  • Работа, в которой нет ответа на вопрос “Зачем я это делаю?”. Я отношусь к поколению Y, поэтому мне всегда необходимо знать ответ на этот вопрос, прежде чем я начинаю работу. Важно, чтобы была понятна цель и результат, к которому я приду в итоге. Кстати, если вы из поколения X, вы, скорее всего, более исполнительны и не станете спорить с руководителем. А вот тем, кто относится к поколению Z, важно делать только то, что им интересно и что их мотивирует. Поэтому они еще более категоричные, чем Y.

Чтобы выйти из выгоревшего состояния кому-то хватит двух недель, а кому-то нужно не меньше 2-х месяцев

Иногда я отправлялась в отпуск, чтобы сменить обстановку, через две недели возвращалась с новыми силами и желанием покорять этот мир. А если поехать не получалось, то просто много гуляла на свежем воздухе, высыпалась, правильно питалась, занималась спортом и читала. В режиме рабочих авралов это не всегда было доступно.

После работы в фитнес-клубе я восстанавливалась два месяца. Не хотелось делать ничего, кроме как лежать, смотреть видеоролики на YouTube и разбираться, почему ситуация опять повторилась.

В тот период поняла, что хочу работать на себя. Видимо, мне нужно было несколько раз хорошенько выгореть для этого. Стала заниматься нетворкингом и позиционировать себя на встречах как самостоятельный PR-специалист. Так появились первые клиенты и начался мой новый путь.

Занимайтесь спортом, правильно питайтесь и соблюдайте режим дня – так вы быстрее избавитесь от выгорания

Плохой режим – когда утром просыпаешься через силу, хочешь спать, но надо вставать и ехать куда-то в любую погоду. Любое действие через внутреннее сопротивление тебя «выжимает», как лимон.

Плохое питание – когда ешь поблизости в какой-то столовой или перекусываешь десертами. У меня такое бывает, если идет напряженная работа. В такие моменты хочется больше сладкого, чтобы восполнить стресс быстрыми углеводами.

В расслабленном же состоянии ложишься спать в районе 23 часов и просыпаешься 8-9 утра. При этом чувствуешь себя комфортно, занимаешься рабочими делами в дневное время, а не поздно вечером. Так, постепенно выправляется режим дня и питания. Это может быть и домашняя кухня, и спокойная атмосфера кафе.

Быть в тонусе очень помогает спорт. Раньше я занималась волейболом 3-4 раза в неделю по 2 часа. Это здорово перезагружало голову и заряжало эмоциями. Сейчас я в декрете и перешла на йогу и танцы по 15 мин в день.

Психолог может помочь избавиться от выгорания, но главный помощник – это вы сами

Был период в моей жизни, когда я работала с коучем-психологом. За эти полтора месяца я научилась эффективно планировать дела, зарядилась уверенностью и даже пригласила стилиста на дом, чтобы разобрать гардероб. В тот период я впервые начала пользоваться сервисами для планирования задач, оказалось, в них вести дела намного удобнее, чем в Google-календаре.

Конечно, удобнее! Ведь в таск-менеджере можно не просто запланировать дела, но и указать для каждой задачи дедлайн, назначить исполнителя и приоритет. Запланируйте задачи на неделю или на месяц в планировщике WEEEK и не переживайте, что забудете о них или пропустите важный комментарий от коллеги: система уведомлений пришлет вам напоминание на почту, в Telegram или в виде пушей:

Так выглядит планировщик задач в режиме недельного календаря от WEEEK
Так выглядит планировщик задач в режиме недельного календаря от WEEEK

Психолог мне очень помогла разобраться в себе, но было важно также делать самостоятельную работу. Я не хотела получить зависимость от психолога, поэтому очень много договаривалась с собой и постоянно отвечала на вопрос «Что я могу сделать, чтобы выгорание больше не повторялось?».

Свободный график и работа, когда хочется, а не когда надо – лучшее средство от выгорания

Сейчас, работая на себя, я совмещаю отпуск с работой и не разделяю это. Для меня это определенный образ жизни: если мне интересно дело, то оно постоянно со мной. Я не пытаюсь от него избавиться и продолжаю работать в отпуске, но в более лайтовом формате. Например, работаю полтора-два часа в день, а остальное время отдыхаю.

Моя рабочая нагрузка теперь волнообразная: есть периоды высокого сезона и активности, а есть периоды затишья. Иногда в будни я устраиваю разгрузочный от работы день. Такой день максимально лайтовый и больше похож на выходной. А в выходные, наоборот, если чувствую энтузиазм, то выполняю рабочие задачи. Подобный режим помогает прислушиваться к себе и не выгорать.

Я работаю “блоками” примерно по 2 часа – таких интервалов 3 в день. Когда отдыхаю, занимаясь домашними и семейными делами, делаю дневной перерыв для сна или занимаюсь йогой.

Работать интервалами удобно с Pomodoro-таймером от WEEEK. Попробуйте технику 30-ти минут, когда на выполнение задачи у вас уходит 25 минут, а оставшиеся 5 – на отдых. Этот метод помогает сконцентрироваться на задаче и не отвлекаться каждые 3 минуты на мессенджеры и соцсети:

Это помодоро-таймер, встроенный в WEEEK
Это помодоро-таймер, встроенный в WEEEK

4 совета, как быть эффективным и не выгорать

  • Выделите время для уединения. Может, это будет один день в неделю или несколько часов по воскресеньям, когда вы будете анализировать свое состояние. Можно выписать план дня и расписать, чем вы конкретно занимались. И рядом с каждым делом указать, что вам доставляло удовольствие, а что – нет.
  • Создайте список радостей, которые вас наполняют: занятия, вещи и люди. Старайтесь добавлять их больше в свою жизнь. Так, фокусируя внимание на том, что вам нравится, вы поймете, когда вы наполняетесь, а когда – отдаете энергию.
  • Уходите от токсичных и агрессивных людей и дел, которые вам не нравятся. Работайте с теми людьми, с которыми интересно общаться и у которых можно научиться чему-то новому.
  • Не бойтесь быть на 3-5 месте в нише или даже выйти в непопулярную нишу. Когда я выбрала нишу продвижения предпринимателей в СМИ, то не встречала на нетворкингах людей, которые занимались бы тем же самым. Это было уникальное и интересное направление.
1212
7 комментариев

Да, руководители, которые сами не знают, чего хотят, это конечно адище... Тут прям собрали самые распростраенные тяжелые случаи)) Ответ один - уходить от таких надо, и как можно быстрее. А не ждать, пока они выжмут тебя, как лимон

Ответить
Комментарий удалён модератором

Это точно... Но всегда же есть надежда, "а вдруг он изменится". Вот и ждут из-за этого.

Ответить